Программа факультативного курса "Народные игры и обряды"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю и народной культуре, уважительного отношения к людям труда и достижениям предшествующих поколений.

В рамках данной программы предусматривается овладение обучающимися некоторыми практическими навыками создания предметов празднично-игровой культуры, включая лепку игрушек из пластилина и глины, роспись глиняных игрушек.

Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной и игровой культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности детей в процессе учебно-практической деятельности.

Отличительные особенности программы

Данная программа направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры русского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей детей.

Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными играми и праздниками, а также с основами фольклора, декоративно-прикладного искусства.

Кроме того, обучающиеся привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, учатся записывать народные игры и фольклор, изготавливать некоторые игры и игрушки, участвуют в проведении календарных праздников, а также в подготовке исследовательских материалов для выступлений на научно-исследовательских конференциях школьников.

Цельюпрограммы является освоение обучающимися ценностей народной игровой и традиционной культуры посредством исследовательской этнографической, фольклорной деятельности.

Программа предусматривает решение следующих задач:

обучающих:

  • овладение умениями и навыками научного фольклорного и этнографического исследования;
  • подготовка инструкторов по собиранию и проведению народных игр;
  • приобщение обучающихся к самостоятельной творческой, исследовательской деятельности;

развивающих:

  • развитие интереса к народной культуре и вовлечение их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры;
  • развитие творческих способностей и навыков в процессе изучения основ народной культуры;

воспитательных:

  • создание коллектива друзей игры для развития отношений дружбы и соревновательности среди обучающихся;
  • освоение принципов народной этики на основе празднично-игровой культуры.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 1 час. Всего за учебный год – 34 часа. Возраст занимающихся от 8 до 9 лет.

Формы и режим занятий

Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а также на улице во время проведения народных игр. Предусматривается участие в праздниках, посещение музеев и выставок игрушки, декоративно-прикладного искусства. Большое внимание в коллективе должно уделяться общественно-полезной направленности занятий.

Научно-исследовательской продукцией по итогам работы коллектива могут быть сборники игр, публикации в печати, выступления на научных конференциях школьников.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

При реализации программы обучающиеся будут:

  • знать основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
  • знать особенности традиционных календарных праздников;
  • знать основные жанры фольклора, в том числе детского;
  • знать и уметь играть в народные игры;
  • иметь публикации в стенной газете в виде заметок;
  • уметь делать простые игрушки из глины;
  • принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации;
  • знать основные игрушечные промыслы России;
  • владеть основами исследовательской работы в сфере празднично-игровой культуры.

Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, участвуют в научно-практических конференциях школьников по темам, связанным с народной культурой.

Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:

  • наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
  • опросов по изучаемым темам;
  • выполнения письменных заданий;
  • оценки качества самостоятельно изготовленных и раскрашенных глиняных игрушек;
  • фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых мероприятиях и фестивалях;
  • творческих работ, представленных на научно-исследовательских конференциях школьников, выставках.

Формы подведения итогов реализации программы.

Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачётных заданий, умением играть и самостоятельно проводить народные игры, в том числе на различных праздничных мероприятиях, готовить материалы для стенной печати, участием в учебно-исследовательской деятельности, а также выступлениями на научно-исследовательских конференциях школьников.

Учебно-тематический план 

п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Теорет. Практич. Всего
1 Устное народное творчество 3 4 7
1.1 Введение. Жанровая система 1 1 2
1.2 Прозаические жанры русского фольклора 1 1 2
1.3. Детский фольклор 1 1 2
1.4 Обрядовый фольклор - 1 1
2 Игровая культура 4 6 10
2.1 Народные игры 2 3 5
2.2 Народные праздники 2 3 5
3 Этнография 2 2 4
3.1 Основные понятия 1 1 2
3.2 Народный костюм 1 1 2
4 Декоративно-прикладное искусство 3 3 6
4.1 Народные ремёсла и промыслы 1 1 2
4.2 Традиционные игрушечные промыслы 1 1 2
4.3. Народная символика 1 1 2
5 Методика исследовательской работы 2 3 5
5.1 Методы научного исследования 1 1 2
5.2 Методы собирания и изучения народных игр 1 2 3
6 Выпуск стенной газеты - 2 2
  Итого 15 19 34

Содержание программы

Раздел 1. Устное народное творчество.

