Цели урока: (Слайд №1)
Образовательные: закрепление умений использовать знания признаков, свойств углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей, научить видеть различные способы при решении одной задачи.
Воспитательные: воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения.
Развивающие: развитие логического мышления учащихся, внимания, активности, чувство ответственности, самостоятельности, культуры общения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Организационные формы: парная, дифференцированно групповая.
Технология: уровневая дифференциация.
Структура урока:
- вводное слово учителя
- самостоятельная работа групп №2, №3
- актуализация знаний учащихся группы №1
- диктант
- тест
- самостоятельная работа группы №1
- защита у доски работ группами №2, №3
К данному уроку прилагается презентация (Приложение 1)
Ход урока:
Вводное слово учителя
Многие великие люди всех времен и народов говорили о значении математики. Не только ученые - математики, но и поэты, писатели, философы.
Высказывание одного великого мыслителя: «ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства» Леонардо да Винчи (слайд №2).
Предметом исследования нашего урока будут углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей. Задачей нашего урока является обобщение и систематизация ваших знаний по данной теме.
В ходе групповой, парной, самопроверки вы еще раз закрепите знания свойств углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей (слайд №3).
Организация работы групп
- класс делится на 3 группы по уровню их обученности
- каждая группа получает определенные задания
- группа №3 - уровень «4-5». Решают по 3 задачи с последующей защитой у доски.
Выполняют в тетрадях и сдают учителю.Задания для групп с уровнем обученности «4-5»
Дано: a и b, c и d;
<2 = 65°, <3 = 115°, <4 = 121°.
Доказать: a || b
Найти: <1В равнобедренных треугольниках ABC и DEF:
<1 = <2
Доказать: AB || CDНа рисунке: MQ = NP
<1 = <2
Доказать: MN || PQ - группа №2 - уровень на «4». Решают 4 задачи по готовым чертежам, по вариантам в парах с последующей защитой у доски, затем обмениваются вариантами и решают самостоятельно до конца урока. Выполняют в тетрадях и сдают учителю.
Решение по готовым чертежам (задания для ребят с уровнем обученности «4»)
Дано: a || b
<1 больше <2 в 5 раз
Найти: <1, <2, <3, <4Дано:m || n
<2 + <8 = 100°
Найти: остальные углыДано: <1 = <2 = <3
Доказать: a || b и m || nДано: <8 = 83°
<2 больше <1 на 14°
Доказать: MN || AB - группа №1 - с низким уровнем обученности. С этой группой начинает работать учитель.
- Диктант (слайды №4, №5, №6) - 7 мин. Выполняют на отдельных листах. Цель: проверить знания учащихся формулировки теорем, выражающих признаки параллельности прямых, свойств углов, образованных при пересечении секущей двух параллельных прямых, распознавать виды углов по рисунку.
Диктант.
Заполните пропуски в формулировке признаков, свойств углов при пересечении параллельных прямых секущей- Две прямые на плоскости называются параллельными, если они…
- Если две параллельные прямые пересечены третьей, то сумма внутренних…
- Назовите на данном рисунке углы:
- внутренние накрестлежащие…
- соответственные…
- односторонние…
- смежные (две пары)…
- вертикальные (две пары)…
- Если один из внутренних накрестлежащих углов при параллельных прямых и секущей равен 34°
- Если две параллельные прямые пересечены третьей, то соответственные…
- Если один из односторонних углов при параллельных прямых и секущей равен 150°, то другой равен…
- Будут ли прямые параллельными, если односторонние углы равны по 30° и 120°
Ответы к диктанту
- Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.
- Если две параллельные прямые пересечены третьей, то сумма внутренних односторонних углов равна 180°
-
- 3 и 6; 4 и 5 – накрестлежащие
- 1 и 6; 2 и 5; 3 и 8; 4 и 7 – соответственные
- 3 и 5; 4 и 6 – односторонние
- 1 и 2; 2 и 3 – смежные
- 2 и 4; 1 и 3 – вертикальные
- 34°
- Углы равны
- 30°
- Нет, т.к. их сумма не равна 180°
- Самопроверка с обсуждением неверных ответов (слайд №7) - 5мин. Обмениваются ответами. После выполнения листы сдаются учителю.
- Тест (слайды №8, №9) - 8мин. Выполняют на отдельных листах Цель: проверить их умения объяснять по рисунку, какие углы являются накрест лежащими, соответственными, односторонними. Уметь применять признаки, свойства углов при решении задач (с учащимися работает ассистент-старшеклассник, а учитель работает с группой №2).
Тест
Выберите правильный ответ:
1. Прямые a и b - параллельные, с-секущая. <7 и <1- соответственные
- односторонние
- накрестлежащие
2. Дано: <8 = 35°. Найти: <1
- не знаю
- <1 = 145°
- <1 = 35°
3. Дано: m || n, <3 + <5 = 260°. Найти: <3
- <3 = 50°
- <3 = 130°
- не знаю
4. Параллельны ли прямые a и b, если (см. рисунок)
- да
- не знаю
- нет
Ответы к тесту:
-
<7 и <1 (см. рис.)
- соответственные
- односторонние
- накрестлежащие
- <8 = 35°. Найти: <1
- не знаю
- 145°
- 35°
- m || n, <3 + <5 = 260°. Найти: <3
- <3 = 50°
- <3 = 130°
- не знаю
- Будет ли a и b, если (см. рис.)
- да
- не знаю
- нет
- самопроверка с обсуждением (слайды №10, №11) - 5 мин. После выполнения листы сдаются учителю.
- самостоятельная работа - 15мин. Выполняется в рабочих тетрадях, затем сдаются на проверку (в это время учитель работает с группой №3).
Самостоятельная работа
Вариант 1 Дано: a || b, c - секущая
<3 = 138°
Найти: <1, <2, <3Дано: p ? m, p ? n
<2 = 40°, <7 = 40°
Доказать : a || bВариант 2 Дано: m || n, p - секущая
<1 = 34°
Найти: <2, <3, <4Дано: c ? a, c ? b
<8 = 120°, <1 = 60°
Доказать : a || b
- Диктант (слайды №4, №5, №6) - 7 мин. Выполняют на отдельных листах. Цель: проверить знания учащихся формулировки теорем, выражающих признаки параллельности прямых, свойств углов, образованных при пересечении секущей двух параллельных прямых, распознавать виды углов по рисунку.