Моделирование - один из наиболее удачных приемов для развития мыслительной деятельности младших школьников. При правильном построении оно достаточно конкретно, легко воспринимается зрительно, полностью отражает внутренние связи и количественные отношения. Любая из моделей и схем проста в исполнении, посильна для ребенка, наглядна, вызывает у детей положительные эмоции. Моделирование способствует развитию логического и абстрактного мышления, готовит ребенка к современной жизни, так как лежит в основе многих компьютерных программ.
Модель отрезка, на которой изучается взаимосвязь между действиями сложения и вычитания, вводится на первых уроках 1-го класса. Во 2-м классе - при изучении взаимосвязи между умножением и делением дается схожая модель прямоугольника. При этом аналогия взаимосвязей с одной стороны между слагаемым и суммой, и с другой стороны - между множителями и произведением, помогает учащимся глубже осознать эти взаимосвязи, быстрее и легче их запомнить. Вместе с тем, если с самого начала четко и ясно не разъяснить детям их различие, то это может привести к путанице в терминологии и к ошибкам. Поэтому сразу после введения данного материала целесообразно изученные арифметические операции и их свойства сопоставить и систематизировать.
Прием моделирования используется и при рассмотрении умножения суммы на число (распределительное свойство умножения) на 28-м уроке по учебнику «Математика-2». В устные упражнения вместе с примерами на повторение включается пример 24*7, который вызывает затруднения у учеников, создается проблемная ситуация, мотивирующая поиск нового вычислительного приема.
- Используем имеющиеся у нас знания.
- Разбейте число 24 на два таких слагаемых, каждое из которых мы уже умеем умножать на 7. Какое выражение получилось? (20 + 4)*7.
- Воспользуемся графической моделью умножения.
- Найдите площадь прямоугольника, одна сторона которого 20 + 4, а другая - 7.
- Удобнее найти площадь каждого прямоугольника отдельно, полученные результаты сложить.
24* 7 = (20 + 4)*7 = 20*7 + 4*7 = 168
Вывод: Умножение двузначного числа на однозначное сводится к умножению суммы на число (распределительное свойство умножение).
Аналогичная работа проводится на модели прямоугольника в 3 классе на уроке 1-2-3 «Математика 2» при изучении темы: «Умножение многозначного числа на однозначное».
Трехзначное число - 3 составных прямоугольника (единицы, десятки, сотни), 4-х-значное число - 4 прямоугольника, 5-ти-значное - 5 прямоугольников и т.д.
Символика помогает провести аналогию с ранее изученным уравнением на сложение и вычитание.
При дальнейшем закреплении решения уравнений ученику необходимо мысленно представить прямоугольник.
Прием моделирования используется и при решении задач на протяжении всего курса изучения математики, а также в процессе изучения свойств множеств, их объединения и пересечения. На моделях учащиеся легко устанавливают принадлежность множеству его элементов. В конце 2-го класса при решении комбинаторных задач используется графическая модель дерева возможностей
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Методы: словесный, наглядный, поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.
Приемы: работа с учебником, самопроверка, взаимопроверка, моделирование, опорные сигналы, решение задач на время, инструктаж. проверка по эталону.
Формы: беседа коллективная, индивидуальная, сравнение и сопоставление понятий.
Фронтальная форма организации познавательной деятельности.
Структура урока
- Начало урока, организация, тема, цели урока.
- Мотивация и принятие учащимися целей урока, повторение и актуализация опорных знаний.
- Применение сформированных знаний на более трудном уровне. Практикум по самостоятельному применению и использованию новых знаний.
- Контроль и взаимопроверка ранее изученного материала.
- Рефлексия, осмысление своих действий учащимися и самооценка этапов урока.
- Домашнее задание, инструктаж, рекомендации.
- Итоги работы.
Цели урока
Познавательные:
изучить приемы письменного умножения многозначного числа на однозначное число;
отрабатывать изученные приемы устных и письменных вычислений, решать задачи на повторение.
Развивающие:
развивать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать;
продолжить работу по овладению мыслительными операциями;
развивать внимание, память, вызвать интерес к математике.
Воспитывающие:
воспитывать у детей взаимопонимание, доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы к уроку: учебники, карточки, опорные модели прямоугольника, алгоритм вычисления.