Тема 1.1. Введение. Жанровая система фольклора.

Знакомство с группой. Техника безопасности и правила поведения на занятиях в помещении и на улице. Фольклор и фольклорные жанры. Жанровая система фольклора. Народные обряды и календарно-обрядовая поэзия. Семейно-бытовая обрядовая поэзия.

Практические занятия. Прослушивание и просмотр записей фольклора. Посещение фольклорных праздников.

Тема 1.2. Прозаические жанры русского фольклора.

Сказки. Народная драма. Пословицы, поговорки.

Практические занятия. Прослушивание записей фольклора. Коллективное чтение сказки. Лепка из глины героев сказки.

Тема 1.3. Детский фольклор.

Жанры детского фольклора.

Практические занятия. Посещение выступлений детских фольклорных коллективов и праздников.

Тема 1.4. Обрядовый фольклор.

Практические занятия.Прослушивание и просмотр записей фольклора. Посещение фольклорного праздника.

Раздел 2. Игровая культура.

Тема 2.1. Народные игры.

История изучения и организации игр. Знаменитые собиратели и организаторы игр. Игровая терминология. Народные игры – основа игровой культуры. Материальная и духовная игровая культура. Роль и место игры в жизни людей. Методика записи игр, интервью об играх.

Практические занятия.Разучивание народных игр. Отбор игр для праздника. Посещение выставок игрушек. Изготовление игрушек из пластилина и глины, роспись игрушек. Изготовление простейшего игрового инвентаря. Запись любимой игры.

Тема 2.2. Народные праздники.

Традиционные народные праздники. Календарные народные праздники.

Практические занятия.Посещение и участие в традиционных праздниках. Посещение и участие в праздниках игр. Организация и проведение игр на праздниках. Отбор игр для праздника.

Раздел 3. Этнография.

Тема 3.1. Основные понятия.

Определение и история науки. Основные направления этнографического исследования. Общенаучная терминология. Хозяйственный уклад.

Практические занятия. Посещение музея.

Тема 3.2. Народный костюм.

Народный костюм различных областей России.

Практические занятия.Посещение музеев и выставок народного искусства.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

Тема 4.1. Народные ремёсла и промыслы.

Резьба и роспись по дереву, лепка из глины. Вышивка, кружевоплетение, узорное ткачество.

Практические занятия.Лепка и росписьглиняных игрушек. Посещение музеев и выставок народного искусства.

Тема 4.2. Традиционные игрушечные промыслы.

Глиняная игрушка. История и распространение, основные сюжеты. Традиции различных областей России. Деревянная игрушка и другие игрушечные промыслы. Кукла и другие народные игрушки.

Практические занятия.Изготовление игрушек из глины, роспись игрушек.

Тема 4.3. Народная символика.

Народная символика, нашедшая отражение в изделиях народного творчества, в археологии и памятниках архитектуры.

Практические занятия.Посещение музея декоративно-прикладного и народного искусства. Использование народной символики в раскраске игрушек.

Раздел 5. Методика исследовательской работы.

Тема 5.1. Методы научного исследования.

Научное исследование. Этика науки. Методы научного исследования. Наблюдение специальное и попутное. Технические средства.

Практические занятия. Сравнительный анализ народных игр и традиционных праздников, опубликованных в сборниках, и современного их бытования. Работа с литературой,

Тема 5.2. Методы собирания и изучения народных игр.

