Форма проведения: педагогический совет.
Цель: объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня руководства детской игрой, в реализации эксперимента «Разработка педагогической технологии руководства детской игрой, способствующей формированию начальных ключевых компетентностей дошкольника»».
Задачи:
- Совершенствование педагогических компетенций воспитателей и узких специалистов, мотивация к творческой деятельности.
- Повышение методической грамотности в области руководства игровой деятельностью дошкольников.
Подготовительная работа:
- Оформление информационного стенда по теме педсовета.
- Подготовка оборудования для педсовета: ватманы, маркеры, краски,
- Подготовка проекта решения.
- Подготовка предметов для мастер–классов.
- Оформление пособия по сюжетно–ролевой игре.
- Анализ условий организации игровой деятельности в группах.
Оборудование: столы для трёх групп, карточки с ситуациями, плакаты для лозунгов, пособие.
Ход педсовета:
- Коммуникативная игра. Деление по группам.
«Вы еще не знаете, что я люблю»
Тип игры знакомство, «ледокол»
В игре участвуют вся группа (поочередно)
Размер группы любой
Длительность зависит от размера группы (из расчета: 1 минута на участника)
Подручные материалы - мячик или любой подручный предмет небольшого размера, который можно передавать
Правила проведения игры:
По кругу передается мячик (или иной любой предмет). Каждый участник продолжает фразу: «Вы еще не знаете, что я люблю (вариант — делать в свободное время)... (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен)». Игра продолжается, пока каждый участник не представится.
Возможные варианты игры. Можно варьировать тематику того, что человек любит — делать в свободное время, делать в команде, есть, читать и т.д. - Вступительное слово зам.заведующей по ВМР «Игра – как условие для всестороннего развития дошкольников».
Притча
Однажды шел по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, рубившего огромное дерево старым тупым топором. Было ясно, что работает этот человек уже очень долго и очень устал. К тому же, он был раздражен тем, что дело двигалось так медленно.
«Что ты делаешь?» — спросил мудрец.
«Не видишь разве, я работаю!» — раздраженно ответил лесоруб.
«Твой топор затупился, и работа стала слишком тяжелой для тебя! — воскликнул мудрец. — «Заточи топор, и работа пойдет веселее».
Но не стал слушать его лесоруб.
«Мне некогда заниматься этой ерундой! Я работаю!» — с нетерпением воскликнул он.- Нет ничего гармоничнее играющего ребенка: cила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.
Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Цель нашего педсовета - повысить уровень руководства детской игрой, активизировать экспериментальную работу по теме: «Разработка педагогической технологии руководства детской игрой, способствующей формированию начальных ключевых компетентностей дошкольника»
Деление на 3 группы. - Работа в группах
Выделить «Проблемы, связанные с игровой деятельностью», для обсуждения 5 минут (все проблемы записываются на отдельных больших листах и презентуются членами групп)
Мы выделяем несколько причин данной проблемы:
- воспитатели в детском саду не всегда знакомы или не знакомы вовсе с игровыми интересами своих воспитанников. Некоторые из них, зная подчас особенности современной детской игровой субкультуры, зная привлекающие детей сюжеты и образы, не учитывают их в организации игр или по личным соображениям не опираются на них. А ведь именно интерес обеспечивает направленность и продолжительность игровой деятельности, делает процесс развития ребенка в игровой деятельности занимательным и эффективным. Игровой интерес пронизывает все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, роли, выбор игрушек и игровых атрибутов, игровые действия и диалоги, соблюдение игровых правил.
- содержание игр, предлагаемое детям образовательными программами не всегда современно для быстро изменяющихся интересов дошкольников. Конечно, и сегодня дети любят играть в "Дочки-матери", "Шофера", "Магазин", но в эти традиционные и любимые ими сюжеты они с огромным удовольствием вводят своих любимых персонажей - Человека-Паука, Бэтмена, Шрека, кукол Синди, Барби, Кена.
- Сегодня в теории и практике дошкольной педагогики существует такая проблема, как недостаточная разработанность или отсутствие педагогических диагностик, позволяющих изучить особенности детской субкультуры, в частности игровой. В содержание игровой субкультуры старшего дошкольника, прежде всего, входят его игровые интересы и предпочтения.
