Под понятием зоны ближайшего развития Л.С. Выготский понимал расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идет впереди развития". Л.С. Выготский говорил, что те задания, которые ребенок может делать с помощью взрослого сегодня, завтра будет делать сам.
Определяя цели обучения истории с нарушением интеллекта, необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка, учитывать особенности их познавательной деятельности, эмоционально - волевой сферы и личностных качеств.
Основные направления коррекционно - развивающего обучения являются: развитие речи, владение техникой речи; совершенствование сенсорного развития; коррекция отдельных сторон психической деятельности, развитее зрительного восприятия и узнавания, развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений об явлениях; развитие пространственных представлений и ориентаций; развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти.
Однако следует иметь виду, что классы коррекционно-развивающего обучения с их обозначенными характеристиками - это лишь форма организации воспитательно-образовательного процесса. Педагогическая же эффективность учебного процесса, в конечном счете, будет определяться тем, каким содержанием он наполниться. На сколько в этом содержании кроме общих образовательных целей, будут учтены типические и индивидуальные особенности таких детей. Какие методы и приемы станут задавать тон, определять атмосферу, как обучения, так и воспитания школьников.
Воображение обогащает деятельность других психологических процессов, неразрывно связано с мышлением, памятью и важно само по себе, поэтому его также необходимо развивать в процессе обучения истории. История знакомит школьников с событиями прошлого, и полнота их восприятия достигается с помощью воображения учащегося; иногда оно меняет представления, модернизирует их, поэтому необходимо проводить коррекционную работу по предупреждению возникновения неверных представлений или по их исправлению, давая, прежде всего точное описание объектов, участников и хода самих исторических событий, привлекая разнообразные средства наглядности для создания верных образов. Развивать у учащихся историческое воображение поможет реконструкция прошлого с элементами песочной терапии "путешествие в прошлое"
В результате этого упражнения получаются рассказы или небольшие инсценировки.
Цели урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по данному разделу;
- научить овладение технологией исторической реконструкцией на основе использования исторических источников.
Развивающая-коррекционная
- формировать мыслительные операции (анализ, синтез, классификация) на основе учебного материала.
Воспитательная:
- воспитание чувства патриотизма, уважение к прошлому своей Родины.
Оборудование:
- Карта "Киевская Русь IX - XI в.в.";
- Дидактический материал;
- Компьютер с мультимидейной системой;
- Песочница с историческими персонажами;
- Пластилин;
- Жетоны для оценивания.
Тип урока: повторительно - обобщающий.
Форма проведения урока: урок- реконструкция с применением элементов песочной терапии.
Место урока в учебном плане: итоговый урок по теме "Восточные славяне в древности".
Методы: объяснительно- иллюстративные, частично- поисковые.
Ход урока
I. Заполнить пропуски в тексте(работа по карточкам)
Развитие навыка осознанного чтения, внимания.
Образцы карточек.
Озаглавь текст (Л)
1. Племена _____________славян - это предки ____________,украинцев и белорусов. Полторы тысячи ________назад они _________на большой лесной ____________ По берегам ________Днепр, _______,Ока, Западная Двина. (восточных, равнине, русских, рек, лет, поселились, Волхов).
Озаглавь текст (Л)
2. Это жилище__________. Пол в них на метр углублен в _________. Стены сложены из тонких____________деревьев-жердей. Из __________ сделана и крыша, покрытая толстым слоем ___________. (жердей, славян, соломы, землю, стволов).
Озаглавь текст (СР)
3. Сегодня они собираются ___________пашню. Двое мужчин __________лошадь в _________приспособление для _________________земли. Прежде чем пахать, надо было _________________участок земли, вырубить на нем ______. (пахать, запрягают, плуг, вспахивания, приготовить, лес).
Озаглавь текст (Л)
4. Основную работу по дому в _____________выполняли женщины. Они ___________________ пищу: варили в _________________горшках. Еще женщины _____________за домашней птицей. (поселке, готовили, глиняных, смотрели).
II. Работа с историческими терминами. Учащиеся находят в словариках значение слов: археология, восточные славяне, реконструкция. (Обогащение словарного запаса)
III. Работа с исторической картой.
Показать на карте расселение восточнославянских племен (слайд №1)
Развитие пространственной ориентации, зрительного восприятия, визуального мышления/
IV. Вступительное слово учителя с целью постановки проблемного задания.
Работа на раскопках - только незначительная часть труда археолога. Находки сфотографированы, зарисованы, упакованы в коробки и ящики, сделаны подробные записи о всей проделанной работе.
Попробуйте по этим находкам заполнить таблицу "Основные занятия восточных славян" (учащиеся видят на экране фотографии археологических находок)
Развитие пространственной ориентации, зрительного восприятия, визуального мышления))
"Основные занятия восточных славян"
№ изображения | Что изображено? | Вид занятия |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 |
V. Физкультминутка
Давайте представим себя сеятелями. Одной рукой мы придерживаем лукошко, а другой размеренно разбрасываем семена. Повторяйте эти упражнения за мной.
Звучит русская народная музыка.
VI. Реконструкция славянского поселка.
А теперь мы переходим к практической части нашего урока к реконструкции.
Воссоздадим историческую эпоху, когда жили восточные славяне. Для этого необходимо: конструктор, пластилин, фигурки людей, животных, песочница для создания ландшафта.
Это будет коллективная работа под названием "Славянский поселок".
Каждая группа получает технологическую карту и работает по ней.
- Развитие мелкой моторики
- Развитие пространственной ориентации
- Развитие творческого мышления
- Развитие зрительной, кинестической памяти.
- Развитие творчества
Группа №1:
- построить избу,
- изобразить труд земледельца, охоту
- составить рассказ
Группа №2:
- изобразить сбор дикого мёда, собирательства, рыболовства
- составить рассказ
Группа №3 :
- построить ремесленную мастерскую
- составить рассказ
VII. Рассказ учащихся о славянском поселке, о занятиях его жителей.
VIII. Домашнее задание.
Отгадать загадки по данной теме.