Игра как условие для всестороннего развития дошкольников

Разделы: Администрирование школы


Форма проведения: педагогический совет.

Цель: объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня руководства детской игрой, в реализации эксперимента «Разработка педагогической технологии руководства детской игрой, способствующей формированию начальных ключевых компетентностей дошкольника»».

Задачи:

  1. Совершенствование педагогических компетенций воспитателей и узких специалистов, мотивация к творческой деятельности.
  2. Повышение методической грамотности в области руководства игровой деятельностью дошкольников.

Подготовительная работа:

  1. Оформление информационного стенда по теме педсовета.
  2. Подготовка оборудования для педсовета: ватманы, маркеры, краски,
  3. Подготовка проекта решения.
  4. Подготовка предметов для мастер–классов.
  5. Оформление пособия по сюжетно–ролевой игре.
  6. Анализ условий организации игровой деятельности в группах.

Оборудование: столы для трёх групп, карточки с ситуациями, плакаты для лозунгов, пособие.

Ход педсовета:

  1. Коммуникативная игра. Деление по группам.

    «Вы еще не знаете, что я люблю»

    Тип игры знакомство, «ледокол»
    В игре участвуют вся группа (поочередно)
    Размер группы любой
    Длительность зависит от размера группы (из расчета: 1 минута на участника)
    Подручные материалы - мячик или любой подручный предмет небольшого размера, который можно передавать
    Правила проведения игры:
    По кругу передается мячик (или иной любой предмет). Каждый участник продолжает фразу: «Вы еще не знаете, что я люблю (вариант — делать в свободное время)... (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен)». Игра продолжается, пока каждый участник не представится.
    Возможные варианты игры. Можно варьировать тематику того, что человек любит — делать в свободное время, делать в команде, есть, читать и т.д.

  2. Вступительное слово зам.заведующей по ВМР «Игра – как условие для всестороннего развития дошкольников».

    Притча
    Однажды шел по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, рубившего огромное дерево старым тупым топором. Было ясно, что работает этот человек уже очень долго и очень устал. К тому же, он был раздражен тем, что дело двигалось так медленно.
    «Что ты делаешь?» — спросил мудрец.
    «Не видишь разве, я работаю!» — раздраженно ответил лесоруб.
    «Твой топор затупился, и работа стала слишком тяжелой для тебя! — воскликнул мудрец. — «Заточи топор, и работа пойдет веселее».
    Но не стал слушать его лесоруб.
    «Мне некогда заниматься этой ерундой! Я работаю!» — с нетерпением воскликнул он.

    - Нет ничего гармоничнее играющего ребенка: cила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.
    Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.
    Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
    Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
    Цель нашего педсовета - повысить уровень руководства детской игрой, активизировать экспериментальную работу по теме: «Разработка педагогической технологии руководства детской игрой, способствующей формированию начальных ключевых компетентностей дошкольника»
    Деление на 3 группы.

  3. Работа в группах

    Выделить «Проблемы, связанные с игровой деятельностью», для обсуждения 5 минут (все проблемы записываются на отдельных больших листах и презентуются членами групп)

    Мы выделяем несколько причин данной проблемы:

    • воспитатели в детском саду не всегда знакомы или не знакомы вовсе с игровыми интересами своих воспитанников. Некоторые из них, зная подчас особенности современной детской игровой субкультуры, зная привлекающие детей сюжеты и образы, не учитывают их в организации игр или по личным соображениям не опираются на них. А ведь именно интерес обеспечивает направленность и продолжительность игровой деятельности, делает процесс развития ребенка в игровой деятельности занимательным и эффективным. Игровой интерес пронизывает все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, роли, выбор игрушек и игровых атрибутов, игровые действия и диалоги, соблюдение игровых правил.
    • содержание игр, предлагаемое детям образовательными программами не всегда современно для быстро изменяющихся интересов дошкольников. Конечно, и сегодня дети любят играть в "Дочки-матери", "Шофера", "Магазин", но в эти традиционные и любимые ими сюжеты они с огромным удовольствием вводят своих любимых персонажей - Человека-Паука, Бэтмена, Шрека, кукол Синди, Барби, Кена.
    • Сегодня в теории и практике дошкольной педагогики существует такая проблема, как недостаточная разработанность или отсутствие педагогических диагностик, позволяющих изучить особенности детской субкультуры, в частности игровой. В содержание игровой субкультуры старшего дошкольника, прежде всего, входят его игровые интересы и предпочтения.

