Цели и задачи:
- дать представление о зимующих и перелётных птицах;
- познакомить с мероприятиями по охране птиц;
- воспитывать бережное отношение к птицам;
- развивать речь, мышление, внимание, память учащихся.
Ход урока:
- Орг.момент (Приложение1)
- Повторение пройденного.(Приложение1, слайд 2)
«Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром».- О каком времени года идёт речь в стихотворении? Назовите приметы зимы.
- Постановка темы урока.(Приложение1, слайд 3)
- На прошлом уроке мы говорили о поведении животных в зимнее время. А тему сегодняшнего урока вы узнаете прочитав книгу зимы.
- Чьи следы перед вами? Каждое животное принесло свою букву. Какое слово получилось? - Новый материал.
- Но что это за разговор? (Сценка с перелётными птицами)(Приложение1, слайд 4)
ЦАПЛЯ: Здравствуй, скворушка!
СКВОРЕЦ: Что ты такая печальная, цапля?
ЦАПЛЯ: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть это правда?
СКВОРЕЦ: Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал и на севере, и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.- Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Приложение1, слайд5,6)
- Многие птицы улетают от нас за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут сады. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил, кормятся утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Вы их встречаете каждый день. Кто же это? (Приложение1, слайд 7)«Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крохи собирает»
(воробей)«На суку большого клёна
Громко каркает...»
(ворона)«Белее снега, чернее сажи,
Выше дома, ниже травы»
(сорока)- Каких птиц вы ещё встречаете на улицах города?(Приложение1, слайд 8)
- Из северных районов к нам прилетают на зимовку птицы. Перенесёмся мысленно в лес. Мороз и солнце! День чудесный! В лесу тихо. (Приложение1, слайд9)Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовётся бойкий чиж.Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих птенцов.Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы
И торопятся куда-то
Ярко-красные щуры.Как рассвет встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей. - Физ. пауза. (Приложение1, слайд 11)
Летели кукушки через три избушки.
Крыльями махали, головками вертели,
А куда летели так и не сказали. - Новый материал (продолжение) (Приложение1, слайд 12)
- В мире птиц много удивительного. Все птицы выводят птенцов весной. Как вы думаете почему?
- Эта птица выводит своих птенцов круглый год. Даже в самые лютые январские морозы. Что это за птица? Название этой птицы зашифровано картинками, догадайтесь.
- А почему клёст выводит своих птенцов и в январе?
- Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые созревают к зиме. Но интересней всего у клеста клюв – ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птицы с прямыми клювами, как и все остальные, но, когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется.
- Много сложностей в жизни птиц зимой. Но больше чем мороза птицы боятся... А вот чего - узнать вам поможет шифр и ключ к нему. (Приложение1, слайд13)
- Как мы помогаем птицам? Чем мы кормим птиц? А что ещё любят птицы? (Приложение1, слайд 14)
- А когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут. (Звучит грам. запись пения птиц) - Итог урока.(Приложение1, слайд 15)
Прокормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Литература:
- Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников». Москва, «Владос», 1999.
- Галеева Н.Л., Гостимская Е.С. Евдокимова Г.Ю., Замулина Н.В., Кононова Н.Н. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе». Москва, 2008.
- Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. «С любовью к природе». Москва, «Педагогика», 1983.
- Плешаков А.А. «Зеленые страницы». Москва, «Просвещение», 1994.