В настоящее время изменения в образовании требуют от педагогов не только качественных предметных знаний, но и профессиональной гибкости по отношению к ребенку, к организации воспитательно-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника. В связи с этим актуальной задачей становится повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психическое здоровье), формировать начала личности (базис личностной культуры, развивать его индивидуальность).
Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться, как взрослый, так и ребенок. Да, хорошо, если это взрослый, а ребенок, который еще многого не знает и такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие (возможно и другие причины связанные с проблемами в психическом развитии).
И педагоги в ДОУ не раз сталкиваются с такими детьми, и ряд жалоб со стороны педагогов только возрастает. Поэтому работа, которая ведется в учреждении, направлена на отработку определенных приемов психолого-педагогической поддержки воспитанников с различными проблемами в различных видах деятельности детей. Осуществляется через проигрывание педагогических ситуаций, где отрабатываются модели поведения педагога в различных проблемных ситуациях, и где педагог встает на место ребенка, проводятся семинары-практикумы, различные тренинги и т.д.
Работа в этом направлении возникла не случайно, было проведено анкетирование педагогов "Потребность педагогов в психологическом просвещении" (приложение 1).
Полученные результаты свидетельствуют, что 70,3% педагогов нуждаются в психологическом просвещении; 45,3% занимаются самообразованием в области психологии, а остальные 54,7% - нет. Темы, касающиеся вопросов обучения и воспитания дошкольников, заявляют воспитатели разные: это и агрессивность, и капризность, нарушения поведения, также как усадить на занятие, удержать внимание на занятии гиперактивного ребенка и т.д.
Работая в данном направлении, создаем условия, в которых педагоги получают профессиональные и личностно- значимые знания, позволяющие им:
Использовать полученные знания в работе с детьми, повышая тем самым уровень эффективности организации обучения и воспитания дошкольников;
Построить взаимоотношения с дошкольниками и родителями на взаимоуважении;
Уметь своевременно прогнозировать и предупреждать возникновение вероятных нарушений в становлении личности ребенка.
Семинар-практикум "Организация дисциплины в группах детского сада"
Цель: уточнять и расширять представления воспитателей об организации дисциплины в современных условиях ДОУ.
Задачи:
- Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.
- Развивать умение анализировать свою педагогическую деятельность.
- Способствовать активизации малоактивных педагогов, имеющих небольшой педагогический стаж работы в процессе работы в микрогруппах.
Материал: плакат с цитатой "Люди рождены, чтобы помогать друг другу" Марк Аврелий, плакат со словами "Дисциплина", плакат с воздушными шарами, словарь терминов, таблицы.
Ход семинара
1. Активизация педагогов: игра "Похвалилки".
2. Деление на группы: игра "Воздушные шары" (приложение 2).
3. Постановка проблемы и мотивация педагогов, заполнение проблемных листов.
Теория вопроса - определение сущности понятия "дисциплина".
Дисциплина - это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества. Прочтите понятие "дисциплина" и ответим на вопрос, что включает в себя дисциплина?
Достойный пример взрослых, моделирование ситуаций, словесные инструкции, просьбы, обучение, предоставление ребенку самому возможности учиться и набираться различного жизненного опыта.
Какова цель дисциплины, по-вашему, мнению?
Педагог должен способствовать формированию этических и моральных норм, развитию самоконтролю, для того чтобы поведение ребенка соответствовало определенным стандартам. Этого добиться достаточно сложно, особенно без ущерба и решить это отчасти удается не всем.
Постановка проблемы.
Проводимые современные исследования свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой и учебной деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте. В нашем учреждении, так же мы наблюдаем детей с отклонением в поведении. Вот почему очень важно обратить на это внимание как можно раньше и попробовать найти подход к такому ребенку. Мы должны осознать, что приучить ребенка к дисциплине - дать ему почувствовать, что его любят.
Теория вопроса - типы поведения детей.
Существует 3 типа поведения:
- дисциплинированный (данный тип поведения можно наблюдать на протяжении всего дошкольного возраста, ярко проявляется в 3 - 4 года. Характеризуется тем, что дети стремятся следовать инструкции, ведут себя правильно в силу необходимости выполнения правил поведения.);
- недисциплинированный правдивый (характеризуется тем, что дети импульсивны, легко нарушают запрет, искренне признаются в этом, к 5 - 7 года склонность уменьшается и переходит в другой тип);
- недисциплинированный неправдивый (отмечается, что дети легко нарушают правила, говорят неправду, лгут целенаправленно, проявляется в 5 лет).
Таким образом, исходя из все сказанного, первоначально контроль за поведением ребенка осуществляет взрослый на основе своего авторитете, далее у ребенка вырабатываются механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать по законам данного окружения (группа д/с, секция и т.д.) не потому что он должен, а потому что он хочет. Правила принятые в этой группе становятся неотъемлемой частью его сознания.
Педагогу в работе с детьми необходимо опираться на ряд принципов.
Контроль со стороны педагога необходим детям младшего и среднего дошкольного возраста. На каждом возрастном отрезке средства контроля будут различны.
4. Практическая часть.
Упражнение "Техника интонирования".
Даются различные фразы и ставится задача произнести их с различными оттенками, интонациями, начиная со спокойных, тихих и заканчивая агрессивными в зависимости от педагогической ситуации (фразы типа "Садимся на занятие", "Идите сюда", "Почему не убрали игрушки?", "Прошу внимания", "Да", "Будьте добры" и т.п.).
Заполнение таблицы "Методы и приемы поддержания дисциплины в группе детского сада".
Напишите 3 проблемные ситуации, связанные с организацией дисциплины в группе детского сада.
Выберите наиболее трудную ситуацию для своей микрогруппы, которую бы вы хотели разрешить.
Решение ситуаций отражайте в предложенной таблице. Воспользуйтесь памятками, которые вам предложены.
Проблема | Психологические и физиологические особенности (уровень ЗУН - низкий, наличие заболевания и т.д.) | В чем нуждается ребенок (желания, потребности) | Действия взрослых | Рекомендации |
Педагогам предлагается обсудить и зачитать свои рекомендации по разрешению конкретной проблемной ситуации.
Мини-дискуссия - чем вы руководствуетесь при поддержании дисциплины в группе?
Для поддержания определенной дисциплины в группе необходимо вводить правила в группе, которые возможно формулируют сами дети.
Мини-дискуссия - скажите, какие у вас действуют правила в группе?
Важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.
- светофор
- книга
- итоговый круг
Подведение итогов.
Действительно, нарушение дисциплины причина многих трудностей в развитии ребенка. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков, порицаний. Ребенок слышит бесконечные требования вести себя "хорошо", "правильно", "как полагается". Все это не только не способствует установлению дисциплины, но и еще больше ухудшает его и, в конечном счете, может привести к искаженному развитию личности.
Рефлексия "Пять строчек по правилам" Синквейн.
Литература.
- Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. - М.: ТЦ Сфера. 2005. - 64 с.
- Организация методической работы в условиях инновационной деятельности ДОУ: методические рекомендации /Сост. Ю.А. Березкина. - Бийск: БПГУ им. В.М.Шукшина, 2008. - 78 с.
- Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей /авт.-сост. С.В. Терпигорьева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 143 с.