Использование приема моделирования на уроках математики в начальной школе (автор учебника Л.Г. Петерсон)

Разделы: Начальная школа


Моделирование - один из наиболее удачных приемов для развития мыслительной деятельности младших школьников. При правильном построении оно достаточно конкретно, легко воспринимается зрительно, полностью отражает внутренние связи и количественные отношения. Любая из моделей и схем проста в исполнении, посильна для ребенка, наглядна, вызывает у детей положительные эмоции. Моделирование способствует развитию логического и абстрактного мышления, готовит ребенка к современной жизни, так как лежит в основе многих компьютерных программ.

Модель отрезка, на которой изучается взаимосвязь между действиями сложения и вычитания, вводится на первых уроках 1-го класса. Во 2-м классе - при изучении взаимосвязи между умножением и делением дается схожая модель прямоугольника. При этом аналогия взаимосвязей с одной стороны между слагаемым и суммой, и с другой стороны - между множителями и произведением, помогает учащимся глубже осознать эти взаимосвязи, быстрее и легче их запомнить. Вместе с тем, если с самого начала четко и ясно не разъяснить детям их различие, то это может привести к путанице в терминологии и к ошибкам. Поэтому сразу после введения данного материала целесообразно изученные арифметические операции и их свойства сопоставить и систематизировать.

Прием моделирования используется и при рассмотрении умножения суммы на число (распределительное свойство умножения) на 28-м уроке по учебнику «Математика-2». В устные упражнения вместе с примерами на повторение включается пример 24*7, который вызывает затруднения у учеников, создается проблемная ситуация, мотивирующая поиск нового вычислительного приема.

- Используем имеющиеся у нас знания.

- Разбейте число 24 на два таких слагаемых, каждое из которых мы уже умеем умножать  на 7. Какое выражение получилось? (20 + 4)*7.

- Воспользуемся графической моделью умножения.

- Найдите площадь прямоугольника, одна сторона которого 20 + 4, а другая - 7.

- Удобнее найти площадь каждого прямоугольника отдельно, полученные результаты сложить.

24* 7 = (20 + 4)*7 = 20*7 + 4*7 = 168

Вывод: Умножение двузначного числа на однозначное сводится к умножению суммы на число (распределительное свойство умножение).

Аналогичная работа проводится на модели прямоугольника в 3 классе на уроке 1-2-3 «Математика 2» при изучении темы: «Умножение многозначного числа на однозначное».

Трехзначное число - 3 составных прямоугольника (единицы, десятки, сотни), 4-х-значное число - 4 прямоугольника, 5-ти-значное - 5 прямоугольников и т.д.

Символика помогает провести аналогию с ранее изученным уравнением на сложение и вычитание.

При дальнейшем закреплении решения уравнений ученику необходимо мысленно представить прямоугольник.

Прием моделирования используется и при решении задач на протяжении всего курса изучения математики, а также в процессе изучения свойств множеств, их объединения и пересечения. На моделях учащиеся легко устанавливают принадлежность множеству его элементов. В конце 2-го класса при решении комбинаторных задач используется графическая модель дерева возможностей

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Методы: словесный, наглядный, поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.

Приемы: работа с учебником, самопроверка, взаимопроверка, моделирование,  опорные сигналы, решение задач на время, инструктаж. проверка по эталону.

Формы: беседа коллективная, индивидуальная, сравнение и сопоставление понятий.

Фронтальная форма организации познавательной деятельности.

Структура урока

  1. Начало урока, организация, тема, цели урока.
  2. Мотивация и принятие учащимися целей урока, повторение и актуализация опорных знаний.
  3. Применение   сформированных   знаний   на   более   трудном   уровне.   Практикум  по самостоятельному применению и использованию новых знаний.
  4. Контроль и взаимопроверка ранее изученного материала.
  5. Рефлексия, осмысление своих действий учащимися и самооценка этапов урока.
  6. Домашнее задание, инструктаж, рекомендации.
  7. Итоги работы.

Цели урока

Познавательные:

изучить приемы письменного умножения многозначного числа на однозначное число;

отрабатывать изученные приемы устных и письменных вычислений, решать задачи на повторение.

Развивающие:

развивать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать;

продолжить работу по овладению мыслительными операциями;

развивать внимание, память, вызвать интерес к математике.

Воспитывающие:

воспитывать у детей взаимопонимание, доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы к уроку: учебники, карточки, опорные модели прямоугольника, алгоритм вычисления.

