Фестиваль-конкурс профессионального мастерства педагогов учреждения дополнительного образования детей "Шаги к успеху"

Разделы: Администрирование школы


Введение

Современная образовательная ситуация требует от педагогов - практиков постоянного совершенствования их знаний и умений. Чтобы быть успешным, достичь вершин профессионального мастерства, иметь высокий рейтинг у учащихся, коллег, родителей педагог системы дополнительного образования детей должен постоянно стремиться к саморазвитию и повышению уровня своего мастерства.

Профессия предоставляет педагогу возможность реализовать себя в труде, познании, общественной жизни, деятельности, в отношениях, общении, связанных с выполнением должностных обязанностей. Не менее важно, что при этом происходит проверяемая практикой самооценка психологической и содержательно-технологической подготовленности к данной работе, сложившаяся в процессе профессионального образования и предшествующего опыта. Такая оценка стимулирует (должна стимулировать) самообразование и самосовершенствование специалиста, его карьерные и статусные намерения, овладение смежными областями знаний.

Поэтому столь актуальны вопросы дальнейшего профессионального роста сотрудников образовательного учреждения, развития положительных личностных качеств, выстраивания индивидуальной траектории их карьеры в системе дополнительного образования детей.

Доказано, что профессиональное самосовершенствование успешно протекает лишь при наличии у педагога внутреннего побуждения, искреннего стремления добиться более высоких результатов в работе через использование передовых педагогических технологий, нестандартных форм и методов организации взаимодействия участников образовательного процесса.

В свою очередь, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества возможна, если педагогический коллектив в целом проводит систематический анализ достоинств и недостатков своей деятельности, мониторинг качества образовательно-воспитательного процесса на основе диагностических исследований.

Самостоятельные усилия по освоению достижений психолого-психологической науки, передовой практики, совершенствование оценочной деятельности педагога и руководителей педагогического коллектива, позитивная мотивация педагогического труда, неформальное творческое содружество мастеров педагогического труда – вот те основные факторы, которые влияют на профессиональный рост и мастерство педагога.

Главной целью деятельности руководителя МОУДОД “Дом детства и юношества” города Рубцовска Алтайского края при управлении педагогическим коллективом является создание профессионально – личностной зоны успеха каждому сотруднику, повышение его заинтересованности в совершенствовании своего профессионального мастерства, проявлении творческой активности и духовного единения с обучающимися при опоре на комплекс индивидуальных особенностей педагога.

Целенаправленная работа администрации по достижению этой цели должна способствовать формированию многоуровневой культуры самоорганизации всех членов коллектива, росту их педагогического мастерства. Ведь развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности. Преобразование профессиональной деятельности, её качественно новый уровень, в свою очередь, приводят к дальнейшему развитию личности.

Эффективной формой самореализации и самосовершенствования педагогов являются фестивали-конкурсы профессионального мастерства, направленные на решение конкретных проблем коллектива, выявленных в ходе наблюдений, диагностических исследований и анализа деятельности учреждения. Положение о фестивале-конкурсе приведено в Приложении № 1.

ФЕСТИВАЛЬ - КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ ИДЕЙ “ШАГИ К УСПЕХУ”

Цель проведения: повышение качества образовательного процесса, инициирование профессионального и личностного роста сотрудников.

Задачи:

  1. развитие мотивации педагогов к поиску новых творческих идей, самореализации, самосовершенствованию;
  2. предоставление сотрудникам самостоятельности выбора форм и степени активного участия в мероприятиях фестиваля - конкурса;
  3. повышение престижа труда, популяризация достижений талантливых педагогов, формирование позитивного имиджа учреждения;
  4. обмен педагогическими находками и опытом деятельности.

