Сценарий урока по математике и конструированию "Объемные фигуры. Куб"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • закрепление знаний учащихся об объёмных фигурах: строении, отличиях от других геометрических фигур;
  • продолжить формирование умения анализировать фигуры;
  • закрепление навыков вычерчивания развёртки куба на нелинованной бумаге;
  • развитие творческих и конструкторских способностей младших школьников;
  • воспитание любознательности, дружелюбия, взаимовыручки, умения работать в группе, аккуратность.

Оборудование:

  • геометрические фигуры (рисунки),
  • таблицы,
  • схемы,
  • бумага для черчения,
  • цветная бумага,
  • ножницы,
  • клей,
  • чертёжные инструменты.

ХОД УРОКА

 

I. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

Весёлый прозвенел звонок
Начинается урок.

- Этот урок – итоговый по теме “Куб”.

Мы вспомним, что знаем об объёмных фигурах, где применяются, где встречаются в жизни предметы и изделия, изготовленные на их основе и не только изготовим, но и сконструируем из построенных вами кубов различные модели машин, зданий, фигурки животных.

(Стук в дверь. Появляются Куб и Параллелепипед – игрушки, сделанные учителем)

- К нам гости – наш старый знакомый – мистер Куб и его приятель мистер Параллелепипед. С ними мы встречались на наших уроках.

Вопрос

  • А в жизни где можно встретить их?

Возможные ответы учащихся: игры: детские кубики с буквами и картинками, ящики, коробки, кирпичи на стройке, здания,…

- А гости наши пришли не с пустыми руками. Под шляпой мистера Куба конверт, а в нём – задания.

Задание 1. (Рисунки геометрических фигур: квадрат, треугольник, куб, пирамида, ромб, параллелепипед, прямоугольник, параллелограмм, трапеция). Сгруппируйте фигуры.

Вопросы.

  • Почему именно так сгруппированы фигуры? (плоские и объёмные )
  • Чем они отличаются? (Плоские – это геометрические фигуры, их можно вырезать и расположить на плоскости. Объёмные – это геометрические тела, располагаются они не на плоскости, а в пространстве.

Задание 2. Расскажите о нас.

Вопрос

  • Что вы знаете о кубе и параллелепипеде?

(Куб: 6 граней

8 вершин – в одной вершине пересекается 3 ребра

12 рёбер – две грани имеют общее ребро

Параллелепипед: 6 граней

8 вершин – в одной вершине пересекается 3 ребра

12 рёбер – две грани имеют общее ребро)

Учитель. Получается, что куб и параллелепипед абсолютно одинаковы, разные у них только названия.

Вопрос

  • Чем отличаются эти фигуры?

(Главное их отличие – грани. У куба грани –это 6 одинаковых по величине квадратов. У параллелепипеда грани – прямоугольники.

Особенность: одинаковыми должны быть противоположные грани)

Задание 3. Изготовьте куб.

Вопрос

  • Что понадобится нам для работы?

(линейка

карандаш

ножницы

клей

чертёжная бумага

цветная бумага)

  • Проверьте, всё ли есть на вашем столе?

Вопрос

  • В какой последовательности будем выполнять работу?

На доске закрепляются таблички, на которых указана последовательность выполнения работы:

1. Вычерчиваем развёртку

2. Вырезаем

3. Склеиваем куб

4. Собираем модель

Учитель: Прежде чем начать нашу работу, давайте вспомним, что мы должны выполнять, чтобы работа с чертёжными инструментами была безопасной.

III. Закрепление и систематизация знаний.

1.Повторение правил техники безопасности с чертёжными инструментами.

Вопрос

  • Что нужно помнить, приступая к черчению?

(чертёжными инструментами можно нанести травму)

Вопрос

  • О чём нельзя забывать, работая с ними?

(1. Пользоваться только по назначению.

2. Не размахивать инструментами.

3. Выполнив работу, убрать инструменты на место.)

 2. Практическая работа.

Вычерчивание развёртки.

Возьми линейку, карандаш
И начерти квадрат.
Да повнимательней следи,
Чтоб был не кривоват.

Вопрос

  • Сколько одинаковых квадратов должно быть в развёртке куба? (6)
  • Как производить измерения? (с точностью до 1мм)
  • Какими должны быть “крылышки” для склеивания?

(Не меньше 1см, а линии “спрятать” внутрь куба)

3. Правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем

Учитель. Для работы нам нужны ножницы и клей.

Вопрос.

  • О каких правилах мы никогда не должны забывать, работая с ними?

(1. Ножницы должны быть исправными и острыми.

2. Нельзя держать ножницы остриями вверх.

3. Нельзя оставлять ножницы в открытом виде, размахивать ими.

4. Нельзя резать на ходу, подходить к товарищам.

5. Передавать ножницы кольцами вперёд.

6. При работе следить за направлением реза, чтобы не поранить руки.

1. Следить, чтобы клей не попал на одежду, в нос, в глаза.

2. Руки вытирать влажной салфеткой.)

4. Практическая работа.

Вырезание развёртки и склеивание куба.

Вопрос

  • Каким правилам нужно следовать, чтобы наша развёртка превратилась в красивый, точный и аккуратный куб?
  • Как сделать грани чёткими и ровными?

(Провести по линиям острым концом ножниц – пробиговать, а линии “спрятать” внутрь куба)

Учитель. Замечательные получились кубы. Можно приступать к сборке ваших моделей.

5. Практическая работа в группах.

Дети делятся на группы и на основе кубов и параллелепипедов изготавливают следующие фигуры (по выбору): танк, трактор, лев, слон, мышь, ёж, корова, петух, здания.

В ходе работы дети сообщают интересные факты о предметах, которые они изготавливают.

IV. Итог урока.

Учитель. Молодцы, ребята. Много интересных фактов сообщили вы о героях своих работ. Да и сами работы получились у вас очень хорошие.

Демонстрация работ.

Нашим гостям – мистеру Кубу и мистеру Параллелепипеду очень понравились ваши работы и они решили вас наградить дипломами и грамотами.

Диплом за самую сложную модель, сконструированную из объёмных фигур.

Диплом за самую интересную модель, сконструированную из объёмных фигур.

Диплом за самую аккуратную работу, сконструированную из объёмных фигур.

Грамота за создание интересной модели из объёмных фигур.

V. Домашнее задание

Учитель. Какой праздник приближается? (День защитника Отечества) ваши дедушки, папы, у кого-то старшие братья в своё время служили в армии, охраняя покой наших людей, кто-то воевал в годы Великой Отечественной войны. И всем им будет приятно в этот день получить от вас поздравления. Подумайте, пожалуйста, как вы поздравите своих близких. А вместе с поздравлением вручите им подарок, сделанный своими руками: аппликация, открытка, а может и сконструированная модель? Обдумайте это. В течении недели мы обсудим все предложения и на следующем уроке изготовим сувенир для дедушек и пап.