Урок окружающего мира по программе А.А. Плешакова в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • дать представление о зимующих и перелётных птицах;
  • познакомить с мероприятиями по охране птиц;
  • воспитывать бережное отношение к птицам;
  • развивать речь, мышление, внимание, память учащихся.

Ход урока:

  1. Орг.момент (Приложение1)
  2. Повторение пройденного.(Приложение1, слайд 2)

    «Тройка, тройка прилетела,
    Скакуны в той тройке белы,
    А в санях сидит царица,
    Белокоса, белолица,
    Как махнула рукавом,
    Всё покрыла серебром».

    - О каком времени года идёт речь в стихотворении? Назовите приметы зимы.

  3. Постановка темы урока.(Приложение1, слайд 3)

    - На прошлом уроке мы говорили о поведении животных в зимнее время. А тему сегодняшнего урока вы узнаете прочитав книгу зимы.
    - Чьи следы перед вами? Каждое животное принесло свою букву. Какое слово получилось?

  4. Новый материал.

    - Но что это за разговор? (Сценка с перелётными птицами)(Приложение1, слайд 4)

    ЦАПЛЯ: Здравствуй, скворушка!
    СКВОРЕЦ: Что ты такая печальная, цапля?
    ЦАПЛЯ: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть это правда?
    СКВОРЕЦ: Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал и на севере, и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

    - Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Приложение1, слайд5,6)
    - Многие птицы улетают от нас за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут сады. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил, кормятся утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Вы их встречаете каждый день. Кто же это? (Приложение1, слайд 7)

    «Маленький мальчишка
    В сером армячишке,
    По двору шныряет,
    Крохи собирает»
    (воробей)

    «На суку большого клёна
    Громко каркает...»
    (ворона)

    «Белее снега, чернее сажи,
    Выше дома, ниже травы»
    (сорока)

    - Каких птиц вы ещё встречаете на улицах города?(Приложение1, слайд 8)
    - Из северных районов к нам прилетают на зимовку птицы. Перенесёмся мысленно в лес. Мороз и солнце! День чудесный! В лесу тихо. (Приложение1, слайд9)

    Улетели птичьи стаи,
    Лес в сугробах до ветвей.
    Вот тогда мы и дождались
    Наших северных гостей.
     
      Зимний лес не спит, а дремлет,
    Серебром унизан весь,
    Не покинув эту землю,
    Много птиц осталось здесь.
    Кто там ловко и упорно
    Лазит острым клювом вниз?
    Это поползень проворный
    Перед стайкою синиц.
     
      У опушки в старых ёлках
    От зари и до зари
    Разговор ведут чечётки,
    Громко вторят снегири.
    Пёстрый дятел крикнет громко,
    Разогнав лесную тишь,
    А на вырубках, на липках,
    Отзовётся бойкий чиж.
     
      Я б могла ещё так много
    Про лесных сказать певцов,
    Как средь стужи и морозов
    Вывел клёст своих птенцов.
    Как с утра и до заката
    На репьях гостят щеглы
    И торопятся куда-то
    Ярко-красные щуры.
     
      Как рассвет встречая новый,
    Будит лес своих гостей.
    Не опишешь даже словом
    Красоту земли моей.
  5. Физ. пауза. (Приложение1, слайд 11)

    Летели кукушки через три избушки.
    Крыльями махали, головками вертели,
    А куда летели так и не сказали.

  6. Новый материал (продолжение) (Приложение1, слайд 12)

    - В мире птиц много удивительного. Все птицы выводят птенцов весной. Как вы думаете почему?
    - Эта птица выводит своих птенцов круглый год. Даже в самые лютые январские морозы. Что это за птица? Название этой птицы зашифровано картинками, догадайтесь.
    - А почему клёст выводит своих птенцов и в январе?
    - Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые созревают к зиме. Но интересней всего у клеста клюв – ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птицы с прямыми клювами, как и все остальные, но, когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется.
    - Много сложностей в жизни птиц зимой. Но больше чем мороза птицы боятся... А вот чего - узнать вам поможет шифр и ключ к нему. (Приложение1, слайд13)
    - Как мы помогаем птицам? Чем мы кормим птиц? А что ещё любят птицы? (Приложение1, слайд 14)
    - А когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут. (Звучит грам. запись пения птиц)

  7. Итог урока.(Приложение1, слайд 15)
    Прокормите птиц зимой,
    Чтоб со всех концов
    К вам слетались, как домой,
    Стайки на крыльцо.
     
      Не богаты их корма
    Горсть одна нужна.
    Горсть одна - и не страшна
    Будет им зима.
    Приручите птиц в мороз
    К своему окну,
    Чтоб без песен не пришлось
    Нам встречать весну.
     

Литература:

  • Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников». Москва, «Владос», 1999.
  • Галеева Н.Л., Гостимская Е.С. Евдокимова Г.Ю., Замулина Н.В., Кононова Н.Н. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе». Москва, 2008.
  • Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. «С любовью к природе». Москва, «Педагогика», 1983.
  • Плешаков А.А. «Зеленые страницы». Москва, «Просвещение», 1994.