Развитие познавательной активности обучающихся начальной школы в процессе формирования учебных навыков

Разделы: Начальная школа


Вы хотите, чтобы наши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества. Но: не опаздывайте и, помогая, думайте сами. Б.П.Никитин

Каждую осень порог школы впервые переступают первоклассники. Все они очень разные: маленькие и большие, застенчивые и не очень, робкие и самостоятельные... Одни пришли учиться с охотой, другие крепко держат за руку родителей, боятся от них отойти. А мне предстоит помочь им прожить школьные годы, вырасти здоровыми, социально адаптированными и успешными.

Детская любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создает благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов и активности у детей.

Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классов актуально в процессе школьной жизни, но и в дальнейшем в будущей профессиональной деятельности повзрослевшего человека.

Интерес как явление изучается рядом наук. В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес определяется как потребность ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающей действительности. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются установить более глубокие связи и отношения между различными явлениями.

Интересы как таковые имеют универсальное значение в детской жизни, поскольку, по выражению Л.С. Выготского, лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка. Интерес отвечает за личностный способ включения субъекта в деятельность, формируя его отношение к этой деятельности и социальную позицию. Он обуславливает такой характер отражения объективной деятельности, который ориентирует ребенка на определенное, избирательное отношение к существующим обстоятельствам.

Интерес направляет познавательную деятельность детей. Подчеркнём, что речь идет именно о познавательном интересе, который не связан ни с внешней привлекательностью задания ("Спасем трех поросят"), ни с интересной формой его подачи ("Лисичка принесла вам задание", "Ответ мы найдем в грибке под дубом").

Само слово "интерес", по одной из версий, происходит от латинского interesse , что означает "иметь важное значение". Интерес, возникающий в сознании, предшествует познанию объекта. Таким образом, интерес является не только внешним условием важности воспринимаемого, но и внутренним принципом отбора материала при восприятии.

Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что без развития познавательного интереса развитие мышления ребенка было бы серьезно нарушено. Взаимоотношения между интересом и функциями мышления так обширны, что отсутствие эффективной поддержки со стороны интереса угрожает развитию интеллекта не в меньшей степени, чем разрушение тканей мозга, считает американский психолог, автор известных книг по интеллектуальному развитию детей, Глен Доман. Отечественные психологи, соглашаясь с данным утверждением, подчеркивают, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом - именно он оказывает влияние на направленность внимания и мыслей.

Физиологической основой познавательного интереса, по утверждению И.П. Павлова, безусловный ориентировочный (исследовательский) рефлекс. Однако интерес сам по себе как особое образование не существует. В этом заключается сложность его изучения. Само содержание понятия "познавательный интерес" представляется исследователями по-разному: от целостных динамических тенденций, определяющих структуру наших реакций (Л. С. Выготский, В. А. Крутецкий), до избирательного отношения (А. Г. Ковалев, О. Н. Михайлова и др.) и мотива (Л.И. Божович, Н. Г. Морозова).

Теория дифференциальных эмоций определяет интерес как одну из фундаментальных эмоций, которая является доминирующим мотивационным состоянием в повседневной деятельности нормального человека, одним из основных компонентов мотивации.

Несмотря на разные подходы к определению познавательного интереса, попытки определить его психологическую природу приводят исследователей выводу, что это - интегральное образование личности, включающие в себя интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. Под интеллектуальным компонентом подразумевается активность по отношению к источникам информации и к возможным сферам деятельности, активное оперирование приобретенными знаниями и умениями и стремление передать их другим детям. Под эмоциональным компонентом - положительное предпочтительное отношение к объектам и явлениям действительности, а также внешне эмоциональные реакции (оживленность, выразительность речи, мимики).

Подходы к выделению уровней развития познавательного интереса практически едины. Рассматривают следующие ступени: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Г. И. Щукина определяет их как последовательные стадии развития, особенность которых заключается в том, что один уровень не сменяет другой последовательно. Они сосуществуют, но для каждой возрастной ступени характерно свое соотношение этих уровней.

В исследованиях выделяются следующие показатели развития познавательного интереса детей: появление вопросов; стремление наблюдать, длительно рассматривать объект, выяснять свойства и особенности интересующих ребенка предметов и явлений; эмоционально-познавательная активность, проявляющаяся в беседах, в обсуждении увиденного со сверстниками и взрослыми.

Исследования, посвящены вопросам познавательного интереса, основаны на личностно - деятельностном подходе и раскрывают ряд важнейших особенностей этого феномена.

Его носителем может быть только человек.

Его проявления направлены на различные сферы человеческой деятельности.

Он не является имманентно присущим человеку от рождения, а формируется в социальных условиях его существования. Как подчеркивал Л.С. Выготский, интересы ребенка возникают из контакта с окружающим миром; особенное влияние на их развитие оказывает воздействие окружающих людей.