Необходимое оборудование и реквизит:

  • магнитная доска, магниты;
  • столы, стулья – по числу участников;
  • музыкальный центр;
  • плакат “Шаги к успеху”;
  • карта “Море педагогического мастерства” (рефлексия “Острова”);
  • силуэты кораблей (по числу участников и гостей);
  • наборы фломастеров – 6 шт.;
  • шапки с вопросами для презентации “Здравствуйте, это - Я!” - 6 шт.;
  • карточки с заданиями для конкурса “Терминологический марафон” - 6 шт.;
  • ватман – 6 листов, маркеры – 6 наборов, цветная бумага – 6 наборов, клей – 6 шт. для конкурса “Юбилейная открытка”;
  • жетоны – призовые бонусы для зрителей;
  • реквизит для “Педагогического бутика” (методическая и научно-популярная литература, канцелярские принадлежности, календари, дидактический и иллюстративный материал, наглядные пособия и т.п.);
  • протоколы конкурсных заданий (для жюри) – 5 экземпляров;
  • дипломы и сувениры победителям и участникам фестиваля – конкурса.

Торжественная музыкальная заставка

Ведущая: Добрый день, уважаемые коллеги!

На 30 году существования нашего учреждения я всё так же убеждена, что система дополнительного образования детей – это именно та структура, которая сегодня необходима для полного развития личности ребенка, его самоопределения и самореализации. Именно здесь создаются условия для раскрытия внутреннего мира маленького человечка, возможности чувствовать себя комфортно и свободно.

Только в этой системе педагог – фанат своего дела, энтузиаст, фантазер, увлекающаяся и преданная личность. Он, как ребенок, радуется каждому достижению своего воспитанника, даже если это его первые, робкие шаги. Это он, не считаясь со временем, готов что-то создавать, экспериментировать, творить.

Сегодня мы проводим традиционный, восьмой по счету фестиваль - конкурс педагогических идей и профессионального мастерства наших сотрудников. В коллективе происходит ротация кадров, молодое поколение пополняет наши ряды. Нам очень хочется узнать их поближе, увидеть их в разных ипостасях, в какой-то мере оценить творческий потенциал. Не отстают от них и коллеги - стажисты - широко образованные, духовно богатые, предприимчивые, творчески мыслящие личности!

Сердечно приветствую всех участников и гостей!
Фестиваль “Шаги к успеху” набирает обороты.
Он - своеобразный барометр качества нашей работы!
К вершинам мастерства стремимся ежедневно,
Педагогическую практику обогащаем, несомненно,
Творчески растем - явно виден прогресс:
Качественно улучшается образовательный процесс.
Движемся вперед, не стоим на месте,
Горы можем свернуть, объединившись вместе!
Всем желаю я коллегам развиваться и творить,
И с любовью нашим детям свои знания дарить!

Инструментальная музыка.

Ведущая:

Сегодня предстоит показать свою профессиональную компетентность и мастерство 6 педагогам - участникам номинации “Шаги к успеху”.

Отправляясь в плавание по морю конкурсных заданий, каждый участник получает силуэт корабля, придумывает ему название и пишет его на борту морского лайнера. Присваивая судну имя, помните, что как его назовешь – так оно и поплывет. Бережно сохраните его до конца сегодняшнего состязания.

Индивидуальная работа участников.

Надеюсь, что сегодня вы добьётесь больших успехов, продемонстрируете профессиональные знания, умение взаимодействовать с окружающими, выдвигать идеи и воплощать их в жизнь. А все, присутствующие в зале, несомненно, будут содействовать успешному выполнению Вами предложенных конкурсных заданий! Удачи вам!

ЗАДАНИЕ № 1 САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ “У МЕНЯ ЕСТЬ Я!”

Любая встреча людей друг с другом начинается со знакомства. Чтобы сформировать первое представление о человеке достаточно на него взглянуть. А чтобы узнать его ближе, нет лучшего способа, чем беседа, разговор. Мудро сказал когда-то Сократ: “Заговори, чтобы я тебя увидел”.

Поэтому я предлагаю нашим участницам начать знакомство с присутствующими с рассказа о себе. За ограниченный промежуток времени (5 минут) вам предстоит написать мини-сочинение, в котором доказать, что вы - единственные и неповторимые, уникальные и удивительные, отличающиеся от окружающих, и в тоже время объединенные общими интересами, сплоченные единой целью служения миру Детства, готовые к сегодняшним состязаниям!

И раз у нас краткое, “шапочное” знакомство, то увидеть Вас с неизвестной стороны нам помогут ваши ответы на вопросы, которые находятся в этих шапках.

Предлагаемые варианты вопросов.

  1. Какого педагога Вы считаете успешным?
  2. В чем выражается Ваша любовь к детям?
  3. Какими своими мыслями Вы готовы поделиться со всем человечеством?
  4. Каков “рецепт приготовления Вашего друга”?
  5. С Вами можно идти в разведку?
  6. Чего Вам не хватает, чтобы считаться “идеальной”?
  7. Кого Вы считаете “родственной душой”?
  8. Что Вам может поднять настроение?
  9. Три самые дорогие для Вас вещи, которые бы Вы взяли с собой на необитаемый остров?
  10. Что, по-вашему, отличает Вас от других?

Выполнение задания участниками конкурса.

Ведущая:

На нашем фестивале нет просто зрителей, каждый из присутствующих вполне может стать его полноправным участником, блеснув своей эрудицией, широтой кругозора, находчивостью и сообразительностью.

Все ваши успехи будут отмечены призовыми жетонами – бонусами, которые представляют собой оттиск ступни человека - своеобразный шажок к вашему личному успеху. В конце конкурса-фестиваля они могут быть обменены в нашем “Педагогическом бутике” на интересные и полезные для педагога вещи и предметы.

Задание для зрителей.

Викторина “И это всё о них” (Приложение № 2)

Ведущая:

Сейчас настал черед оценить усилия наших конкурсанток по написанию собственного словесного портрета!

Это с удовольствием сделают не только зрители и гости фестиваля, но и наше многоуважаемое жюри, которое систематически будет заполнять протоколы конкурсных заданий, в конце всех испытаний объявит результаты и подведет окончательные итоги.

Представление членов жюри.

Самопрезентация участников фестиваля-конкурса.

Ведущая:

Взаимоотношения между людьми – одна из сложных и интереснейших проблем нашего времени, значимая в любой сфере деятельности человека. От правильного выбора принципов общения во многом зависит успех ведения дела и достижение желаемых результатов, моральное удовлетворение в процессе работы и после её завершения.

Поэтому столь важно в организационный период деятельности любого творческого объединения познакомить детей со сверстниками, помочь установить контакт с педагогом, создать доброжелательную, эмоционально - комфортную атмосферу сотрудничества и взаимной заинтересованности друг в друге.

Выполнить эту задачу педагогу помогут игры, апробированные нашими участниками в своей педагогической практике. Им предоставляется возможность помочь незнакомым детям установить контакты с окружающими, участвуя в конкурсе “Зигзаги общения”.

ЗАДАНИЕ № 2 КОНКУРС “ЗИГЗАГИ ОБЩЕНИЯ”

Каждый участником демонстрирует 1 заранее подготовленную интерактивную игру, пригласив для этого присутствующих в зале детей той возрастной категории, на которых она рассчитана.

Проведение игр (очередность - согласно результатов жеребьевки).

Ведущая:

Колоссальную роль в человеческом общении и получении информации играет речь. Язык – это данное природой знаковое средство единения Человека с Социумом. Однако вербальные способы передачи информации (рассказ, беседа, диалог и т.п.) не являются единственными.

Их успешно дополняют невербальные, бессловесные способы общения (мимика, жесты, позы и т.п.). Продемонстрировать ваше умение взаимодействовать друг с другом без помощи речи наши конкурсанты смогут при выполнении следующего конкурсного задания.

ЗАДАНИЕ № 3 ТВОРЧЕСКИЙ МИНИ - ПРОЕКТ “ПОЙМИ МЕНЯ”

Каждый участник формирует микрогруппу из 3 человек и направляется к одному из столиков, на которых разложены необходимые инструменты и материалы.

Вам предложены 20 листов цветного картона размером 6х10 см (цвет картона для каждой группы свой), по одной ленте скотча, ножницы.

Совместными усилиями вам предстоит за 7 минут спроектировать и построить оригинальное архитектурное сооружение, основой которого явятся только картон и скотч.

Напоминаю ещё один очень важный момент – при работе нельзя разговаривать друг с другом, найдите другие способы взаимодействия между собой.

Работа микрогрупп.

Задание для зрителей.

Викторина “Третий лишний” (Приложение № 3)

Презентация “архитектурных шедевров”.

Ведущая:

Большая часть педагогов учреждений дополнительного образования широко эрудированные, высоко профессиональные специалисты, отличающиеся порядочностью, честностью, добротой, верностью долгу, толерантностью, стремящиеся к самореализации, самосовершенствованию, профессиональному росту, созиданию, изменению мира по законам Истины, Добра и Красоты.

Каждый человек неповторим и уникален по-своему: один – прекрасно плетет из ивовой лозы, другой – мастер резьбы по дереву, третий – кулинар от Бога, четвертый – знаток многих премудростей садоводства и огородничества, пятый – сочинит непревзойденный сценарий весёлой вечеринки для друзей, шестой – найдет оптимальный вариант выхода из сложной жизненной ситуации. Этот список можно продолжать и продолжать.

Всё это подтверждает мысль, что все люди, и педагоги тоже, обладают определенным опытом в той или иной области человеческой деятельности.

Уважаемые конкурсанты! Пришла пора поделиться вашим собственным опытом с коллегами и гостями нашей программы.

 ЗАДАНИЕ № 4 ОБМЕН ОПЫТОМ “НАУЧУ ЗА ПЯТЬ МИНУТ”

Выберите себе любого из присутствующих в зале и попробуйте научить его чему-либо, чем вы владеете в совершенстве. Сделать это Вам предстоит в течение всего лишь 5 минут.

Задание для зрителей.

Аукцион “Вспомним про миллионеров”

По принципу телевизионной игры “Золотая лихорадка”, которую вел Леонид Ярмольник, предлагаю вспомнить названия городов – миллионеров, расположенных в Российской Федерации. Всего их 13.

Ответы: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Омск, Екатеринбург, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Нижний Новгород, Челябинск, Волгоград, Казань, Уфа.

Демонстрация участниками и их подопечными результатов “пятиминутного обучения”.

Ведущая: Педагог, стремящийся быть профессионалом и идти в ногу со временем, постоянно самосовершенствуется, непрерывно повышает свой теоретический уровень и практическое мастерство. Чтобы быть компетентными Вам, уважаемые коллеги, приходится пополнять запас знаний через самообразование, чтение специальной и методической литературы, в которой встречается большое количество специфических терминов.

ЗАДАНИЕ № 5 БЛИЦ-ТУРНИР “ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН”

В ходе нашего следующего конкурсного задания мы с вами выясним, насколько вы усвоили понятия, так часто употребляемые в современной педагогической практике.

Перед вами карточка - таблица, содержащая 2 столбца. В правом из них – произвольный перечень 10 терминов, часто используемых в специальной литературе. В левом столбце – определения этих терминов, также расположенные в произвольном порядке.

Ваша задача – определить, какому термину соответствует данное определение, соединив их одной линией между собой. На выполнение задания - 5 минут.

1 Усвоение учащимися под руководством педагога систематизированных знаний, умений и навыков, а также способов познавательно - творческой деятельности. Мониторинг
2 Учение о методах распознавания какого-либо явления, действия, события и т.п. Процесс обучения
3 Особый вид обучения, имеющий целью частичное или полное определение конкретной недостаточности ученика, не являющейся следствием пониженных общих способностей. Методы
4 Длительное, систематическое наблюдение за состоянием среды и управ-ление ею на основании полученных данных, своевременное информи-рование людей о происходящих изменениях, прогнозирование развития. Самореализация
5 Разнообразные способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение конкретных задач обучения. Развивающее обучение
6 Ориентация преподавания не только на формирование некоторых знаний, умений и навыков, а на раскрытие детям личностного смысла самого учения, на формирование личности в целом. Тестирование
7 Воплощение человеком в жизнь своих потенциальных возможностей с помощью собственных усилий. Рефлексия
8 Процесс самопознания субъектом самого себя, своих внутренних психических актов и состояний, личностных особенностей и представлений. Диагностика
9 Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешность выполнения того или иного вида деятельности. Способности
10 Метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу знаний. Коррекционное обучение

