Воспитание гражданственности является важнейшей целью всякого общества. Сейчас крайне необходима система позиций, принципов, целей, которая должна объединять общество. Такой объединяющей системой может стать гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы.
Несомненно, процесс выработки нравственных представлений по вопросам гражданственности должен осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Школьники среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность.
В воспитании гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности этого понятия, важнейших сторон проявления гражданственности и глубокое эмоциональное переживание проблемы. Вполне естественно, что чем богаче представление обучающихся о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются оценочные суждения и развивается моральное сознание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения, определённая поведенческая модель. Воспитание гражданственности должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности. Этой позицией и обусловлен выбор направления воспитательной работы.
Я убеждена, что ощущение Родины появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания.
Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Не мыслили себя Пушкин без Михайловского и Захарова, Чехов без своего Мелихова, Тургенев без Спасского-Лутовинова.
Стараясь реализовать данное направление в своей воспитательной работе, я использую разнообразные формы:
- Интеллектуально – познавательная игра «Знаешь ли ты свой город?»;
- Презентация «От крепости до большого города»;
- Экскурсия «Улицы, носящие имена героев»;
- Экскурсия «Промышленный Омск»;
- Фотовыставка «Любимые места моего города»;
- Творческие конкурсы;
- Час общения «Прикоснись к истории своей»;
- Конференция «Мой семейный архив», «Моя родословная»;
- Классный час «Моя малая Родина»;
- Литературная гостиная «Литературный Омск»;
В своей работе я использую различные технологии: информационные, игровые, проектные, технологию проблемного обучения. Анализ существующих технологий показал, что наиболее целесообразной в целях развития гражданственности является технология конструирования культуротворческой ситуации.
КТС – это ситуация разрешения психологического напряжения, возникшего в процессе выявления противоречий между новыми знаниями, ценностями, смыслами и субъектным опытом, направленная на организацию внутреннего мира и стимулирующая развитие эмоционально – ценностных отношений и творческих способностей личности.
Использование КТС в воспитательной работе нацелено на расширение образовательного пространства, создание условий для духовного и социального самоопределения личности, способной на продуктивный диалог с обществом.
(См. Приложение №1)
Традиционным в моей педагогической практике стало проведение классного часа «Моя малая Родина». Необходимо отметить, что классный час (как самая распространённая форма работы) в современной школе претерпел качественные изменения. Инновационные процессы в области педагогических технологий необходимо использовать и в воспитательной работе. Современный классный час не ограничивается беседой на ту или иную тему.
Мною обозначены следующие цели классного часа:
- осознать, что понятие «Родина» вмещает очень многое: это и место рождения, и друзья детства, это любимые улицы, переулки, дома, это твоя семья с её историей и традициями;
- воспитывать уважение к малой Родине,
- формировать гражданскую позицию, в основе которой любовь к близким, к тому месту, где ты живёшь;
- развивать творческие способности, критичность мышления.
Проведение классного часа предполагает серьёзную подготовку:
- создание творческих проектов;
- написание сочинений, стихотворений;
- подготовка вопросов для викторины;
- подготовка мультимедийной презентации;
- организация фотовыставки;
Данный классный час нацелен на то, что ходе ребята придут к осознанию, что любовь к родному городу, семье, стремление поддержать порядок в подъезде, во дворе – это и есть проявление истинного патриотизма. Не звуки фанфар, а каждодневные поступки – вот слагаемые истинной любви к Родине.
С понятием «малая Родина» они должны связывать свою семью, её историю, традиции. Хочется, чтобы ребята поняли, что каждая семья, каждый человек, несомненно, вносит свою лепту в историю страны. Мы свидетели исторических событий и от каждого из нас зависит жизнь страны. Это трудно осознать ребёнку, но именно это осознание и определяет его гражданскую, личностную позицию. Важно осознание обучающимися «малой Родины» как общечеловеческой ценности.
Беседа.
Слово учителя:
Человек так устроен, что всю свою жизнь он чувствует неразрывную связь с тем местом, где родился и вырос. «Мы – семья. Наш город – наш дом. Звучит банально, но если почувствовать, если от сердца, то становится ясно: мой город – моё будущее. Здесь моя семья, мои друзья, мой дом. Здесь ждут моей заботы, верят в мои силы, здесь мне всегда помогут. Мой покой будет и впредь охранять дозорный на пожарной вышке, Любаша пригласит на прогулку по Любинскому проспекту…» Это строчки из сочинения бывшей ученицы нашей гимназии вашей ровесницы. Как вы для себя определяете понятие «малая Родина»?
Ученик: Конечно, это то место, где ты родился и вырос, где прошло твоё детство, где ты был абсолютно счастлив.
Учитель: Если я у вас спрошу, какое чувство вы испытываете по отношению к своему городу, то, безусловно, вы скажете о любви.
Учитель: Что значит, по-вашему, любить город? Как должно проявляться чувство любви?
Ученик: Это значит заботиться о благосостоянии города, стараться делать всё для процветания родного города. Сейчас мы можем следить за чистотой в парках и скверах, можем высаживать деревья, цветы, работать в специально созданных трудовых отрядах по благоустройству города.
Ученик: Я считаю, что если нет возможности работать в таких бригадах, то просто не мусорить на улице и подъезде – это тоже есть проявление заботы о своём городе.
Учитель: Конечно, любовь к родному городу должна проявляться не в красивых словах, а в настоящем деле. Можно ли считать проявлением любви знание исторического прошлого своего города, его архитектуры, культуры?
Ученик: По-настоящему преданный своей Родине человек должен знать и гордиться прошлым.
Первый этап классного часа – викторина «Знаю ли я старый Омск? (Приложение №2)
- Какое самое старое здание в г. Омске (Здание Гауптвахты построено в 1782 г.)