К факторам социализации интересов ребенка относят социально -экономические условия, отношение семьи к занятиям и увлечениям ее членов, предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому. Все это оказывает решающее влияние на развитие способности ребенка к переживанию интереса.

Интересы можно и, более того, необходимо формировать.

Перечислим основные правила, которыми может руководствоваться учитель, формируя познавательные интересы детей:

  • необходимо постепенно переходить от естественных интересов к прививаемым;
  • объект, предлагаемый детям для изучения, не должен быть для них ни совершенно новым, ни уже хорошо известным;
  • материал целесообразно располагать по концентрам, "группировать его вокруг одного стержня" (Л.С. Выготский).

Любознательность и элементарный познавательный интерес не являются врожденными качествами личности, а любопытство само по себе есть не что иное, как реакция на новизну, и отличается большой рефлекторностью, чем любознательность, а тем более - познавательный интерес. Однако миновать стадию любопытства в развитии интереса невозможно. Поскольку в силу возрастных возможностей сформировать теоретический интерес у младших школьников проблематично, то правомерно поставить задачу выведения их интереса на уровень элементарного познавательного.

Для его пробуждения и развития существенное значение имеет содержание знаний. Общий путь воспитания познавательного интереса у детей - от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность и обнаружению связей и отношений, существующих между ними.

С приходом в школу ребенок оказывается в большом, разнородном непонятном коллективе. Как не растеряться, как найти свое место? Как заявить о себе? С моей стороны, как установить контакты, как добиться взаимоотношения не только со всеми, но с каждым ребенком в отдельности?

Что нужно и можно сделать, чтобы с большим желанием пошли в школу? Как сформировать и направить их стремление к овладению знаниями. На протяжении многих лет работаю я как учитель средней общеобразовательной школы № 94 в рамках комплексно - целевой программы реализации проекта "Обновленная школа - школа самореализации". Это значит, что в системе работы по своему предмету я профессионально расту через создание ситуации непрерывного процесса перестройки моего профессионального сознания, развития и самосовершенствования. Поэтому, чтобы пробудить интерес к изучаемым предметам я перешла на программу "Школа - 2100", которая нацелена на сотрудничество, партнерство учителя и учащихся, доброжелательность их межличностного взаимодействия. В ходе воспитательно-образовательного процесса мне удается добиться высокой учебной мотивации и избежать повышенной тревожности у детей.

Принципы обучения на уроках.

Принципы - это идеи, положения, которыми мы руководствуемся при подготовке и проведении уроков. В основе базовой модели урока лежит представление о творчестве, как реализации человеком собственной индивидуальности. Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а, следовательно, само её появление есть уже появление чего-то нового, и реализация каждой человеческой индивидуальности это и есть творческий акт.

Творческое проявление ребенка - это те проявления, в которых ему удалось реализовать свою индивидуальность.

А чтобы урок был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовал их, учителю необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы:

  • Учитель должен пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями.
  • Принцип принятия другого.
  • Принцип проектирования и реализации образовательной среды.
  • Принцип самосознающей позиции.
  • Принцип сотрудничества.

Обязательные условия проведения урока:

  • Принимаются все ответы и реакция детей.
  • Обеспечивается независимость выбора и принятия решения учащихся, для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.
  • Каждой идеей восхищаться.
  • Ошибка должна использоваться как возможность нового неожиданного взгляда на что-то привычное.
  • Положительная поддержка личности.
  • Исключается критика личности и деятельности учащегося.
  • Использование учебной деятельности повседневного опыта детей.

Творческие задачи реализуются следующими методами:

  • Метод мозговой атаки.
  • Метод контрольных вопросов.
  • Метод морфологических матриц.
  • Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
  • Если ученик не будет проявлять активность и сознательность, то он не познает ничего.

Методы обучения на уроках в начальной школе.

И.Д. Зверев дает такое определение: "... методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования".

Методы обучения:

  • Методы организации деятельности.
  • Методы стимулирования и мотивации деятельности.
  • Методы контроля деятельности.

Методы организации деятельности:

  • Словесные (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, звуковоспроизведение).
  • Наглядные (демонстрация, иллюстрация, показ плакатов, картин, фотографий, схем, чертежей).
  • Практические (упражнения, задачи, практические работы, трудовые действия).
  • Исследовательские.
  • Проблемные.
  • Мыслительная деятельность.

Методы стимулирования деятельности:

  • Методы стимулирования сознательности, ответственности, настойчивости, долга; способы: убеждение, требование, упражнения, поощрение.
  • Методы стимулирования формирования мотивации интереса к обучению: познавательные игры, викторины, дискуссии, создание ситуации успеха, удивление, придумывание задач и ситуаций, их решение.
  • Методы контроля и самоконтроля:
  • Устные и письменные методы.
  • Фронтальные, групповые или индивидуальные.
  • Типовые, текущие.

Вывод: любой из названных методов реализует через все остальные методы.

