Урок русского языка по теме "Разбор имени существительного как части речи"

Разделы: Начальная школа


Цели: научить учащихся выполнять разбор имени существительного как части речи

Задачи:

  • Научить выполнять разбор имени существительного как части речи, повторив изученный материал по теме: "Имя существительное"
  • Развивать умение работать с текстом, умение выполнять взаимопроверку; развивать знания о культуре башкирского народа; развивать ведущие интегративные качества личности: честность, ответственность, справедливость, доброжелательность, чувство патриотизма.
  • Через материал урока прививать доброе отношение к природе, воспитывать у учащихся заботливое отношение к животным, птицам, толерантное отношение друг к другу.

Ход урока

I. Организация начала урока.

(Слайд № 1)

Дети! Велено до вас
Довести в сей час указ
Заготовлен он самой
Свет красавицей зимой!

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня: Екатерина Валерьевна. А еще у нас на уроке гости, поприветствуем их. Молодцы, садитесь!

II. Актуализация знаний.

1. Зарядка для глаз и рук.

- Давайте подготовим наши глаза и руки к письму.

2. Работа в тетрадях.

- Откройте тетради, запишем число, классная работа. Сегодня третье февраля.

- Ребята, раньше на Руси месяц февраль называли лютым, лютнем. Считалось, что по полям ходит седой старик, стучит ледяным посохом и вызывает вьюги и метели.

- Ребята, назовите "ошибкоопасное" место в слове "третье". Вспомните правило, в каких случаях пишется разделительный ь? (после корня, оканчивающегося на согласный звук перед гласными е, ё, ю, я, и)

- К какому времени года относится месяц февраль? (Зимний месяц)

- А вы любите зиму? Можно ли назвать ее волшебницей? (Да, т.к. она строит мосты, украшает деревья, рисует на окнах морозные узоры)

- Посмотрите, классная доска тоже украшена морозными узорами, как окно.

- Какие развлечения готовит для нас зима? (Можно кататься на коньках, санках, можно лепить снеговиков, строить крепости, играть в снежки)

-Закройте глаза. (Звучит "Метель", перевоплощение)

- Откройте глаза. Вы заметили, что урок у нас необычный, и я буду в роли волшебницы зимы. Сегодня мы научимся выполнять морфологический разбор имени существительного, т.е. разбирать его как часть речи. Для этого нам пригодятся ваши знания об имени существительном. Я приготовила корзину со снежками-заданиями, в которые мы поиграем на уроке.

3. Работа над каллиграфией.

- Коля, вытащи снежок! СНЕЖОК № 1. "Минутка чистописания"

На доске заранее написан и закрыт "морозными узорами" отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:

Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
А.С.Пушкин.

- Прочитайте этот отрывок из стихотворения самостоятельно. Посмотрите внимательно, как пишутся буквы. При письме следите за высотой строчных букв, за наклоном. Обратите внимание на соединение букв: буква о с буквой к - верхнее соединение; сочетание оро - верхнее, во всех остальных случаях - нижнее соединение. Вспомните, как нужно сидеть во время письма. Запишите этот отрывок в тетрадь.

- Молодцы, ребята! Продолжаем играть в снежки!

4. Словарная работа

(Слайд № 2)

- Лена, вытащи снежок! СНЕЖОК № 2 "Словарная работа".

На Руси существует игра "Снежная крепость", а у татар и башкир эта игра называется "Штурм города". Давайте и мы сыграем в такую игру. Вот этот город мы будем штурмовать.

(Слайд № 3)

- Ребята, чтобы штурм завершился успешно, необходимо вписать ответы в сетку кроссворда. Чтобы вы не ошиблись, отгадаем первое слово вместе.

1. Без рук, без ног, по свету рыщет, поет да свищет.

- Что это? (ветер). Запишите это слово в кроссворд под № 1.

        1              
        В     3        
  2 И Н Е Й   Л        
        Т     О        
        Е     П        
5 П Р И Р О Д А   7    
              Т   К    
      6 О Б Л А К О    
                  Н    
                Ь    
          4 Х О К К Е Й
                  И    

2. Наледь на ветках деревьев.

3. Инструмент для копки, уборки снега.

4. Спортивная игра с шайбой и клюшкой.

