Сценарий занятия "Вредные привычки – разрушители здоровья" элективного курса по биологии "Здоровый образ жизни"

Разделы: Биология


Цель: формирование сознательной установки на здоровый образ жизни.

Задачи:

  • Воспитать ответственное отношение к своему здоровью.
  • Сформировать понимание, что здоровье – бесценный дар.
  • Приобщить к здоровому образу жизни.

Оборудование: мультимедиапроектор, плакаты, глобус, оборудование для проведения опыта «Курящая кукла». Карточки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте ребята! Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность.

Когда-то, давно я услышала притчу. Мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценными, важным в жизни: богатство или слава?» Вот что ответил мудрец: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Здоровье – это действительно бесценный дар. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Здоровье помогает человеку учиться, трудиться, заниматься любимым делом, активно отдыхать.

Но беда наша в том, что мы начинаем понимать это только тогда, когда его теряем.

«Человек может жить до 100 лет, - говорил академик И.П.Павлов.- Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».

Проблема «болезней поведения», или вредных привычек, была, есть и остается актуальной для молодого поколения. Это: курение, пьянство, токсикомания, половая распущенность и даже пристрастие к некоторым пищевым продуктам, например, чаю, кофе, шоколаду.

Но вернемся к самому началу. Давайте уточним, что же такое здоровье?

Учащиеся предлагают ответы. Самым активным вручаются жетоны.

Предполагаемые ответы уч-ся:

Здоровье – отсутствие болезней.

Здоровье – это непросто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.

Теперь вашему вниманию предлагается викторина.

Отвечаем быстро: да, нет. За каждый правильный ответ уч-ся получает жетон.

Вопросы викторины:

  1. Согласны ли вы, что зарядка- источник бодрости или здоровья? (Да).
  2. Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Нет).
  3. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (Да).
  4. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет).
  5. Легко ли отказаться от курения? (Нет).
  6. Правда ли, что наркотики разрушают организм? (Да).
  7. Правда ли, что никотин наиболее известный яд сигаретного дыма? (Да).
  8. Согласны ли вы, что правильное сексуальное поведение защитит от опасных венерических заболеваний? (Да).
  9. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да).
  10. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да).

2. Изучение новой темы.

Учитель: Сегодня медики утверждают : здоровье человека на 25 % зависит от наследственности и от работы медиков. Остальные 75 % в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. К сожаленью огромный ущерб здоровью человека наносят алкоголизм, курение, наркомания.

В Древнем мире люди проявляли большую заботу о своем физическом и психическом здоровье. Например, к употреблению вина они относились с большой осторожностью: в Древней Греции пили лишь разбавленное вино, а в Древнем Риме употребление вина разрешалось только с 30 лет.

И незря в переводе с арабского алкоголь означает «одурманивающий».

О пьянстве немало сложено пословиц и поговорок. Попробуйте объяснить, как вы понимаете их смысл.

Конкурс пословиц:

  1. Пьяному море по колено, а лужа по уши.
  2. Что у трезвого на уме – у пьяного на языке.
  3. С хмелем познаться – с честью расстаться.
  4. Пить до дна – не видать добра.

Учащиеся объясняют смысл пословиц и поговорок , а также дополняют этот список. Наиболее активные получают жетоны.

Учитель: Всемирная организация здравоохранения в 1988 г. объявила 31 мая Всемирным днем без табака. Перед мировым сообществом была поставлена задача – добиться, чтобы в 21 веке проблема табакокурения исчезла. Обратимся к историческим корням табакокурения.

Вопрос: Кто знает, откуда у нам пришел табак?

Уч-ся подготовили сообщения на данную тему.

Выступление уч-ся.

Табак родом из Америки.

Узнали о нем после открытия Америки Колумбом в 1492 г.. В числе подарков местные жители подарили Колумбу сушенные листья. Вскоре началось «победное шествие» табака по странам и континентам. В те времена табаку приписывались необыкновенные свойства. Считалось, что дым отпугивает болезни, злых духов, снимает зубную боль и ломоту в костях. Через некоторое время правительства и церкви разных стран начали борьбу с курением. В России при царе Михаиле Федоровиче уличенных в курении первый раз наказывали 66 ударами палки, во второй – отрезали носы и уши.

Торговля табаком в России была разрешена в 1697г. В царствование Петра Великого, который сам стал заядлым курильщиком, побывав в Голландии.

(Уча-ся показывает на глобусе шествие табака по земному шару).

Учитель задает вопрос: Чем же опасен табак? Почему про него говорят: «Табак – забава для дураков» (Гете), «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (Бальзак).

Уч-ся: В процессе курения табака образуются такие вредные вещества, как никотин, пиридин, этилен, изопрен, бензпирен, ядовитые газы (сероводород, угарный и углекислый газы), др. химические вещества. Вообще в дыме сигареты содержится более 20 сильнодействующих ядов. Наиболее ядовитыми компонентами табака являются никотин и синильная кислота.

У курящего человека изо рта идет специфический запах, на зубной эмали откладывается табачный деготь и зубы желтеют. Курящий человек часто кашляет и отхаркивает грязно-серую мокроту.

Учитель предлагает уч-ся демонстрацию опыта «Курящая кукла».

Оборудование опыта:

  • резиновая кукла среднего размера,
  • резиновая груша
  • стеклянная трубочка
  • кусок ваты
  • сигарета с фильтром
  • спички

Проведение опыта:

Кусочек ваты помещается в стеклянную трубочку. С одной стороны трубочки укрепляется резиновая груша, с другой – тлеющая сигарета. С помощью груши продувается воздух (т.е. выкуривается сигарета). По окончании тления сигареты, обращается внимание детей, что вата изменила цвет, концы трубочки стали коричневыми. Вата извлекается из трубочки. На вате осевшие токсины и яды, которые оседают на легких человека и приводят к тяжелейшим последствиям.

Уч-ся делают выводы и приводят аргументы против курения.

Учитель: Одна из самых страшных бед нашего времени – употребление наркотических веществ. Наркомания, подобно раковой опухоли, развиваясь, задевает не только тело, но и душу. Во всем мире отмечается парадоксальный факт: несмотря на все усилия в борьбе с наркотиками, осведомленность молодежи об истинных последствиях их употребления снижается. Это отчасти связано с активным внедрением в сознание молодежи ряда мифов о наркотиках.

Уч-ся предлагается следующее задание: разоблачит следующие мифы о наркотиках.

  • Миф 1. «Попробуй – пробуют все».
  • Миф 2. «Попробуй – вредных последствий не будет».
  • Миф 3. «Попробуй – если понравится, прекратишь прием».
  • Миф 4 о существовании «безвредных наркотиков».

Уч-ся опровергают мифы, выдвигают свои аргументы. Наиболее активные участники получают жетоны.

3. Закрепление.

В качестве закрепления уч-ся предлагается подготовить презентации по теме сегодняшнего занятия.

Делают выводы: Здоровый образ жизни полностью отвергает вредные привычки. Только осознанное отношение к возможным последствиям пагубных пристрастий дает положительные результаты в искоренении вредных привычек.

4. Подведение итогов.

Выявляются наиболее активные участники, набравшие наибольшее количество жетонов.

Учитель: Оценка за урок, несомненно, важна для каждого из вас, но главные оценки вам поставит жизнь - за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем занятии. Здоровье на 25 % зависит от наследства и медицины, а на 75 % - от образа жизни, который вы будете вести. И завершить сегодняшнюю встречу хотелось бы словами немецкого поэта Гете: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать».