Урок геометрии по теме "Площадь треугольника"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • изучить теорему о площади треугольника;
  • научить использовать формулу площади треугольника для решения задач;
  • развивать аналитические умения учеников;
  • воспитывать умение работать в группах.

Проверка домашнего задания.

Проверка решения домашних задач № 461, №463, №466 (учебник Геометрия 7-9 Л.С.Атанасян и др.) проходит с использованием документ-камеры, которая позволяет спроецировать на экран решение учеников в тетрадях. Ученик объясняет решение и отвечает на вопросы, возникшие у учеников.

Подготовительный этап.

Решить задачи по готовым чертежам.

Дано:

ABCD-ромб,

SABCD=48см2

Найти: SAOD

1.JPG (3418 bytes)

Диагонали ромба делят его на четыре равных треугольника. Равные фигуры имеют равные площади. SAOD=48:4=12(см2)

 Дано:

MNKE-параллелограмм,

SMNKE=32см2

Найти: SMNE

Диагональ параллелограмма делит его на два равных треугольника. Равные фигуры имеют равные площади. SMNE=32:2=16(см2)

2.JPG (4063 bytes)

Дополнительные вопросы:

Как называются фигуры, имеющие равные площади?

- равновеликие.

Верно ли, что если фигуры равновелики, то они равны?

-нет.

Приведите примеры

- квадрат со стороной 4см., и прямоугольник со сторонами 2см. и 8см равновелики.

Изучение нового материала.

Мы уже знаем формулы площади прямоугольника, параллелограмма. Как вы считаете, площадь какой фигуры мы будем изучать сегодня?

-площадь треугольника.

Учащиеся записывают тему урока.

Какова же цель урока? Каждый может ее для себя определить сам.

На доске записаны разноуровневые цели:

- Я узнаю формулу площади треугольника.

- Я выучу формулу площади треугольника и буду применять ее для решения задач.

- Я самостоятельно выведу формулу площади треугольника и буду применять ее для решения задач.

Учитель: Мне бы хотелось, чтобы многие из вас выбрали третью цель, так как еще Аристотель сказал:

":ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле".

Как вы считаете, чему равна площадь треугольника?

Ученики высказывают гипотезы, которые учитель записывает на доске

Работа в группах:

Задание: Вывести формулу для нахождения площади треугольника, используя знания формул площади прямоугольника и площади параллелограмма.

Ученики представляют результаты работы группы- выводят формулы площади треугольника по следующим чертежам, которые они представляют на экран через документ камеру.

- Треугольник достроен до параллелограмма:

 

Треугольник достроен до прямоугольника

Учащиеся остальных групп заслушивают доказательство, задают вопросы, высказывают исправления и замечания.

Подводится итог. Какая гипотеза оказалась верна?

Формула записывается учителем на доске, учениками в тетрадях.

Учитель по готовому чертежу на кодопозитиве показывает образец записи условия теоремы и образец доказательства.

Учитель: Формулу для вычисления площади треугольника можно получить также перестраиванием треугольника в равновеликие прямоугольники и параллелограммы.

Работа в группах: (ученикам предложены модели треугольников, ножницы)

Результаты работы группы представляют у доски, разрезая модель и прикрепляя ее магнитами на доску.

Площадь треугольника равна площади прямоугольника с таким же основанием и высотой в два раза меньше.

 

 Площадь треугольника равна площади параллелограмма с таким же основанием и высотой в два раза меньше.

 

Площадь треугольника равна площади прямоугольника с такой же высотой и основанием в два раза меньше.

 

Учитель: - Сколько высот можно провести в треугольнике?

- Сколькими способами можно найти площадь треугольника?

Записывают на доске и в тетради:

- Какие элементы треугольника можно выразить из формулы площади треугольника?

Выслушиваются ответы учеников и вывод записывается на доске и в тетрадях:

;

;

Решить задачи.

1.Стороны треугольника равны 4см., 6см., 9см., большая высота равна 5см. Найти меньшую высоту.

2. В прямоугольнике АВСД ВД =12 см. Вершина В удалена от прямой АС на 4см. Найти площадь треугольника АВС.

Домашнее задание: п. 52 (теорема) №468, 469, 470.

Итог урока: Сегодня мы познакомились с одной из формул для нахождения площади треугольника, что позволяет нам расширить возможности при решении задач. В дальнейшем нам предстоит узнать еще несколько способов нахождения площади треугольника.