Цели:

  • Познакомить с умножением числа, оканчивающегося нулями.
  • Совершенствовать вычислительные навыки: тренировать в умножении числа, оканчивающегося нулями.
  • Закреплять знание нумерации многозначных чисел: чтение, запись, сравнение, выражение в разных счетных единицах; повторить сочетательное и переместительное свойства умножения.

Ход урока

Организация класса.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Каждый день - всегда, везде, на занятиях, в игре.

Смело, громко говори и тихонечко сиди.

Устный счет.

1 слайд.

Задание: Каждое число умножить на 6:

2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответы для проверки: 12 18 24 30 36 42 48 54 60

Актуализация знаний.

2 слайд.

Задачи: У стола 4 ножки. Сколько ножек у 100 столов? Ответ: 400 ножек.

В одной шишке 80 семечек. Сколько семечек в 1000 шишек? Ответ:80000 семечек.

3 слайд.

Задание 1.: Увеличьте числа в 10 раз:

276 2760 27600
Ответы для проверки: 2760 27600 2760000

Задание 2.: Увеличьте числа в 100 раз:

75 813 567 5672
Ответы для проверки: 7500 81300 56700 567200

4 слайд.

Задание 3.: Увеличьте числа в 1000 раз:

5 54 543 5432 54321
Ответы для проверки: 5000 54000 543000 543200 54321000

Вопросы:

- Умножением каких чисел занимались на прошлом уроке?

- Что значит: умножить на 10. 100, 1000?

5 слайд.

При умножении числа на единицу с нулями нужно приписать к этому числу столько нулей, сколько было у единицы.

Например: 35 x 1000 =

- Сколько нулей будет в ответе?

Продолжаем закреплять наши умения.

Постановка темы урока.

- Напомните, как устно, без записи в столбик выполнить операцию умножения вот этих чисел? 200 x 80 =

- Как прочитать это выражение?

- Какие числа мы умножаем?

- Кто может сформулировать тему урока?

6 слайд.

Тема урока: Умножение круглых чисел.

Знакомство с новым материалом.

- Какие есть предложения по поводу того, как лучше выполнять умножение числа, оканчивающегося нулями?

(Выслушать гипотезы детей)

200 x 80 = (2 x100 ) x (8 x10 ) x (2 x8 ) x (100 x10 )= (2 x 8 ) x 1000 = 16 000

- Еще раз проговорим, какие свойства умножения мы использовали?

(физминутка)

Работа с учебником.

Откроем учебник на странице 86, № 1.

Проверяем, что записали?

7 слайд.

Переместительное свойство

а x в = в x а

Сочетательное свойство

(а x в ) x с = а x (в x с )

- Вернемся к примеру.

- Какие свойства умножения применили?

- Сформулируем алгоритм умножения круглых чисел? Проверяем.

8 слайд.

Чтобы найти произведение круглых чисел, надо выполнить умножение, не глядя на нули. Затем справа приписать к полученному ответу столько нулей, сколько их в обоих множителях вместе.

- Отсюда вытекает правило. Читаем.

9 слайд.

Чтобы найти произведение круглых чисел, можно выполнить умножение не глядя на нули, затем приписать столько нулей, сколько в обоих множителях вместе.

Попробуем по алгоритму выполнить № 2 на странице 86.

- 1 столбик у доски с проговариванием;

- 2 столбик самостоятельно с самопроверкой (проверить индивидуально у нескольких учащихся).

Самостоятельная работа.

(тест) - у каждого на парте.

1 вариант 2 вариант
1.Выполнить умножение 300x60= 1.Выполнить умножение 80x40=
а) 180 б) 18000 в) 1800 а) 3200 б) 320 в) 32000
п х т х т г
   
2.Выполнить умножение 120x80= 2.Выполнить умножение 130x600=
а) 1200 б) 960 в) 9600 а) 1300 б) 78000 в) 7800
д м л д р п
   
3.Выполнить умножение 60x900= 3.Выполнить умножение 700x300=
а) 54000 б) 5400 в) 540 а) 70000 б) 210000 в) 730000
о а я и о е
   
4.Выполнить умножение 20x500= 4.Выполнить умножение 400x60=
а) 100 б) 1000 в) 10000 а) 2400 б) 240 в) 24000
г ж р н к м

Самопроверка. Если вам интересно, то при правильном решении:

- 1 вариант получает слово, которое обозначает газ. Он обеззараживает воду и в первую мировую войну был использован немцами, как средство массового уничтожения.

- 2 вариант получит слово, которое обозначает самый твердый металл.

Проверка и выставление оценок.

Какой пример вызвал затруднение?

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Стр. 86, № 3 для Фадеева, Хайрутдиновой, Сафроновой, Данилова, Ковалева, Чунаревой.

Стр. 86, № 4. Для Прожикина, Третьякова, Благоразумовой, Захаровой Т, Игнатовой.

Для всех остальных стр. 87, № 9.

Итог урока.

- Чему научились на уроке?

- Кто доволен своей работой?