Вы хотите, чтобы наши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества. Но: не опаздывайте и, помогая, думайте сами. Б.П.Никитин
Каждую осень порог школы впервые переступают первоклассники. Все они очень разные: маленькие и большие, застенчивые и не очень, робкие и самостоятельные... Одни пришли учиться с охотой, другие крепко держат за руку родителей, боятся от них отойти. А мне предстоит помочь им прожить школьные годы, вырасти здоровыми, социально адаптированными и успешными.
Детская любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создает благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов и активности у детей.
Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классов актуально в процессе школьной жизни, но и в дальнейшем в будущей профессиональной деятельности повзрослевшего человека.
Интерес как явление изучается рядом наук. В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес определяется как потребность ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающей действительности. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются установить более глубокие связи и отношения между различными явлениями.
Интересы как таковые имеют универсальное значение в детской жизни, поскольку, по выражению Л.С. Выготского, лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка. Интерес отвечает за личностный способ включения субъекта в деятельность, формируя его отношение к этой деятельности и социальную позицию. Он обуславливает такой характер отражения объективной деятельности, который ориентирует ребенка на определенное, избирательное отношение к существующим обстоятельствам.
Интерес направляет познавательную деятельность детей. Подчеркнём, что речь идет именно о познавательном интересе, который не связан ни с внешней привлекательностью задания ("Спасем трех поросят"), ни с интересной формой его подачи ("Лисичка принесла вам задание", "Ответ мы найдем в грибке под дубом").
Само слово "интерес", по одной из версий, происходит от латинского interesse , что означает "иметь важное значение". Интерес, возникающий в сознании, предшествует познанию объекта. Таким образом, интерес является не только внешним условием важности воспринимаемого, но и внутренним принципом отбора материала при восприятии.
Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что без развития познавательного интереса развитие мышления ребенка было бы серьезно нарушено. Взаимоотношения между интересом и функциями мышления так обширны, что отсутствие эффективной поддержки со стороны интереса угрожает развитию интеллекта не в меньшей степени, чем разрушение тканей мозга, считает американский психолог, автор известных книг по интеллектуальному развитию детей, Глен Доман. Отечественные психологи, соглашаясь с данным утверждением, подчеркивают, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом - именно он оказывает влияние на направленность внимания и мыслей.
Физиологической основой познавательного интереса, по утверждению И.П. Павлова, безусловный ориентировочный (исследовательский) рефлекс. Однако интерес сам по себе как особое образование не существует. В этом заключается сложность его изучения. Само содержание понятия "познавательный интерес" представляется исследователями по-разному: от целостных динамических тенденций, определяющих структуру наших реакций (Л. С. Выготский, В. А. Крутецкий), до избирательного отношения (А. Г. Ковалев, О. Н. Михайлова и др.) и мотива (Л.И. Божович, Н. Г. Морозова).
Теория дифференциальных эмоций определяет интерес как одну из фундаментальных эмоций, которая является доминирующим мотивационным состоянием в повседневной деятельности нормального человека, одним из основных компонентов мотивации.
Несмотря на разные подходы к определению познавательного интереса, попытки определить его психологическую природу приводят исследователей выводу, что это - интегральное образование личности, включающие в себя интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. Под интеллектуальным компонентом подразумевается активность по отношению к источникам информации и к возможным сферам деятельности, активное оперирование приобретенными знаниями и умениями и стремление передать их другим детям. Под эмоциональным компонентом - положительное предпочтительное отношение к объектам и явлениям действительности, а также внешне эмоциональные реакции (оживленность, выразительность речи, мимики).
Подходы к выделению уровней развития познавательного интереса практически едины. Рассматривают следующие ступени: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Г. И. Щукина определяет их как последовательные стадии развития, особенность которых заключается в том, что один уровень не сменяет другой последовательно. Они сосуществуют, но для каждой возрастной ступени характерно свое соотношение этих уровней.
В исследованиях выделяются следующие показатели развития познавательного интереса детей: появление вопросов; стремление наблюдать, длительно рассматривать объект, выяснять свойства и особенности интересующих ребенка предметов и явлений; эмоционально-познавательная активность, проявляющаяся в беседах, в обсуждении увиденного со сверстниками и взрослыми.
Исследования, посвящены вопросам познавательного интереса, основаны на личностно - деятельностном подходе и раскрывают ряд важнейших особенностей этого феномена.
Его носителем может быть только человек.
Его проявления направлены на различные сферы человеческой деятельности.
Он не является имманентно присущим человеку от рождения, а формируется в социальных условиях его существования. Как подчеркивал Л.С. Выготский, интересы ребенка возникают из контакта с окружающим миром; особенное влияние на их развитие оказывает воздействие окружающих людей.
К факторам социализации интересов ребенка относят социально -экономические условия, отношение семьи к занятиям и увлечениям ее членов, предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому. Все это оказывает решающее влияние на развитие способности ребенка к переживанию интереса.
