Цели:
- Познакомить учащихся с декоративным искусством Западной Европы эпохи Средневековья,
- Сформировать представление о декоре как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки,
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, культуре,
- Развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.
Оборудование и материалы:
- Иллюстративный материал с изображением костюмов эпохи Средневековья и готических соборов Западной Европы,
- Иллюстрации к сказкам Ш. Перро, братьев Гримм:,
- Музыкальный ряд, органная музыка И. Баха,
- Раздаточный материал: куклы-шаблоны.
План урока
- Организационный момент.
- Беседа о значении одежды и основных элементов костюма в эпоху Средневековья.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания.
- Подведение итогов. Оформление индивидуально-коллективной работы "Бал во дворце".
Ход урока
Музыкальный эпиграф. Звучит органная музыка И. Баха.
Беседа.
Учитель. Посмотрите, ребята, на изображения этих соборов. В каждом из них могла звучать эта прекрасная музыка. Как вы думаете, о каком периоде истории мы будем говорить сегодня?
-О Средневековье. Эпохе Средних веков.
-Правильно.
Средние века - это условное историческое название эпохи, заключенной между историей Древнего мира. Об этих периодах мы с вами говорили на предыдущих уроках. Назовите эти культуры.
-Культура Древнего Египта, Древней Греции:
А о чем вы вспоминаете, когда идет разговор о средневековой культуре?
- О рыцарских турнирах.
- О крестовых походах.
- О феодальных замках.
- О культе Прекрасной Дамы:
В средние века все большее значение приобретала любовная рыцарская поэзия. В ней воспевалась Прекрасная Дама, которой поклонялся рыцарь. Ради возлюбленной он совершал подвиги, с ее именем на устах сражался на военных турнирах. Ей же посвящал свои песни и стихи.
Коль не от сердца песнь идет,
Она не стоит и гроша,
А сердце песни не споет,
Любви не зная совершенной.
Мои канцоны вдохновенны -
Любовью у меня горят
И сердце, и уста, и взгляд.
Бернард де Вентадорн.
Главное место в искусстве средневековья занимала архитектура. Храмы, соборы, монастыри, замки синьоров являлись основными сооружениями того времени. Ведущую роль в архитектуре играет готический стиль:
- вертикальность композиции,
- стрельчатая арка,
- устремленность ввысь,
- ажурность:
Писатели посвящали им свои произведения (В. Гюго "Собор Парижской Богоматери").
Я просила вас принести книги с иллюстрациями, в которых рассказывается об этом времени. Какие книги вы принесли?
Сказки братьев Гримм ("Храбрый портняжка", "Бременские музыканты", "Горшочек каши", "Госпожа Метелица", "Заяц и еж, "Маленькие человечки":);
Сказки Ш Перро ("Золушка", "Спящая красавица", "Кот в сапогах", "Красная шапочка", "Мальчик с пальчик":);
Легенда о Робин Гуде;
В. Шекспир "Ромео и Джульетта":
Давайте посмотрим, как одеты герои этих книг. Отличаются их костюмы от костюмов уже изученных эпох? Чем?
Посмотрите еще раз на соборы и на костюмы героев книг. Что интересного вы заметили?
В 14 и 15 вв. возникло то, что мы уже с полным правом можем назвать модой. В предыдущие эпохи король и знать носили роскошную одежду из тонких тканей, крестьяне - грубую, износостойкую, то теперь возникает новый класс - класс преуспевающих горожан, стремившихся превзойти в щегольстве своих правителей.
Стили одежды, обуви, головных уборов стали намного разнообразнее, люди одевались со всей экстравагантностью до которой только могли додуматься, в зависимости от толщины кошелька. Любопытно, что именно мех, а не золото и драгоценные камни считались красивой отделкой костюма и ценились больше всего.
Рассмотрим, из чего же состояли мужские и женские костюмы.
Мужчины носили 2 одежды - одну поверх другой:
- нижняя одежда с длинными узкими рукавами - камизо;
- верхняя, длинная и широкая котта без рукавов с прорезями для рук, часто отороченная мехом;
- пурпуан - короткая куртка с узкими рукавами. Щеголи носили пурпуаны с длинными, свисающими до пола рукавами;
- завершал костюм плащ на шнуре. Для верховой езды или охоты использовали плащ с капюшоном. Наряд дополняли фетровая шляпа с павлиньими перьями и элегантные перчатки с отворотами.
Костюм знати обязательно дополняли следующие предметы: к поясу подвешивали кожаный или парчовый кошель, на цепочке у пояса крепился кинжал, а через плечо носили охотничий рог.
Для готической женской моды характерно плотно прилегающее платье. Женщины накрывали голову покрывалами. Обычно это был барбет - широкий венец с полотняной повязкой, охватывающий голову и подбородок. Либо носили горж - сшитая из ткани труба, расширенная по концам, с разрезом сзади. Но самым изысканным женским головным убором во всех странах Европы считалась прозрачная вуаль.
И замужние женщины, и мужчины носили волосы, ниспадающие на плечи пышными локонами. Девушки заплетали волосы в длинные косы и укладывали над ушами в виде баранки ("бараний рог").
С давних времен люди придавали цвету особое значение, т.к. цвет характеризовал определенное состояние человека:
- пурпурный цвет означал силу, могущество;
- лазоревый - красоту, величие;
- синий - верность;
- зеленый - символ любви;
- черный в сочетании с красным - смерть.
В парадных платьях преобладал красный либо белый цвет.
Вассалы и слуги феодала носили одежду цветов герба своего хозяина и состояли из 2 и даже 4 цветов.
А теперь, ребята, еще раз посмотрите на героев книг, которые вы принесли. Как они одеты, какие элементы средневекового костюма вы узнаете?
У меня в руках книга - сказка "Золушка". Знаете ее? Вот так выглядит ее главный герой. А это его замок.
Я приглашаю героев ваших книг на бал, который состоится в этом замке. Встретимся в конце урока.
Выполнение задания (нарисовать средневековый костюм на кукле - шаблоне).
Подведение итогов.