В переломный момент истории нашей страны, в условиях экономической и бытовой неустроенности, в век психологических стрессов и растерянности всё чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций — воспитательную?
Современная российская семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это связано с увеличением числа малообеспеченных семей, с факторами, ухудшающими здоровье населения, с изменением традиционных ролей в семье, особенно роли женщины, с ростом количества неполных семей. Осложнён процесс воспитания личности в тех семьях, где бытует пьянство, иждивенчество, родители ведут полукриминальный образ жизни. Становится неблагополучной и жизнь детей: ухудшаются здоровье детей и их питание, условия быта; увеличивается число детей-беспризорников, растёт детская преступность и социальное сиротство; чаще встречаются случаи детского алкоголизма и наркомании, жестокого обращения с детьми и насилия над ними.
По результатам мониторинга 10% родителей имеют низкий уровень образования и культуры, а отношение к ребёнку во многих случаях отличается определённой неустойчивостью. В зависимости от собственного настроения и поведения ребёнка родители или балуют его, или унижают, или даже бьют. Напряжённая семейная обстановка, конфликты между родителями — всё это губительно сказывается на нервной системе ребёнка, препятствует его развитию.
В силу охарактеризованной выше ситуации возникает острая необходимость в совершенствовании социально-педагогической помощи детям и их семьям. Особая роль в данной работе по праву отводится социальному педагогу, ибо одной из главных сфер деятельности является сфера отношений в семье и её ближайшем окружении. Поэтому стремлюсь по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие её, обеспечить профилактику различных негативных явлений, отклонений в поведении личности. Вряд ли это можно сделать, если не быть постоянно рядом с детьми, не чувствовать их настроение, не знать их интересов.
Формы работы социального педагога с семьями очень разнообразны и зависят от структуры семьи и окружающего социума, характера, возникающих у ребёнка трудностей. Важно изучить и знать тип семьи, определить её стремления, потребности, проблемы, сильные и слабые стороны воспитания, разобраться в мозаике межличностных взаимоотношений внутри семьи и в составе её социокультурного окружения.
Изучение семьи ведётся нами не эпизодически, а на протяжении всей работы с учеником. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности обязательно дают педагогу новый материал, новые данные о семейном воспитании: о направленности образа жизни семьи, о способах использования семьёй свободного времени, о любимых занятиях членов семьи, о взаимоотношениях членов семьи и стиле семейного воспитания. С этой целью в начале учебного года проводим мониторинговое изучение семей, в ходе которого мы получаем достаточно полную информацию об учащихся и их семьях.
Социальный паспорт школы
Показатели | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 |
Всего обучающихся | 229 | 224 | 209 |
Кол-во детей из многодетных семей | 16 (6,9 %) | 14 (6,3 %) | 12 (5,7%) |
Кол-во опекаемых детей | 2 (0,8 %) | 4 (1,8 %) | 2 (0,9%) |
Кол-во детей из неполных семей | 41 (17,9%) | 41 (18,5%) | 39 (18,6) |
Дети матерей-одиночек | 20 (8,7%) | 21 (9,4%) | 20 (9,5) |
Кол-во детей из малообеспеченных семей | 67 (29,2%) | 42 (18,9%) | 36 (17,2) |
Кол-во семей социального риска | 3 (1,3) | 3 (1,3) | 3 (1,4) |
Выделяются семьи нейтрального типа, в которых преобладает, условно говоря, «свободное воспитание» — дети чаще всего предоставлены сами себе, а родители заняты зарабатыванием денег. В основном это матери-одиночки, разведённые женщины, которым социальные условия не позволяют в полной мере заниматься воспитанием своих детей.
К неблагополучному типу относятся семьи с аморальным воздействием на развитие ребёнка. Для таких семей характерны: ослабленная нравственно-трудовая атмосфера, постоянные конфликты, антипедагогическое отношение к детям, нервозные отношения между членами семьи, отсутствие общей культуры и духовных запросов. Дети в таких семьях стремятся компенсировать отсутствие любви и заботы родителей путём самоутверждения на улице, в дворовых компаниях.
В последнее время всё чаще приходится наблюдать криминогенный тип семьи или так называемые семьи «социального риска». Внутрисемейные отношения здесь построены таким образом, что приносят значительный вред духовному и физическому развитию ребёнка: систематическое пьянство, часто совместное — матери и отца; развратный образ жизни родителей. Понятно, что здесь условия для полноценного воспитания ребёнка отсутствуют полностью. Такие семьи требуют постоянного внимания педагогов, чтобы защитить интересы ребёнка, обеспечить право на его развитие.
Зная специфику каждой семьи, педагогу легче понять, с кем именно и какую он должен проводить работу. Для этого нами составлена программа совместных действий педагогов и родителей.
Социальный педагог, а также учителя, работающие с семьёй, постепенно формируют у родителей доверие, желание принять предварительно согласуемые меры, чтобы не допустить правонарушений, изменить отношение к ребёнку, качественно преобразовать условия его жизни в семье.
На отношение родителей к ребёнку, на взаимоотношения родителей между собой положительно влияют групповые и индивидуальные беседы, позволяющие укрепить у родителей уверенность в том, что от их правильного отношения к ребёнку зависит его будущее.
Ещё одной из форм работы с родителями является организация дней открытых дверей: родители посещают уроки, беседуют с учителями, одноклассниками ребёнка, участвуют в различных спортивных соревнованиях и праздниках.
Для предотвращения социальных проблем в семье нами проводится совместная работа с различными социальными службами, организациями, учреждениями. Так, со службой социальной помощи населению ведётся работа по выявлению малообеспеченных семей и оказанию им помощи и поддержки. В тесном контакте с инспекцией по делам несовершеннолетних осуществляется работа по профилактике преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества и других асоциальных явлений среди подростков. Совместно с отделом охраны прав детства оказываем помощь в оформлении опекунства, в защите детей от асоциальных родителей, собираем информацию, связанную с нуждами подопечных, а также организуем консультации по вопросам имеющихся у детей прав и обязанностей, льгот и пособий. Медицинский работник регулярно проводит мероприятия, направленные на предупреждение негативных социально-психологических проявлений среди учащихся, ведёт пропаганду здорового образа жизни, выступает на общешкольных и классных родительских собраниях.
Подводя итог, выше сказанному, убеждаемся, что работа с родителями одна из актуальных задач школы. Семья стоит у истоков воспитания, она является основным социально-культурным институтом в формировании личности ребенка. Основная задача социального педагога в работе с различными категориями семей заключается в укреплении взаимодействия с ними, использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми, развитие ответственности взрослых за воспитание детей, повышение уровня психологической культуры родителей.