Интересы можно и, более того, необходимо формировать.
Перечислим основные правила, которыми может руководствоваться учитель, формируя познавательные интересы детей:
- необходимо постепенно переходить от естественных интересов к прививаемым;
- объект, предлагаемый детям для изучения, не должен быть для них ни совершенно новым, ни уже хорошо известным;
- материал целесообразно располагать по концентрам, "группировать его вокруг одного стержня" (Л.С. Выготский).
Любознательность и элементарный познавательный интерес не являются врожденными качествами личности, а любопытство само по себе есть не что иное, как реакция на новизну, и отличается большой рефлекторностью, чем любознательность, а тем более - познавательный интерес. Однако миновать стадию любопытства в развитии интереса невозможно. Поскольку в силу возрастных возможностей сформировать теоретический интерес у младших школьников проблематично, то правомерно поставить задачу выведения их интереса на уровень элементарного познавательного.
Для его пробуждения и развития существенное значение имеет содержание знаний. Общий путь воспитания познавательного интереса у детей - от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность и обнаружению связей и отношений, существующих между ними.
С приходом в школу ребенок оказывается в большом, разнородном непонятном коллективе. Как не растеряться, как найти свое место? Как заявить о себе? С моей стороны, как установить контакты, как добиться взаимоотношения не только со всеми, но с каждым ребенком в отдельности?
Что нужно и можно сделать, чтобы с большим желанием пошли в школу? Как сформировать и направить их стремление к овладению знаниями. На протяжении многих лет работаю я как учитель средней общеобразовательной школы № 94 в рамках комплексно - целевой программы реализации проекта "Обновленная школа - школа самореализации". Это значит, что в системе работы по своему предмету я профессионально расту через создание ситуации непрерывного процесса перестройки моего профессионального сознания, развития и самосовершенствования. Поэтому, чтобы пробудить интерес к изучаемым предметам я перешла на программу "Школа - 2100", которая нацелена на сотрудничество, партнерство учителя и учащихся, доброжелательность их межличностного взаимодействия. В ходе воспитательно-образовательного процесса мне удается добиться высокой учебной мотивации и избежать повышенной тревожности у детей.
Принципы обучения на уроках.
Принципы - это идеи, положения, которыми мы руководствуемся при подготовке и проведении уроков. В основе базовой модели урока лежит представление о творчестве, как реализации человеком собственной индивидуальности. Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а, следовательно, само её появление есть уже появление чего-то нового, и реализация каждой человеческой индивидуальности это и есть творческий акт.
Творческое проявление ребенка - это те проявления, в которых ему удалось реализовать свою индивидуальность.
А чтобы урок был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовал их, учителю необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы:
- Учитель должен пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями.
- Принцип принятия другого.
- Принцип проектирования и реализации образовательной среды.
- Принцип самосознающей позиции.
- Принцип сотрудничества.
Обязательные условия проведения урока:
- Принимаются все ответы и реакция детей.
- Обеспечивается независимость выбора и принятия решения учащихся, для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.
- Каждой идеей восхищаться.
- Ошибка должна использоваться как возможность нового неожиданного взгляда на что-то привычное.
- Положительная поддержка личности.
- Исключается критика личности и деятельности учащегося.
- Использование учебной деятельности повседневного опыта детей.
Творческие задачи реализуются следующими методами:
- Метод мозговой атаки.
- Метод контрольных вопросов.
- Метод морфологических матриц.
- Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
- Если ученик не будет проявлять активность и сознательность, то он не познает ничего.
Методы обучения на уроках в начальной школе.
И.Д. Зверев дает такое определение: "... методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования".
Методы обучения:
- Методы организации деятельности.
- Методы стимулирования и мотивации деятельности.
- Методы контроля деятельности.
Методы организации деятельности:
- Словесные (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, звуковоспроизведение).
- Наглядные (демонстрация, иллюстрация, показ плакатов, картин, фотографий, схем, чертежей).
- Практические (упражнения, задачи, практические работы, трудовые действия).
- Исследовательские.
- Проблемные.
- Мыслительная деятельность.
Методы стимулирования деятельности:
- Методы стимулирования сознательности, ответственности, настойчивости, долга; способы: убеждение, требование, упражнения, поощрение.
- Методы стимулирования формирования мотивации интереса к обучению: познавательные игры, викторины, дискуссии, создание ситуации успеха, удивление, придумывание задач и ситуаций, их решение.
- Методы контроля и самоконтроля:
- Устные и письменные методы.
- Фронтальные, групповые или индивидуальные.
- Типовые, текущие.
Вывод: любой из названных методов реализует через все остальные методы.
Цели:
- Познакомить с умножением числа, оканчивающегося нулями.
- Совершенствовать вычислительные навыки: тренировать в умножении числа, оканчивающегося нулями.
- Закреплять знание нумерации многозначных чисел: чтение, запись, сравнение, выражение в разных счетных единицах; повторить сочетательное и переместительное свойства умножения.