Ответы:

  1. Процесс обучения
  2. Диагностика
  3. Коррекционное обучение
  4. Мониторинг
  5. Методы
  6. Развивающее обучение
  7. Самореализация
  8. Рефлексия
  9. Способности
  10. Тестирование

ЗАДАНИЕ № 6 “ЮБИЛЕЙНАЯ ОТКРЫТКА”

Наш конкурс проходит в канун знаменательного события – 30-летия Дома детства и юношества. Подготовка к этому дню рождения в самом разгаре. Вам предлагается принять самое активное участие в предпраздничных хлопотах и подготовить в подарок юбиляру красочную открытку и поэтическое поздравление на основе заданных рифм (буриме).

С этим заданием предстоит справиться в течение 10 минут.

Оформление открытки.

Задание для зрителей

Аукцион “Наполним музыкой сердца”

Музыка нас сопровождает ежедневно. Она звучит из радиоприемников, магнитофонов и телевизоров, напоминает о себе звонками мобильных телефонов, наконец, мы сами мурлычем про себя (а иногда и вслух) ту или иную мелодию.

Предлагаю сейчас целенаправленно вспомнить песни на заданные мною темы.

Тема 1 “Цветные ноты”

Назовите песню, где упоминаются разные цвета красочной палитры.

Тема 2 “Всякая погода благодать”

Назовите песню, где упоминаются разные времена года, явления природы и т.п.

Тема 3 “Профессия - песня”

Назовите песню (или напойте несколько строчек), где упоминаются разные профессии.

Презентация поздравительных юбилейных открыток.

Подведение итогов. Протоколы конкурсных заданий.

Ведущая:

Завершая сегодняшний фестиваль-конкурс “Шаги к успеху” хотелось бы сказать ещё об одном моменте. Представьте себе банк, который кладет на ваш счет каждое утро 86.400 долларов, но оставшуюся не потраченной сумму не переносит на следующий день и не позволяет вам оставлять кассовую наличность, каждый вечер аннулирует часть неиспользованной вами в течение дня суммы. Что будете делать? Конечно же, снимите со счета всё до копейки!

А ведь у каждого из нас есть такой банк. И называется этот банк – ВРЕМЯ. Каждое утро он выдает нам кредит в 86400 секунд. Каждую ночь он списывает, как потерянную, каждую, не инвестированную в благое дело секунду. Не переносит баланс. Не разрешает превышение кредита. Каждый день открывает для вас новый счет. Каждую ночь уничтожает данные за день. Если за целый день вы не использовали весь депозит – вы его потеряли. И пути назад нет. И ничего нельзя отложить “на завтра”. Вы вынуждены жить в настоящем на сегодняшние депозиты.

Делайте такие инвестиции, чтобы выиграть по максимуму в здоровье, счастье и успехе! Время летит. Возьмите от сегодня всё, что сможете! Цените каждый миг, которым вы обладаете и помните, что Время никого не ждет. Вчера - это воспоминание. Завтра - это мечта. Так наслаждайтесь сегодняшним днем!

Награждение победителей и участников фестиваля - конкурса “Шаги к успеху”.

Ведущая: Кораблик каждого из вас достойно преодолел просторы огромного океана конкурсных заданий. Пора причалить к берегу. Перед вами карта Моря педагогического мастерства, среди которого там и тут разбросаны острова разнообразных чувств и эмоций.

Разместите, пожалуйста, свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает ваше сегодняшнее душевное, эмоционально-чувственное состояние после участия в конкурсе – фестивале.

Рефлексия “Острова” .

Ведущая:

Спасибо всем за радость общения, взаимопонимание и сотрудничество! До новых встреч!