Цели:
- Провести наблюдения над зимними изменениями в живой и неживой природе.
- Систематизировать и обогатить знание детей о взаимосвязи элементов живой и неживой природы зимой.
- Познакомить с особенностью жизни растений и животных в природе зимой.
Наглядность: гербарий лиственных и хвойных деревьев, рисунки и репродукции картин зимней природы, таблицы - домики, слова на карточках с названиями явлений неживой природы, рисунки животных, тесты – задания в конвертах, аппликация зимнего леса (для индивидуальной работы), фрагменты фильма «Зима в лесу».
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Повторение изученного материала.
Чему будем учиться на уроке вы узнаете, если выполните задание.
Разделить рисунки на 2 группы. (работа в парах за партами и двое учеников у доски) (Детям предлагаются предметы живой и неживой природы
По каким признакам разделили.
(живая и неживая природа)
Знания об объектах живой природы и явлениях неживой природы нам понадобятся сегодня на уроке.
3. Сообщение темы и цели урока.
Отгадайте загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима.)
Чему же будет посвящен наш сегодняшний урок?
Прочитайте тему урока. « В гости к зиме ».
Говорить о зиме мы будем, путешествуя по зимнему лесу, и посмотрим, что изменяется и как изменяется в живой и неживой природе.
Наша задача: установить, как влияют зимние изменения в неживой природе на объекты живой природы.
4. Работа над новым материалом.
Начинаем путешествие с явлений неживой природы.
(Вывешиваю эмблему явлений неживой природы – снежинки)
Совершая путешествие, мы узнаем, какие изменения происходят в неживой природе с приходом зимы.
Откройте учебники на стр. 132-133.
Прочитайте текст о неживой природе, чтобы затем ответить на вопрос – Какие изменения происходят в неживой природе зимой?
Кто готов?
Назовите признаки зимы в неживой природе.
(Дети называют, учитель вывешивает карточки – слова с явлениями неживой природы)
Среди всех названных признаков зимы выберем самые главные.
Температура воздуха Снег Лёд Солнце низко Долгота дня.
Вывод: Солнце низко над горизонтом, температура воздуха днем и ночью ниже 0, ночи длинные, дни короткие, осадки в виде снега, почва замерзла и покрыта снегом, водоемы покрыты льдом.
Продолжая путешествие, мы отправляемся в зимний лес.
А знакомы ли вы с зимним лесом?
- Посмотрим, насколько вы наблюдательные путешественники.
а) Работа с гербарием. (Береза, липа, сосна обыкновенная, сосна кедровая, лиственница, дуб, клен)
Определите, как называется это растение?
Как вы определили?
Какие это растения?
Разделите эти растения на группы.
На какие 2 группы мы разделили деревья? (Лиственные и хвойные).
б) Краеведческий материал. (Разговор о лиственнице)
(На партах у каждого ученика лежит плод лиственницы.)
Определите, плод, какого дерева лежит у вас на партах.
Почему я решила показать вам плод этого дерева?
Это дерево растет в нашей местности.
Подробнее о лиственнице нам расскажет Оксана Говоруха. (Приложение 1)
в) Беседа о взаимосвязях живой и неживой природы. (Жизнь растений ).
Как выглядит лес! ( Лиственные – голые. Хвойные - с листочками)
Какие изменения в неживой природе повлияли на жизнь лиственных растений?
(Прикрепляю гербарий березы на доску)
Почему лиственные деревья стоят голые?
Влияет ли температура воздуха?
Как?
Что еще влияет? – Снег (тяжелый)
- Как?
Какие еще условия нужны, чтобы растение росло. (Нужно, чтобы растения дышали нужен свет)
Растение живет, а дышит, когда светло.
А какие дни зимой?
Сделайте вывод: Почему изменилась жизнь лиственных растений.
Вывод: так как стало холодно, то есть t воздуха ниже 0, почва замерзла, выпадает снег и день становится короче, то большинство лиственных растений сбрасывают листву на зиму.
Умирают ли лиственные растения?
Конечно, нет. Хоть деревья сбрасывают листву, но на ветках остаются почки. Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих лет растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание почек». Есть травянистые растения, которые уходят под снег зелеными.
Почему они не замерзают? (ответ на этот вопрос подготовьте дома).
Почему хвойные деревья не сбросили свои листья-хвоинки?
Хорошо. Лес остался живым, но он спит.
Жизнь зверей зимой.
а) Сообщение о жизни зверей зимой.
Продолжаем путешествие по зимнему лесу.
Кого можно встретить зимой в лесу?
Сейчас мы послушаем и посмотрим, как зимуют некоторые звери.
(Дети выходят и рассказывают о медведе, о кабане, лосе, ласке, лисе, мышке и полевке, зайце ,волке.)
Рассказ сопровождается фрагментами фильма «Зима в лесу». Учитель прикрепляет к доске «домики» с надписями: «впадает в спячку», «запасают корм», «ищут корм в природе». После каждого рассказа о звере учитель прикрепляет рисунок зверя в соответствующий «домик»
б) Взаимосвязь между явлениями неживой природы и объектами живой природы (жизнь зверей).
Как зимуют звери? (по-разному)
А как по-разному?
Почему медведь залег в спячку?
Чем питался медведь летом и осенью?
Где ягоды? Где рыба? Где насекомые и мелкие зверушки?
Какие изменения в неживой природе повлияли на жизнь медведя?
Почему же белка, мыши и полевки не спят?
Лось и лиса делают запасы? Почему они не залегают в спячку?
Почему произошли изменения в жизни зверей?
Вывод: Стало холодно, многие мелкие зверушки спрятались в норки под снегом, выпал снег и укрыл кустарники и травы. Не стало корма зверям.
5. Обобщение.
(У детей на партах лежат конверты с заданием, 3 варианта.) (Дифференцированная работа)
Дети, у которых лежат красные закладки на партах:
- допишите недостающие слова, чтобы получился рассказ о зимних изменениях в живой природе. (Приложение 2)
Дети, у которых лежат на партах зелёные закладки: закончите предложения об изменениях в неживой природе зимой. (Приложение 2)
Дети, у которых желтые закладки: составьте картину зимнего леса.(Задание в рабочей тетради )
Проверка:
- Прочитайте, какие изменения произошли в неживой природе зимой?
- Прочитайте, какие изменения произошли в живой природе зимой?
- Какие замечательные картины зимнего леса у вас получились? (несколько работ прикрепляю на доску).
- В какую группу прикрепим ( в живую или неживую природу)?
6. Итог урока.
Какая задача была на уроке?
Что мы увидели в зимнем лесу?
Вывод: Изменения в неживой природе повлияли на объекты живой природы.
Мы совершили путешествие в зимний лес, погостили у зимы. Мы не встретились с некоторыми растениями, потому что их укрыл снег. Мы не увидели всех животных, так как они спят, или прячутся в своих норках и гнездышках.
О том, как зимуют другие животные, мы будем говорить на следующем уроке.
7. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о зимующих птицах.
Ответить на вопрос. Почему некоторые зеленые травянистые растения под снегом не замерзают?
Выполнить рисунок «Зима в лесу», используя материалы нашего путешествия.