- Кто является основателем нашего города? (И. Бухгольц).
- Знаете ли вы, где находится самое старое здание в Омске? (Яблоня, растущая у магазина «Яблонька»).
- В честь какого святого была построена первая деревянная церковь? (В честь Сергия Радонежского).
- Как назывался мост, построенный в 1903 году через р. Омь? (Парижский мост).
- Какой русский художник родился в Омске, автор картин «Демон», «Царевна-лебедь» и др.? (Михаил Врубель).
- Кто из писателей – перашевцев был выслан в Омский острог? Какое произведение он посвятил этому событию? (Фёдор Достоевский. «Записки из мёртвого дома»).
- Назовите сохранившиеся ворота 2-й Омской крепости (Тобольские ворота).
- Кто посадил в Омске Любину рощу? Почему она так называлась? Как эти события нашли отражение в современном городе? (Рощу посадил губернатор Гасфорд, назвав в честь умершей. Сейчас скульптура «Любаша» находится на улице Ленина).
Следующий этап классного часа – игра «Люди, прославившие наш город»
Наш город очень богат талантливыми людьми. Это и поэты, и художники, и музыканты. Всем известны имена людей, прославивших наш город: Белов, Мартынов, Белозёров, Врубель, Рождественский и другие. Их имена и судьбы – история нашего города.
(Ребята разбиваются на две команды, отвечают на вопросы, среди представленных портретов находят портрет нужного человека).
- Сподвижник Петра, состоял в свите царя ещё со времён Потешного войска. Офицер Преображенского полка. Участник Азовского похода и Северной войны. Был пограничным управителем в Забайкалье, комендантом Селенгинской крепости. Основал город Кяхту. Его имя тесно связано с Омском. (И. Бухгольц)
- Известный русский художник, родился в Омске. Автор картин «Демон», «Царевна-Лебедь» и др. (М.Врубель)
- Советский поэт, автор многих детских книжек, первая вышла в Омске в 1957 году. Известен не только в Сибири, но и в стране. За сборник «Цветные голоса» награжден премией Омского комсомола. (Т. Белозеров)
- Известный писатель-революционер 18го века. Екатерина II заменила ему смертную казнь ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. Памятные знаки о его проезде есть в селе Артын (Муромцевский район) и в селе Фирстово (Большеуковский район) Омской области. (А.Радищев)
- Известный советский поэт. Учился в Омской школе № 19. Автор слов:
«Сорок трудный год.
Омский госпиталь…
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
«Господи!..До чего ж
артисты маленькие…
(Р.Рождественский)
- Известный актер театра и кино. Родился в г. Тара. Ему было подвластно все: от руководителя государства (Ричард Третий, Ленин) и полководца (Жуков) до председателя колхоза (Трубников).(М.Ульянов)
- Известный чешский писатель-сатирик. Будучи военнопленным в России, в 1918 г. Вступил в РКП (б) и Красную Армию. Работал в политотделе 5-й армии, освобождал Сибирь и Омск. Написал похождения бравого солдата.(Я.Гашек)
- Писатель. Казнь была заменена высылкой в Омский острог, о чем написал «Записки из мертвого дома».(Ф. Достоевский)
- Омич. Ученый-геолог, краевед, исследователь сибирской земли. Открыл минерал ермакит в Омской области, моллюска в реке Оми. Охотник за метеоритами. Поэт. В годы Великой Отечественной войны создал сводку полезных ископаемых области, искал замену растительному маслу.(П. Драверт)
- В церковном хоре Успенского кафедрального собора Омска в 1919-1920 гг. пел известный позднее в стране и за ее пределами русский бас. Он приезжал в город еще два раза. (М. Михайлов)
- Омский художник (1900-1988 гг), проиллюстрировал в 1959 г. знаменитую сказку П. Ершова «Конек-горбунок». В Омске есть музей этого художника. (К. Белов)
- Какой советский писатель-сказочник, воевавший в наших таежных лесах, написал поэму, начав ее словами:
«По порядку говорить, так с Тары начинать придётся…» (П. Бажов)
И заключительный этап классного часа, творческий: Моему городу посвящается».
Серенко Дарья, ученица 9 класса, член клуба «Зелёная лампа», участница Белозёровских чтений.
Люблю я Иртыш, озарённый лучами,
Сплетения улиц и ветви дорог.
Я так люблю Омск, освещённый сердцами,
Взлелеянный нами, как дивный цветок.
Люблю я все омские парки и скверы,
Прохладные брызги фонтана в руке.
Люблю я смотреть, как надежда и вера
В вальсе скользят по зеркальной реке.
Нет города лучше. Я Омском горжусь.
Мне Москвы и Одессы не надо.
Горжусь я и тем, что омичкой зовусь.
Для меня это честь и награда.
Рефлексивный этап.
Спасибо всем участникам классного часа. Конечно, мы любим наш город. В этом чувстве не всё выражается словами. Здесь не совсем уместна пышность фраз. Главное – это забота о родном городе, желание жить, учиться и работать здесь, потому что здесь ваши корни, здесь ваш дом. Академик Д.С. Лихачёв считал, что любовь к семье, своему дому, селу, городу перерастает в любовь к родной природе, землякам, родной стране и народу.
Город, город! Ты огромен
И как будто бы бескраен.
И всегда твои мы дети,
Где бы ни были на свете…
Целенаправленная работа по воспитанию гражданственности привела к осознанию ребятами важности сохранения семейных традиций, стремлению принести практическую пользу родному городу. Ребята проникнуты любовью к Родине, гордостью за принадлежность к нашей великой стране.
Такая работа имеет значительный результат: это и работы творческого характера, и важные, значимые дела, участие в которых приносит практическую пользу нашему родному городу.