Ход урока
Организация класса.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Каждый день - всегда, везде, на занятиях, в игре.
Смело, громко говори и тихонечко сиди.
Устный счет.
1 слайд.
Задание: Каждое число умножить на 6:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||
Ответы для проверки: | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 | 48 | 54 | 60 |
Актуализация знаний.
2 слайд.
Задачи: У стола 4 ножки. Сколько ножек у 100 столов? Ответ: 400 ножек.
В одной шишке 80 семечек. Сколько семечек в 1000 шишек? Ответ:80000 семечек.
3 слайд.
Задание 1.: Увеличьте числа в 10 раз:
276 | 2760 | 27600 | |||
Ответы для проверки: | 2760 | 27600 | 2760000 |
Задание 2.: Увеличьте числа в 100 раз:
75 | 813 | 567 | 5672 | ||||
Ответы для проверки: | 7500 | 81300 | 56700 | 567200 |
4 слайд.
Задание 3.: Увеличьте числа в 1000 раз:
5 | 54 | 543 | 5432 | 54321 | |||||
Ответы для проверки: | 5000 | 54000 | 543000 | 543200 | 54321000 |
Вопросы:
- Умножением каких чисел занимались на прошлом уроке?
- Что значит: умножить на 10. 100, 1000?
5 слайд.
При умножении числа на единицу с нулями нужно приписать к этому числу столько нулей, сколько было у единицы.
Например: 35 x 1000 =
- Сколько нулей будет в ответе?
Продолжаем закреплять наши умения.
Постановка темы урока.
- Напомните, как устно, без записи в столбик выполнить операцию умножения вот этих чисел? 200 x 80 =
- Как прочитать это выражение?
- Какие числа мы умножаем?
- Кто может сформулировать тему урока?
6 слайд.
Тема урока: Умножение круглых чисел.
Знакомство с новым материалом.
- Какие есть предложения по поводу того, как лучше выполнять умножение числа, оканчивающегося нулями?
(Выслушать гипотезы детей)
200 x 80 = (2 x100 ) x (8 x10 ) x (2 x8 ) x (100 x10 )= (2 x 8 ) x 1000 = 16 000
- Еще раз проговорим, какие свойства умножения мы использовали?
(физминутка)
Работа с учебником.
Откроем учебник на странице 86, № 1.
Проверяем, что записали?
7 слайд.
Переместительное свойство
а x в = в x а
Сочетательное свойство
(а x в ) x с = а x (в x с )
- Вернемся к примеру.
- Какие свойства умножения применили?
- Сформулируем алгоритм умножения круглых чисел? Проверяем.
8 слайд.
Чтобы найти произведение круглых чисел, надо выполнить умножение, не глядя на нули. Затем справа приписать к полученному ответу столько нулей, сколько их в обоих множителях вместе.
- Отсюда вытекает правило. Читаем.
9 слайд.
Чтобы найти произведение круглых чисел, можно выполнить умножение не глядя на нули, затем приписать столько нулей, сколько в обоих множителях вместе.
Попробуем по алгоритму выполнить № 2 на странице 86.
- 1 столбик у доски с проговариванием;
- 2 столбик самостоятельно с самопроверкой (проверить индивидуально у нескольких учащихся).
Самостоятельная работа.
(тест) - у каждого на парте.
1 вариант | 2 вариант | ||||
1.Выполнить умножение 300x60= | 1.Выполнить умножение 80x40= | ||||
а) 180 | б) 18000 | в) 1800 | а) 3200 | б) 320 | в) 32000 |
п | х | т | х | т | г |
2.Выполнить умножение 120x80= | 2.Выполнить умножение 130x600= | ||||
а) 1200 | б) 960 | в) 9600 | а) 1300 | б) 78000 | в) 7800 |
д | м | л | д | р | п |
3.Выполнить умножение 60x900= | 3.Выполнить умножение 700x300= | ||||
а) 54000 | б) 5400 | в) 540 | а) 70000 | б) 210000 | в) 730000 |
о | а | я | и | о | е |
4.Выполнить умножение 20x500= | 4.Выполнить умножение 400x60= | ||||
а) 100 | б) 1000 | в) 10000 | а) 2400 | б) 240 | в) 24000 |
г | ж | р | н | к | м |
Самопроверка. Если вам интересно, то при правильном решении:
- 1 вариант получает слово, которое обозначает газ. Он обеззараживает воду и в первую мировую войну был использован немцами, как средство массового уничтожения.
- 2 вариант получит слово, которое обозначает самый твердый металл.
Проверка и выставление оценок.
Какой пример вызвал затруднение?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Стр. 86, № 3 для Фадеева, Хайрутдиновой, Сафроновой, Данилова, Ковалева, Чунаревой.
Стр. 86, № 4. Для Прожикина, Третьякова, Благоразумовой, Захаровой Т, Игнатовой.
Для всех остальных стр. 87, № 9.
Итог урока.
- Чему научились на уроке?
- Кто доволен своей работой?