Цели: научить учащихся выполнять разбор имени существительного как части речи
Задачи:
- Научить выполнять разбор имени существительного как части речи, повторив изученный материал по теме: "Имя существительное"
- Развивать умение работать с текстом, умение выполнять взаимопроверку; развивать знания о культуре башкирского народа; развивать ведущие интегративные качества личности: честность, ответственность, справедливость, доброжелательность, чувство патриотизма.
- Через материал урока прививать доброе отношение к природе, воспитывать у учащихся заботливое отношение к животным, птицам, толерантное отношение друг к другу.
Ход урока
I. Организация начала урока.
(Слайд № 1)
Дети! Велено до вас
Довести в сей час указ
Заготовлен он самой
Свет красавицей зимой!
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня: Екатерина Валерьевна. А еще у нас на уроке гости, поприветствуем их. Молодцы, садитесь!
II. Актуализация знаний.
1. Зарядка для глаз и рук.
- Давайте подготовим наши глаза и руки к письму.
2. Работа в тетрадях.
- Откройте тетради, запишем число, классная работа. Сегодня третье февраля.
- Ребята, раньше на Руси месяц февраль называли лютым, лютнем. Считалось, что по полям ходит седой старик, стучит ледяным посохом и вызывает вьюги и метели.
- Ребята, назовите "ошибкоопасное" место в слове "третье". Вспомните правило, в каких случаях пишется разделительный ь? (после корня, оканчивающегося на согласный звук перед гласными е, ё, ю, я, и)
- К какому времени года относится месяц февраль? (Зимний месяц)
- А вы любите зиму? Можно ли назвать ее волшебницей? (Да, т.к. она строит мосты, украшает деревья, рисует на окнах морозные узоры)
- Посмотрите, классная доска тоже украшена морозными узорами, как окно.
- Какие развлечения готовит для нас зима? (Можно кататься на коньках, санках, можно лепить снеговиков, строить крепости, играть в снежки)
-Закройте глаза. (Звучит "Метель", перевоплощение)
- Откройте глаза. Вы заметили, что урок у нас необычный, и я буду в роли волшебницы зимы. Сегодня мы научимся выполнять морфологический разбор имени существительного, т.е. разбирать его как часть речи. Для этого нам пригодятся ваши знания об имени существительном. Я приготовила корзину со снежками-заданиями, в которые мы поиграем на уроке.
3. Работа над каллиграфией.
- Коля, вытащи снежок! СНЕЖОК № 1. "Минутка чистописания"
На доске заранее написан и закрыт "морозными узорами" отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
А.С.Пушкин.
- Прочитайте этот отрывок из стихотворения самостоятельно. Посмотрите внимательно, как пишутся буквы. При письме следите за высотой строчных букв, за наклоном. Обратите внимание на соединение букв: буква о с буквой к - верхнее соединение; сочетание оро - верхнее, во всех остальных случаях - нижнее соединение. Вспомните, как нужно сидеть во время письма. Запишите этот отрывок в тетрадь.
- Молодцы, ребята! Продолжаем играть в снежки!
4. Словарная работа
(Слайд № 2)
- Лена, вытащи снежок! СНЕЖОК № 2 "Словарная работа".
На Руси существует игра "Снежная крепость", а у татар и башкир эта игра называется "Штурм города". Давайте и мы сыграем в такую игру. Вот этот город мы будем штурмовать.
(Слайд № 3)
- Ребята, чтобы штурм завершился успешно, необходимо вписать ответы в сетку кроссворда. Чтобы вы не ошиблись, отгадаем первое слово вместе.
1. Без рук, без ног, по свету рыщет, поет да свищет.
- Что это? (ветер). Запишите это слово в кроссворд под № 1.
1 | |||||||||||
В | 3 | ||||||||||
2 | И | Н | Е | Й | Л | ||||||
Т | О | ||||||||||
Е | П | ||||||||||
5 | П | Р | И | Р | О | Д | А | 7 | |||
Т | К | ||||||||||
6 | О | Б | Л | А | К | О | |||||
Н | |||||||||||
Ь | |||||||||||
4 | Х | О | К | К | Е | Й | |||||
И |
2. Наледь на ветках деревьев.
3. Инструмент для копки, уборки снега.