Контроль

Самоконтроль, взаимоконтроль, проверка по эталону.

Ход урока

Организация урока

Запись темы урока на доске.

«Умножение многозначного числа на однозначное число»

- Прочитайте основную мысль урока (хором).

«Счет и вычисления - основа порядка в голове»(запись на доске).

- Как вы ее понимаете? Значит, какая главная цель будет на нашем уроке? Выберите  для себя другие цели (слова-помощники на доске):

потренироваться…

попробовать свои силы…

улучшить свое умение…

научиться без ошибок…

помочь…

проверить…

Повторение и актуализация опорных знаний

- Запишите в тетради число, классная работа.

Деятельность учителя и учащихся.

Учитель

Ученики

Организует фронтальную и индивидуальную работу учащихся  по повторению

Опрос у доски

2 ученика:

1-й - решает уравнение,

2-й - сравнивает выражения.

 

Х – 75489 = 967

Х = 75489 + 967

Проверка:

15 * а = а * 15

(6 + d) * 3 > 6 + d* 3

5 * вc > 5 + в* с

(7 +а) * 2 = 7 * 2 + а * 2

(d * а)* 8 = d * (а* 8)

-Прочитайте числа про себя, что нужно сделать? Придумайте задание классу.

20 769 015, 2 076, 258 999, 2 078 000, 20 780, 2 076 901

- Найдите самое большое число.

- Какие разряды отсутствуют в этом числе?

- Запишите это число в виде суммы разрядных слагаемых?

- Почему всего 6 слагаемых?

Фронтальная работа

- Расположить в порядке убывания, затем возрастания (запись в тетради)

2076, 20 780, 258 999, 2 076 901, 2 078 000, 20 769 015

20 769 015 = 20 000 000 + 700 000 + 60 000 + 9 000 + 10 +5

- Единицы миллионов и сотни отсутствуют.

Проверка работы учащихся у доски карточками – сигналами.

Применение сформированных знаний на более трудном уровне. (Приложение 1)

1) Актуализация полученных ранее знани.

- Выберите, какие примеры мы уже умеем решать?

- Проверим карточками-сигналами.

- Прочитайте новый пример.

2) Совместное открытие нового. Работа на доске и в тетрадях

- Используем прием моделирования. Сколько прямоугольников потребуется для модели? Почему?

- Сколько прямоугольников потребуется для модели числа?

- Повторим алгоритм вычисления.

*Пишу…

* Умножаю на единицы…

* Умножаю на десятки…сотни…единицы тысяч…десятки тысяч…

* Читаю ответ…

3) Закрепление нового

Самостоятельная работа с учебником №2, взаимопроверка в парах.

Это мы знаем!

24     245   2405

*9 * 9 * 9  (на доске)

3 ученика одновременно решают на доске.

Узнаем новое!

24 157    

*    9 

-Пять прямоугольников, потому что пятизначное число.

Физкультминутка

(Учитель спрашивает, дети показывают движения)

- Как живёшь?
- Вот так! (Большой пальчик вверх)
- Как идёшь?
- Вот так!
- Как берёшь?
- Вот так!
- А даёшь?
- Вот так!
- Как бежишь?
- Вот так!
- Как ты спишь?
- Вот так!
-Как за партою сидишь?
- Вот так! (Сели красиво за парты)

Контроль и взаимопроверка ранее изученного материала

Блиц-турнир, №6, с.4. Работа в учебнике на время.

- Решение задач выражением

Работа на время:

Начало -  секундомер - окончание.

(Учитель замечает время начала работы, дети поднимают руки по мере выполнения, записывают свой результат на полях)

Проверка по эталону на доске. Первые 5 учащихся получают отметки.

а + (а + 5) или (а + 5) + а

в – с – d или в – (с + d)

(m + n + k) : 7

а * 12 + в

(n : 3) * 10

(с – а) : 4

Подведем итог нашей работы

- Поднимите зелёный сигнал, кому было легко и интересно на уроке.

- Кому было трудно? В чем вы испытали трудности? Оцените свою работу, поднимите столько пальчиков, сколько баллов вы себе поставили.

- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке и достигли поставленных целей.

Домашнее задание

Составить три примера по теме нашего урока и записать их в тетрадь столбиком, № 11 по желанию.

Итоги урока, отметки, окончание урока