Цели урока:
- научить учащихся приёмам вычислений случаев вида 60-24;
- отработать вычислительные навыки, связанных с приёмами вычислений разного вида,
- продолжить развивать логическое мышление,
- продолжить формировать умения грамотно и аргументировано обосновывать свои действия.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, компетентстно-ориентированная игра.
I. Подготовка к изучению нового материала.
1. Устная разминка.
Вам родители часто доверяют заплатить за квартплату, совершить покупки в магазине?
Сегодня будем учиться «покупать», рассчитывать свой бюджет, то есть «тратить деньги» по уму.
Как вы понимаете значение этой фразы?
Решение нестандартных задач:
- Во вторник Таня истратила на 3 руб. больше, чем в среду, и на 2 руб. больше, чем в четверг. В какой день, в среду или в четверг, Таня истратила денег больше?
- Маша купила ручку и блокнот, затратив за покупку 7 руб. Известно, что блокнот дороже ручки. Хватит ли 12 руб.?
-Расскажите о сегодняшнем дне. Запишите на доске число, месяц, год.
-Найдите сумму цифр.
-Как быстро и удобно найти сумму цифр?(21)
-Назовём соседей числа 21.
-Найдём сумму этих чисел.(63)
-Какие известные приёмы применили?
На доске запись:
63-3 | 63+3 | 63+7 | 70-28 |
63-30 | 63+30 | 70-8 | 60-24 |
-На каждый приём приведите свои выражения.
-Какие новые приёмы вы встретили?
II. Постановка проблемы. Открытие учащимися нового на уроке.
-Как известными приёмами можно выполнить вычитание нового вида?
- Сможете сами их объяснить? (Учащиеся выводят гипотезы)
1. Сообщение темы урока. (Запись темы на доске).
2. Актуальность данной темы:
- Зачем нам изучать данный приём вычисления?
-Где мы можем его применить?
Не умели мы считать
И решать задачи,
Знак поставить, сравнивать
И ответ доказывать.
Математика добра
Учит разуму она.
Мы по жизни с ней пойдём-
И ответы все найдём.
В магазин, когда придём,
Применим любой приём.
3. Объяснение нового материала.
/М.И.Моро. Математика. Учебник для 2класса. Часть 1. (Первое полугодие). Стр. 52.
Рассмотрите выражения: 60- 24; 70-28; 30-23.
- Согласитесь ли вы с тем, что ваше объяснение совпадает с объяснением учебника? (Смотрим учебник, стр.52).
( 60- 24)-4=36
Вывод: Совпадает. Сначала вычитаются десятки, а затем единицы.
III. Закрепление.
Учебник стр.52 №2. (Верхняя строчка выполняется на доске с подробным объяснением, нижняя – самостоятельно).
-Проверка самостоятельной работы. Работа в паре.
IV. Применение в практике.
1. Компетентностно-ориентированная игра «Школьная столовая».
/Оформлена витрина. На витрине выставлен товар (пирожное, чай, кофе, бутерброд, сок и т. д.). Дети делают покупки на 50рублей, считают, сколько денег получат сдачи./
Я заметила, вы раздумывали, как потратить денежки. А над чем вы думали?
Вывод: На практике мы использовали математические приёмы, учились делать покупки, рассчитывали свой бюджет, тратили деньги по уму. Решили завести дневник «Затрат».
2. Рефлексия.
- Какая была необходимость играть в эту игру?
-Помог ли вам новый приём справиться с проблемой данной ситуации?
Вывод: Когда придётся в практике тратить деньги, вспомните, что умеете тратить деньги по уму.
3. Решение нестандартных задач. Работа в группах.
- На все имеющиеся у неё деньги Катя купила тетрадь, ручку и ластик. Тетрадь стоила 4 руб., сколько стоил ластик?
- Катя купила тетрадь, ручку и ластик. Ластик и ручка вместе стоят 8 руб., сколько денег потратила Катя?
- Катя купила тетрадь, ручку и ластик. Тетрадь и ручка вместе стоят 10 руб.
Какая покупка самая дорогая?
V. Подведение итогов урока:
Что нового вы узнали на уроке?
Зачем необходимо изучение данного приёма?
Оценка работы класса.