4. Спортивная игра с шайбой и клюшкой.
5. Растительный и животный мир вокруг нас.
6. пушистая вата плывет куда-то.
7. Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная.
Прошло 3 минуты. Надеюсь, кроссворд разгадан, чтобы в этом убедиться, я попрошу вашей помощи. Осуществим взаимопроверку. Поменяйтесь листочками и посмотрите, ответы уже появились в своих клеточках. (Слайд № 4). Проверьте ответы ваших друзей! Если ваш одноклассник набрал:
6-7 + - оценка "5"
4-5 + - оценка "4"
1-3 + - оценка "3".
Как только вы поставили отметки, отложите листочки на край стола. А я, как волшебница, поставлю их в клетки вашего журнала.
III. Повторение пройденного материала.
- Слова какой части речи встретились нам в кроссворде?
(Имя существительное)
(Слайд № 5)
- Расскажите все, что вы знаете об этой части речи!
-Что обозначает имя существительное? (Предмет)
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
- Если слова отвечают на вопрос КТО?, то какие это имена существительные?
- А как называются имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО?
Приведите примеры таких имен существительных. (2-3 примера)
- Какого рода бывают имена существительные?
- Запишем наши словарные слова в тетрадь, разделив их в 3 столбика:
м.р., ж.р., ср.р. (3 учащихся работают у доски)
- Ребята, какое слово мы не записали? (коньки). Почему? (Оно во мн. числе)
IV. Физкультминутка.
СНЕЖОК № 3. (Слайд № 6)
Проведем физкультминутку "На дворе у нас мороз:"
На дворе у нас мороз,
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
Руки вверх, руки вниз!
На носочках потянись!
А теперь поприседаем
И урок мы продолжаем!
V. Новая тема.
СНЕЖОК № 4. (Слайд № 7)
1. Объяснение новой темы учителем
- Откройте учебники на стр. 35. Найдите алгоритм
разбора имени существительного как части речи.
Прочитайте его самостоятельно.
- Как вы думаете, почему разбор начинается с
вопроса к слову?
- Можно сразу сказать к какой части речи относится слово?
- Почему сначала указываются постоянные признаки, а потом - непостоянные?
- Обратите внимание, после алгоритма показано, как правильно оформить запись в тетради! Попробуем сделать морфологический разбор имени существительного на примере стихотворения "Зима" башкирского поэта Хабибуллы Габитова (Слайд № 8). Возьмите лист со стихотворением. Внимательно послушайте, а его прочитаю!
- Найдите в этом стихотворении имена существительные.
Выполним разбор слова (во) сне:
(Во) сне - (в чём?), н.ф. - (что?) сон - сущ., неодуш., м.р., в ед.ч.
Разбор завершен. (Слайд № 9)
2. Тренировочные упражнения:
1. Выполним у доски разбора слова (с) горы. Пользуемся алгоритмом, который поможет нам не допустить ошибок.
VI. Физкультминутка.
СНЕЖОК № 5. (Слайд № 10)
Мы устали, засиделись
Нам размяться захотелось
Влево, вправо поворот.
А теперь наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем!
И в последний раз присели,
И опять за парты сели.
VII. Творческая работа. Редактирование текста.
СНЕЖОК № 6. (Слайд № 11)
- Перед вами текст "Корм для птиц". Внимательно прочитайте его. Правильно ли построены предложения? Нет ли повторяющихся слов?
- Отредактируем этот текст. Каким словом можно заменить слово "снег" во 2 предложении? Прочитайте получившееся предложение.
- Каким словом можно заменить повторяющееся имя Ильдар? По-русски - это мальчик, а как это звучит по - башкирски и по-татарски? Прочитайте последнее предложение. Почитаем получившийся текст целиком.
- Как вы думаете, для чего мальчик несет корм птицам? А что можно делать в городе, чтобы весной птицы радовали нас пением? Вы, ребята, молодцы, что помогаете птицам, делаете кормушки!
VIII. Домашнее задание.
СНЕЖОК № 7 (Слайд № 13)
- Запишите отредактированный текст в тетрадь и 1 имя существительное из текста разберите как часть речи.
IX. Итог урока
- Ребята, над чем мы работали на уроке?
- Кто доволен своей работой на уроке?