Программное содержание:
1. Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
2. Показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом.
3.Упражнять в образовании однокоренных слов.
4. Развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом.
5. Воспитывать чувство эмпатии, отзывчивость и умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за зимними явлениями, чтение стихотворений, загадок, сочинение танцев, рассматривание картинок о зиме, лепка снеговика на участке. Изготовление снеговиков из бросового материала, макета зимнего леса.
Материал для занятия
.Демонстрационный материал: таблица для развития зрительного восприятия; карточки с изображением настроений.
Для проведения опытов - мисочки, льдинки, чайник с горячей водой. Бросовый материал для изготовления снеговиков.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель вносит в группу таблицу, на которой изображены 3 сезона, кроме зимы.
Воспитатель: - Как вы думаете, какого времени года не хватает на картинках? Ответы детей.
Проводится упражнение на развитие логического мышления.
Воспитатель: - Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить? Назовите приметы зимы.
Ответы детей.
Проводится дидактическая игра "Подскажи словечко".
Воспитатель: -Я прочту стихотворение-загадку, а вы добавите соответствующее слово:
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю: (снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые: (снежинки)
На полянку, на лужок
Все снижается: (снежок)
Вот веселье для ребят -
Все сильнее: (снегопад)
Все бегут вперегонки.
Все хотят играть в: (снежки)Словно в белый пуховик
Нарядился: (снеговик)
Рядом снежная фигурка,
Это девочка: (снегурка)
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой: (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил: (снег).
Воспитатель: - Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите. Чем похожи все эти слова? Ответы детей.
Воспитатель: - Действительно, все эти слова похожи на одно слово - снег.
Что можно сказать о снеге? Какой он? Ответы детей.
Воспитатель: - Какую пользу приносит снег? Ответы детей.
Воспитатель: - А теперь превратимся в волшебников и по экспериментируем со снегом.
1. Снег - это вода. В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит.
2. Лед - твердая вода. Обратить внимание детей, как постепенно уменьшаются льдинки и во что они превращаются. Обратить внимание детей на время, за которое тают снег и лед (снег быстрее, лед медленнее). Выясняют, что легче - лед или вода, проведя опыты - опустить в воду лед и снег.
3. Пар - это тоже вода. Открыть чайник с горячей водой, чтобы дети видели пар. Поместить над паром зеркальце, на котором образуются капельки воды.
Воспитатель: - Снег, лед и пар - это вода.
Посмотрите, сколько снега лежит на улице. Как вы думаете, как образовались сугробы? Ответы детей.
Воспитатель: - А теперь представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опускаются все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом, друг на друга. Выпало так много снежинок, что образовался сугроб.
Дети танцуют и кружатся под спокойную классическую музыку. Собираются вместе и образуют "сугроб".
Воспитатель: - Я возьму немного снега, сделаю снежок и скатаю снежный ком. (Имитирует движениями, как она это делает.) А что можно слепить из снежного кома? Ответы детей.
Воспитатель: - А теперь представьте, что вы - снежинки и через открытую форточку вы попали в помещение и упали на ковер. Что с вами случилось? Ответы детей.
Воспитатель: - Но не все снежинки растаяли. Я их соберу и слеплю снежный ком. А как в помещении я могу "слепить" снеговика? Ответы детей.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: - Это снегирь (игрушка) принес снеговикам приглашение на Новогодний карнавал. Но в приглашении сказано, что все должны прийти на праздник парами и наши снеговики загрустили. Как мы можем помочь им? Ответы детей.
Воспитатель: - Да, давайте изготовим снегурок для наших снеговиков.
Делают снегурок из баночек из-под "Актимель", раскрашивают фломастерами юбочки, шляпки делают из мерных стаканчиков, глазки, нос и рот приклеивают из цветной бумаги.
После изготовления Снегурок их ставят рядом со своими снеговиками на фоне макета зимнего леса.
Воспитатель: - Как вы думаете, какое теперь настроение у наших снеговичков?
- А у вас какое настроение? Ответы детей.
Воспитатель: - Если нашим снеговичкам у нас стало весело, значит мы с вами волшебники. Видите, как хорошо помогать кому-то, делать добрые дела. Всем вокруг становится весело и солнечно, поэтому будьте всегда такими отзывчивыми, добрыми и веселыми.