Мозговой штурм «Пути решения» (выделить приоритетное направление)
Как решить эти проблемы? Перечислим возможные пути решения. (Все записи осуществляются на плакате). - Результаты тематического контроля «Условия организации игровой деятельности дошкольников» Отв. зам.зав. по ВМР.
- Презентация пособия по организации сюжетно–ролевой игры в ДОУ. Отв. заведующая МДОУ №7
- Игра–энергизатор «Землетрясение» с педагогами
Тип игры разминка, «ледокол», диагностика команды
В игре участвуют группа по тройкам плюс сменный ведущий
Размер группы от 10 человек и более
Длительность 5-10 минут
Правила проведения игры:
Группа разбивается на команды по 3 человека. Два участника встают лицом друг к другу и держатся за руки («домики»), третий стоит внутри «домика» («люди»).
Домики всегда двигаются в паре, не разжимая руки. Один должен быть лишним — «бездомный», он — ведущий.
Если ведущий говорит: «домики ищут людей», то все «домики» оставляют своих «людей» и ищут новых. «Люди» остаются на месте. Оставшийся без «домика» становится новым ведущим.
Если ведущий говорит: «люди ищут домики», то все «люди» оставляют свои «домики» и ищут новые. «Домики» остаются на месте. Оставшийся без «домика» становится ведущим.
Если ведущий говорит: «землетрясение», то все: и «люди» и «домики» ищут себе новых. Оставшийся без «домика» становится ведущим.
Интерпретация результатов. Могут оцениваться внимание и скорость реакции, умение уступить, лидерство. - Работа в группах «Ситуация».
На обсуждение – 5 минут.
Ситуация №1
Максим быстро взял себе игрушки для игры в "Космическое путешествие": и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята.
Вопросы:- Как поступить воспитателю в данной ситуации?
- Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
Ситуация №2
Маша, Ваня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие".
"Чур, я капитан корабля", - говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан", - запротестовали Маша и Кирилл.
Вопросы:- Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
- Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?
Ситуация №3
Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну".
- Как должен поступить педагог?
- Мастер–класс по изготовлению игровых средств.
Три педагога представляют свой опыт по изготовлению игровых средств - Работа в группах «Лозунги в поддержку игры»
Задание группам: придумать звучный лозунг в поддержку детской игры. - Домашнее задание
Домашнее задание группе №1:
- Разработать и провести акцию «Играем сами. Играем вместе с вами».
Возможные темы для акции:
- Выставка «Игрушки наших бабушек, игрушки мам и пап», «Старая игрушка».
- Праздник народных игр.
- Праздник забытых игр.
- Литературный праздник игрушки.
- Акция «Добрая игрушка»
- Составить письменный рассказ о проведённой акции, ориентируясь на следующие вопросы:
- Как вы готовились к предстоящему событию?
- С какими сложностями столкнулись?
- Что показалось вам особенно важным? Интересным?
- Какие педагогические задачи (запланированные и незапланированные) удалось (не удалось) решить?
- К отчёту приложить качественные фото.
- Разработать и написать научно–методическую статью по следующим номинациям:
- Реализованный проект игротеки для детей дошкольного/предшкольного возраста (в образовательном учреждении, в библиотеке, во дворе, в поликлинике и т.д. )
- Авторские методики и приёмы работы с использованием игры и игрушки в психолого–педагогической работе с различными группами детей (одарёнными, детьми с «особыми потребностями», детьми из семей группы риска, детьми раннего возраста, детьми предшкольного возраста и т.д.)
- К материалам предоставить качественные фотографии.
- Изготовить самодельную авторскую игру и игрушки.
- Подробно описать их назначение и воспитательную роль.
- Предоставить фото (самой игры, игрушки, процесса изготовления и т.д.)
- Разработать и провести акцию «Играем сами. Играем вместе с вами».
- Решение педсовета
- Систематически, целенаправленно оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности детей, вести просветительскую работу, оформлять информационные листы в «Уголках для родителей»;
- В перспективном плане указывать виды игр в соответствии с программой;
- Воспитателям необходимо пополнять игровое оборудование путём создания вместе с родителями новых атрибутов для разных видов игр, а особенно игр–экспериментирований, для театрализованной деятельности;
- Трём творческим группам педагогам принять участие в «Неделе игры и игрушки», все материалы этой недели оформить согласно требованиям для участия во всероссийском «Фестивале игры и игрушки»;