5. Растительный и животный мир вокруг нас.

6. пушистая вата плывет куда-то.

7. Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная.

Прошло 3 минуты. Надеюсь, кроссворд разгадан, чтобы в этом убедиться, я попрошу вашей помощи. Осуществим взаимопроверку. Поменяйтесь листочками и посмотрите, ответы уже появились в своих клеточках. (Слайд № 4). Проверьте ответы ваших друзей! Если ваш одноклассник набрал:

6-7 + - оценка "5"

4-5 + - оценка "4"

1-3 + - оценка "3".

Как только вы поставили отметки, отложите листочки на край стола. А я, как волшебница, поставлю их в клетки вашего журнала.

III. Повторение пройденного материала.

- Слова какой части речи встретились нам в кроссворде?

(Имя существительное)

(Слайд № 5)

- Расскажите все, что вы знаете об этой части речи!

-Что обозначает имя существительное? (Предмет)

- На какие вопросы отвечают имена существительные?

- Если слова отвечают на вопрос КТО?, то какие это имена существительные?

- А как называются имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО?

Приведите примеры таких имен существительных. (2-3 примера)

- Какого рода бывают имена существительные?

- Запишем наши словарные слова в тетрадь, разделив их в 3 столбика:

м.р., ж.р., ср.р. (3 учащихся работают у доски)

- Ребята, какое слово мы не записали? (коньки). Почему? (Оно во мн. числе)

IV. Физкультминутка.

СНЕЖОК № 3. (Слайд № 6)

Проведем физкультминутку "На дворе у нас мороз:"

На дворе у нас мороз,
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
Руки вверх, руки вниз!
На носочках потянись!
А теперь поприседаем
И урок мы продолжаем!

V. Новая тема.

СНЕЖОК № 4. (Слайд № 7)

1. Объяснение новой темы учителем

- Откройте учебники на стр. 35. Найдите алгоритм разбора имени существительного как части речи. Прочитайте его самостоятельно.
- Как вы думаете, почему разбор начинается с вопроса к слову?

- Можно сразу сказать к какой части речи относится слово?

- Почему сначала указываются постоянные признаки, а потом - непостоянные?

- Обратите внимание, после алгоритма показано, как правильно оформить запись в тетради! Попробуем сделать морфологический разбор имени существительного на примере стихотворения "Зима" башкирского поэта Хабибуллы Габитова (Слайд № 8). Возьмите лист со стихотворением. Внимательно послушайте, а его прочитаю!

- Найдите в этом стихотворении имена существительные.

Выполним разбор слова (во) сне:

(Во) сне - (в чём?), н.ф. - (что?) сон - сущ., неодуш., м.р., в ед.ч.

Разбор завершен. (Слайд № 9)

2. Тренировочные упражнения:

1. Выполним у доски разбора слова (с) горы. Пользуемся алгоритмом, который поможет нам не допустить ошибок.

VI. Физкультминутка.

СНЕЖОК № 5. (Слайд № 10)

Мы устали, засиделись
Нам размяться захотелось
Влево, вправо поворот.
А теперь наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем!
И в последний раз присели,
И опять за парты сели.

VII. Творческая работа. Редактирование текста.

СНЕЖОК № 6. (Слайд № 11)

- Перед вами текст "Корм для птиц". Внимательно прочитайте его. Правильно ли построены предложения? Нет ли повторяющихся слов?

- Отредактируем этот текст. Каким словом можно заменить слово "снег" во 2 предложении? Прочитайте получившееся предложение.

- Каким словом можно заменить повторяющееся имя Ильдар? По-русски - это мальчик, а как это звучит по - башкирски и по-татарски? Прочитайте последнее предложение. Почитаем получившийся текст целиком.

- Как вы думаете, для чего мальчик несет корм птицам? А что можно делать в городе, чтобы весной птицы радовали нас пением? Вы, ребята, молодцы, что помогаете птицам, делаете кормушки!

VIII. Домашнее задание.

СНЕЖОК № 7 (Слайд № 13)

- Запишите отредактированный текст в тетрадь и 1 имя существительное из текста разберите как часть речи.

IX. Итог урока

- Ребята, над чем мы работали на уроке?

- Кто доволен своей работой на уроке?

Приложение.