Контроль
Самоконтроль, взаимоконтроль, проверка по эталону.
Ход урока
Организация урока
Запись темы урока на доске.
«Умножение многозначного числа на однозначное число»
- Прочитайте основную мысль урока (хором).
«Счет и вычисления - основа порядка в голове»(запись на доске).
- Как вы ее понимаете? Значит, какая главная цель будет на нашем уроке? Выберите для себя другие цели (слова-помощники на доске):
потренироваться…
попробовать свои силы…
улучшить свое умение…
научиться без ошибок…
помочь…
проверить…
Повторение и актуализация опорных знаний
- Запишите в тетради число, классная работа.
Деятельность учителя и учащихся.
Учитель |
Ученики |
|
Организует фронтальную и индивидуальную работу учащихся по повторению |
Опрос у доски 2 ученика: 1-й - решает уравнение, 2-й - сравнивает выражения. |
|
|
Х – 75489 = 967 Х = 75489 + 967 Проверка: |
15 * а = а * 15 (6 + d) * 3 > 6 + d* 3 5 * вc > 5 + в* с (7 +а) * 2 = 7 * 2 + а * 2 (d * а)* 8 = d * (а* 8) |
-Прочитайте числа про себя, что нужно сделать? Придумайте задание классу. 20 769 015, 2 076, 258 999, 2 078 000, 20 780, 2 076 901 - Найдите самое большое число. - Какие разряды отсутствуют в этом числе? - Запишите это число в виде суммы разрядных слагаемых? - Почему всего 6 слагаемых? |
Фронтальная работа - Расположить в порядке убывания, затем возрастания (запись в тетради) 2076, 20 780, 258 999, 2 076 901, 2 078 000, 20 769 015 20 769 015 = 20 000 000 + 700 000 + 60 000 + 9 000 + 10 +5 - Единицы миллионов и сотни отсутствуют. |
Проверка работы учащихся у доски карточками – сигналами.
Применение сформированных знаний на более трудном уровне. (Приложение 1)
1) Актуализация полученных ранее знани. - Выберите, какие примеры мы уже умеем решать? - Проверим карточками-сигналами. - Прочитайте новый пример. 2) Совместное открытие нового. Работа на доске и в тетрадях - Используем прием моделирования. Сколько прямоугольников потребуется для модели? Почему? - Сколько прямоугольников потребуется для модели числа? - Повторим алгоритм вычисления. *Пишу… * Умножаю на единицы… * Умножаю на десятки…сотни…единицы тысяч…десятки тысяч… * Читаю ответ… 3) Закрепление нового Самостоятельная работа с учебником №2, взаимопроверка в парах. |
Это мы знаем! 24 245 2405 *9 * 9 * 9 (на доске) 3 ученика одновременно решают на доске. Узнаем новое! 24 157 * 9 -Пять прямоугольников, потому что пятизначное число. |
Физкультминутка
(Учитель спрашивает, дети показывают движения)
- Как живёшь?
- Вот так! (Большой пальчик вверх)
- Как идёшь?
- Вот так!
- Как берёшь?
- Вот так!
- А даёшь?
- Вот так!
- Как бежишь?
- Вот так!
- Как ты спишь?
- Вот так!
-Как за партою сидишь?
- Вот так! (Сели красиво за парты)
Контроль и взаимопроверка ранее изученного материала
Блиц-турнир, №6, с.4. Работа в учебнике на время.
- Решение задач выражением Работа на время: Начало - секундомер - окончание. (Учитель замечает время начала работы, дети поднимают руки по мере выполнения, записывают свой результат на полях) Проверка по эталону на доске. Первые 5 учащихся получают отметки. |
а + (а + 5) или (а + 5) + а в – с – d или в – (с + d) (m + n + k) : 7 а * 12 + в (n : 3) * 10 (с – а) : 4 |
Подведем итог нашей работы
- Поднимите зелёный сигнал, кому было легко и интересно на уроке.
- Кому было трудно? В чем вы испытали трудности? Оцените свою работу, поднимите столько пальчиков, сколько баллов вы себе поставили.
- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке и достигли поставленных целей.
Домашнее задание
Составить три примера по теме нашего урока и записать их в тетрадь столбиком, № 11 по желанию.
Итоги урока, отметки, окончание урока