Классный час
Цель: гражданско – патриотическое воспитание учащихся; знакомство с современной символикой Кемеровской области, воспитание любви и почитания к своему краю, в котором живёшь.
Оборудование: плакат «Формы гербовых щитов», плакат «Герб Кемеровской области», плакат «Флаг Герб Кемеровской области», текст гимна Кемеровской области «Рабочая мелодия Кузбасса», Герб Кемеровской области», магнитофон, рисунки учащихся на тему «Моя малая Родина – Кузбасс».
Ход урока
Негромко звучит фонограмма песни «Рабочая мелодия Кузбасса».
Учитель: Ребята, вы знаете, что в этом году наша область празднует юбилей – своё 65-тилетие. На своих уроках вы узнали очень много о том крае, в котором живёте, о людях, которые славили и продолжают славить нашу область. Я сегодня познакомлю вас с символикой Кемеровской области. Давайте вспомним, что входит в понятие «государственная символика»?
Ученики: Герб, флаг и гимн.
Учитель: Правильно. Каждая страна, каждый город имеет свои отличительные символы, по которым их можно узнать. Это: герб, флаг, гимн. Начнём знакомство с самого древнего символа – герба. Герб – немецкое слово. В переводе на русский оно означает – «наследство». Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца. Как вы думаете, когда появились первые гербы?
Ученики: Скорее всего, в период Средневековья, когда строились рыцарские замки и устраивались турниры.
Учитель: Это предположение не беспочвенно, хотя происхождение гербов можно отнести к значительно раннему периоду истории человечества. Ещё во времена первобытного общества на скалах или больших камнях наши предки примитивными орудиями выбивали или рисовали различных животных. Этим животным поклонялись тогдашние роды и племена, считая их прародителями – тотемами. В этих изображениях исследователи видят прообразы гербов. Непосредственными же предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Первыми гербами являлись эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств. Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности, местные отличия, исторические события, в них произошедшие. Скажите, что является основой всякого герба?
Ученики: Щит, на котором изображалась эмблема.
Учитель: Известно пять форм западноевропейских щитов.
(Демонстрируется плакат «Формы гербовых щитов», приложение 1).
Это: итальянский, исландский, французский, варяжский и немецкий щиты. А теперь посмотрите на изображение герба Кемеровской области, и скажите, форму какого щита он имеет?
Ученики: Герб Кемеровской области представляет собой французский щит.
Учитель: Мы уже говорили о том, что герб передаёт местные отличия города или рода. Давайте разберём, о чём говорит герб Кемеровской области.
Ученики: Кузбасс славится своим углём, скорее всего, основной чёрный цвет символизирует каменный уголь, который у нас добывают. Ещё изображены шахтёрские инструменты.
Учитель: Конечно же основную суть герба вы поняли, но это далеко не полный ответ. Посмотрите пожалуйста на плакат.
(Демонстрируется плакат «Герб Кемеровской области», приложение 2).
Щит окаймлён полосами чёрного и золотого цветов. Нижняя часть щита зелёного цвета. Зелёный цвет символизирует сельское хозяйство и природные богатства. Зелёный цвет – это также цвет молодости и надежды. В центре щита – треугольник чёрного цвета, усечённый с боков и окаймлённый узкой полосой золотого цвета – террикон, символизирующий угольную промышленность. В центре террикона расположены перекрещенные кирка и кузнечный молот, обозначающие индустриальную принадлежность Кемеровской области. Из зелёного поля через перекрещенные кузнечный молот и кирку к вершине террикона устремлены три пшеничных колоса. Колосья символизируют также важность для Кемеровской области сельского хозяйства. Треугольники красного цвета в верхних углах щита символизируют раскалённый металл. Герб обрамлён дубовым венком, нижняя часть венка переплетена орденской лентой ордена Ленина, которым Кемеровская область была награждена дважды: в 1967 и 1970 годах. В центральной части орденской ленты обозначена дата: 1943 год – год образования Кемеровской области. В разрыве дубового венка над центром гербового щита изображена корона в виде стилизованной полной чаши, символизирующей богатство Кузбасса.
(Демонстрируется плакат «Флаг Кемеровской области», приложение 3).
Не менее значимым и отличительным символом является флаг. Кто-нибудь знает происхождение слова «флаг»?
Ученики: В старину употребляли слово «знамя». Впервые знамёна вывешивали на кораблях для того, чтобы отличать торговые суда от военных и пиратских.
Учитель: Правильно. Слово «флаг» происходит от голландского «корабельное знамя». Слово «знамя» - от слов «знамение», «знак». Ещё в древности флаги служили для управления войсками в битве и как символ власти.
Флаг Кемеровской области представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с синей полосой вдоль древка во всю ширину флага, составляющую одну треть длины. В верхней части синей полосы посередине помещается герб Кемеровской области. Флаг области поднят постоянно на здании Администрации Кемеровской области вместе с флагом Российской Федерации.
Учитель: Ребята, кто может сказать, что такое гимн?
Ученики: Гимн – это хвалебная песня в честь кого-то.
Торжественная песня.
Главная песня страны.
Учитель: Гимн есть у каждого государства. Подобно гербу и флагу гимн – официальный символ каждого независимого государства. Слово «гимн» гимн происходит от греческого «hymnos» - торжественная песнь в честь божества. В современном понятии – гимн – хвалебная песнь или торжественное музыкальное произведение без слов. Некоторые города и области, организации и общества пишут и используют в торжественных случаях свои гимны. У нашей области тоже имеется свой гимн, который называется «Рабочая мелодия Кузбасса». Стихи написал Г.Югров, музыку – Е.Лугов (приложение 4). Вначале урока вы слышали запись этой песни. Давайте прослушаем её ещё раз. Перед вами лежат слова гимна Кузбасса, исполним его все вместе под фонограмму.
Звучит запись песни «Рабочая мелодия Кузбасса».
Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с главными символами Кемеровской области. Все мы должны знать и почитать их, гордиться ими, гордиться краем, в котором мы живём, знать его историю. Как бывает у человека одна мать, так бывает одна и Родина.