Работа с литературой. Наблюдение специальное и попутное. Опробование игр. Оценка игры.

Практические занятия. Оформление личной книжки собирателя игр. Опрос информаторов об играх. Запись игры. Опробование и оценка игры. Систематизация собранного материала. Сравнительный анализ.

Раздел 7. Выпуск стенной газеты.

Формирование номера. Отбор материалов, подбор иллюстраций. Основные рубрики. Редактирование и корректирование подготовленных материалов. Черновое макетирование номера. Художественное оформление и выпуск номера в свет.

Методическое обеспечение. Приёмы и методы

  • При реализации программы используются различные методы обучения: словесные – рассказ, объяснение нового материала;
  • наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
  • практические – апробирование новых игр, изготовление и раскраска игрушек, выполнение заданий по написанию материалов и оформление стенгазеты или доклада.

При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.

Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр, изготовление игрушек, написание заметок, оформление стенгазеты. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе.

Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных народных и детских праздниках и фестивалях, посещение музеев и культурных мероприятий.

Воспитанию любви к народным играм помогает участие в периодических встречах с дружественными игровыми коллективами, в соревнованиях по народным играм.

Важным условием реализации программы является развитие творческих способностей обучающихся. При подготовке и написании материалов для стенгазеты формируется умение грамотно выразить свои впечатления и мысли, вырабатывается умение конструктивного общения с собеседником.

Завершающим этапом является оформление и выпуск стенгазеты, при этом обучающиеся распределяют обязанности с учётом своих интересов и склонностей.

Творческому развитию способствует подготовка материалов для стенгазеты, занятия по изготовлению игрушек, когда обучающиеся имеют возможность на практике, в непринужденной атмосфере, проявить свои творческие и художественные способности. Положительным фактором коллективного творчества является стремление добиться более высоких результатов, при создании игрушек на общую тему возникает дух соревновательности.

Полезным приёмом в целях развития творческих способностей при изготовлении игрушек является написание сценария по мотивам какой-нибудь русской народной сказки и затем разыгрывание его в ролях, а также и видеозапись.

Наиболее мотивированные обучающиеся привлекаются педагогом к участию в научно-исследовательских конференциях школьников.

Материалом для докладов служат полученные знания о народных играх и праздниках, об игрушечных промыслах, о деятельности коллектива. С этой целью педагог выявляет в процессе занятий интересы и склонности детей, а затем постепенно направляет их на более глубокое освоение заинтересовавшей их темы, рекомендует необходимую литературу, помогает в подготовке и оформлении доклада.

Дидактические материалы

В качестве дидактических материалов при реализации программы используются:

  • настольные игры;
  • игровой инвентарь для проведения народных игр;
  • образцы глиняных и деревянных игрушек разных традиций России;
  • художественные альбомы и пособия по народной культуре.

Формы подведения итогов

Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий, которые предполагают:

  • умение играть и проводить народные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях;
  • умение записывать игры и праздники, писать заметки, брать интервью и делать другие материалы для стенной печати;
  • участие в учебно-исследовательской деятельности, а также выступления на научно-исследовательских конференциях школьников.

Обучающиеся выполняют письменные задания по написанию заметок для стенгазеты, по записи народных игр и праздников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. гвардия, 1989.
  2. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
  3. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991.
  4. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
  5. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.
  6. Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.: Советская Россия, 1987.
  7. Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.
  8. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.
  9. Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М., 1985.
  10. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983.
  11. Круглый год. Русский земледельческий календарь. / Сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Правда, 1989.
  12. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.
  13. Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-сост. В.М. Григорьев. – М., 1992.
  14. Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. – М.: ВНМЦ им. Н.К. Крупской, 1988.
  15. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
  16. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. – М., Дрофа, 2002.
  17. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – СПб., 1994.
  18. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – М.: Высшая школа, 1977.
  19. Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
  20. Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М.: Худ. лит., 1990.
  21. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
  22. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.
  23. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.