    Мозговой штурм «Пути решения» (выделить приоритетное направление)
    Как решить эти проблемы? Перечислим возможные пути решения. (Все записи осуществляются на плакате).

  4. Результаты тематического контроля «Условия организации игровой деятельности дошкольников» Отв. зам.зав. по ВМР.
  5. Презентация пособия по организации сюжетно–ролевой игры в ДОУ. Отв. заведующая МДОУ №7
  6. Игра–энергизатор «Землетрясение» с педагогами

    Тип игры разминка, «ледокол», диагностика команды
    В игре участвуют группа по тройкам плюс сменный ведущий
    Размер группы от 10 человек и более
    Длительность 5-10 минут
    Правила проведения игры:
    Группа разбивается на команды по 3 человека. Два участника встают лицом друг к другу и держатся за руки («домики»), третий стоит внутри «домика» («люди»).
    Домики всегда двигаются в паре, не разжимая руки. Один должен быть лишним — «бездомный», он — ведущий.
    Если ведущий говорит: «домики ищут людей», то все «домики» оставляют своих «людей» и ищут новых. «Люди» остаются на месте. Оставшийся без «домика» становится новым ведущим.
    Если ведущий говорит: «люди ищут домики», то все «люди» оставляют свои «домики» и ищут новые. «Домики» остаются на месте. Оставшийся без «домика» становится ведущим.
    Если ведущий говорит: «землетрясение», то все: и «люди» и «домики» ищут себе новых. Оставшийся без «домика» становится ведущим.
    Интерпретация результатов. Могут оцениваться внимание и скорость реакции, умение уступить, лидерство.

  7. Работа в группах «Ситуация».
    На обсуждение – 5 минут.

    Ситуация №1

    Максим быстро взял себе игрушки для игры в "Космическое путешествие": и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята.
    Вопросы:

    1. Как поступить воспитателю в данной ситуации?
    2. Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

    Ситуация №2

    Маша, Ваня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие".
    "Чур, я капитан корабля", - говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан", - запротестовали Маша и Кирилл.
    Вопросы:

    1. Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
    2. Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?

    Ситуация №3

    Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну".

    1. Как должен поступить педагог?
  8. Мастер–класс по изготовлению игровых средств.
    Три педагога представляют свой опыт по изготовлению игровых средств
  9. Работа в группах «Лозунги в поддержку игры»
    Задание группам: придумать звучный лозунг в поддержку детской игры.
  10. Домашнее задание
    Домашнее задание группе №1:
    1. Разработать и провести акцию «Играем сами. Играем вместе с вами».
      Возможные темы для акции:
      • Выставка «Игрушки наших бабушек, игрушки мам и пап», «Старая игрушка».
      • Праздник народных игр.
      • Праздник забытых игр.
      • Литературный праздник игрушки.
      • Акция «Добрая игрушка»
    2. Составить письменный рассказ о проведённой акции, ориентируясь на следующие вопросы:
      • Как вы готовились к предстоящему событию?
      • С какими сложностями столкнулись?
      • Что показалось вам особенно важным? Интересным?
      • Какие педагогические задачи (запланированные и незапланированные) удалось (не удалось) решить?
    3. К отчёту приложить качественные фото.
    Домашнее задание группе №2:
    1. Разработать и написать научно–методическую статью по следующим номинациям:
      • Реализованный проект игротеки для детей дошкольного/предшкольного возраста (в образовательном учреждении, в библиотеке, во дворе, в поликлинике и т.д. )
      • Авторские методики и приёмы работы с использованием игры и игрушки в психолого–педагогической работе с различными группами детей (одарёнными, детьми с «особыми потребностями», детьми из семей группы риска, детьми раннего возраста, детьми предшкольного возраста и т.д.)
    2. К материалам предоставить качественные фотографии.
    Домашнее задание группе №3
    1. Изготовить самодельную авторскую игру и игрушки.
    2. Подробно описать их назначение и воспитательную роль.
    3. Предоставить фото (самой игры, игрушки, процесса изготовления и т.д.)
  11. Решение педсовета
    • Систематически, целенаправленно оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности детей, вести просветительскую работу, оформлять информационные листы в «Уголках для родителей»;
    • В перспективном плане указывать виды игр в соответствии с программой;
    • Воспитателям необходимо пополнять игровое оборудование путём создания вместе с родителями новых атрибутов для разных видов игр, а особенно игр–экспериментирований, для театрализованной деятельности;
    • Трём творческим группам педагогам принять участие в «Неделе игры и игрушки», все материалы этой недели оформить согласно требованиям для участия во всероссийском «Фестивале игры и игрушки»;