Цель:
- рассмотреть способы получения растворов веществ, их свойства и применение;
- показать учащимся практическое значение знаний о концентрациях растворов химических веществ.
Задачи:
- проведение эксперимента для иллюстрации применения знаний о растворах в быту;
- совершенствование умений решения расчетных задач, написания химических формул;
- формирование навыков работы с дополнительным материалом: выделение главного, изложение информации по плану;
- воспитание индивидуальной и коллективной ответственности за результаты работы.
Оборудование:
- реактивы: вода, поваренная соль, таблетки "Гидроперит"; растворы сока лимона, квашеной капусты, молока, пищевой соды.
- химическая посуда: мерные цилиндры, колбы, стеклянные палочки; электронные весы, индикаторная бумага;
- компьютер, мультимедийный проектор, слайды;
- инструктивные карты.
Оформление:
- расстановка столов разных групп: напротив друг друга - полукругом;
- таблички: "экспериментаторы", "теоретики", "эксперты";
- эпиграф: "Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять. Р. Декарт"
Ход урока
Ароматный коктейль, плазма крови, нефть: На первый взгляд такие разные вещества, но они имеют общее происхождение - это растворы. Даже беглое упоминание о растворах показывает, насколько они важны в повседневной жизни людей и в природе.
Какие растворы вам приходилось использовать в своей жизни? (Ответы учеников)
Приходилось ли вам самим готовить растворы и для чего? (Ответы учеников)
Давайте посвятим занятие приготовлению растворов, которые будут полезны в домашних условиях. Пусть эпиграфом к уроку будут слова Р. Декарта "Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять".
На протяжении урока предлагаю поработать с рубриками "Приятного аппетита", "Скорая помощь", "Кухонная лаборатория", "Домашние растворы" - еще одна рубрика "Химчистка", выносится на домашнее задание.
Для удобства работы класс разделен на две равные группы, внутри группы распределены роли:
- "экспериментаторы" - ученики, которые хорошо работают с лабораторным оборудованием;
- "теоретики" - ученики, которые лучше владеют теоретическим материалом (знание химических формул, способов решения расчетных задач);
- "эксперты" - ученики, которые умеют довести до сведения присутствующих дополнительную или заранее подготовленную информацию.
До начала урока, в ходе жеребьевки, группы определились с порядком работы в первых двух рубриках.
Рубрика "Приятного аппетита"
Задание первой группе. Приготовьте маринад для домашней заготовки капусты: 1 столовая ложка соли на 1 литр воды.
"Экспериментаторы" первой группы готовят раствор по инструктивной карте.
1. Взвесить на лабораторных весах 1 столовую ложку соли - 10 г;
2. Отмерить мерным цилиндром 1000 мл воды;
3. Смешать.
"Теоретики" группы составляют текст задачи. (Определи массовую долю соли в растворе, если известно, что в 1000 мл воды растворили 10 г соли).
"Эксперты" группы находят информацию по разделам:
Справка: химическая формула поваренной соли. (NaCl).
Применение бабушкиного рецепта домашней заготовки. (Капусту нашинковать, залить маринадом, хранить в холодильнике, использовать в качестве закуски к мясным и рыбным блюдам).
"Теоретики" другой группы производят расчеты.
(W (соли) = m(соли) : m (раствора) = 10 г :1010 г = 0,009 или 0,9%
m(воды) = V(воды) * p(воды) = 1000 мл *1 г/мл = 1000г
m (раствора) = m(соли) + m(воды) = 10г+1000г =1010г
Ответ: 0,9 % раствор соли).
Рубрика "Скорая помощь"
Задание второй группе. Приготовить для домашней аптечки 3% раствор перекиси водорода из таблетки гидроперита.
"Теоретики" группы составляют текст задачи. (Определи массу раствора и массу растворителя, если известно, что масса растворяемого вещества 1,5 г, а массовая доля растворенного вещества 3%).
"Теоретики" другой группы производят расчеты:
(m (растворяемого вещества, таблетки) = 1,5 г
m (раствора) = m(растворяемого вещества):W (раствор. вещества) = 1,5 г: 0,03= 50г
m (растворителя) = m (раствора) - m(растворяемого вещества) =50 г - 1,5 г = 48,5 г ).
"Экспериментаторы" группы готовят раствор по инструктивной карте.
1. Отмерить мерным цилиндром 48,5 мл воды, перелить в колбу;
2. Растворить в воде одну таблетку гидроперита.
"Эксперты" группы находят информацию по разделам.
Справка: химическая формула перекиси водорода. (H2O2).
Применение: 3% раствор перекиси водорода используется для дезинфекции ран, Внимание: срок хранения раствора 1 месяц.
Рубрика "Кухонная лаборатория"
Определите реакцию среды (рН) предложенных растворов, сравните со шкалой (слайд)
Раствор | Цвет индикаторной бумаги | Реакция среды |
Сок лимона | малиновый | Кислотная |
Сок квашеной капусты | Светло-розовый | Кислотная |
Кипяченая вода | Не изменился | Нейтральная |
Молоко | Светло-зеленый | Щелочная |
Пищевая сода | Сине-зеленый | Щелочная |
Вывод: кислую реакцию среды обусловливают ионы водорода, щелочную - гидроксид ионы.
Рубрика "Полезные советы"
Какое же применение находят кухонные растворы, приготовленные в домашних условиях?
(Видеофрагменты: опережающее задание учащихся)
-Раствор сахара поддерживает ослабленный организм, обеспечивая его энергией
-Раствор пищевой соды облегчает боль при полоскании горла во время ангины.
-Раствор поваренной соли моментально устраняет неприятный запах от рук после чистки рыбы или лука.
-Раствор уксусной кислоты освежает рисунок на хлопчатобумажных тканях при полоскании после стирки.
Рубрика "Химчистка"
Растворителем может быть не только вода, но и органические вещества, например, уксусная кислота растворяет накипь и ржавчину, а бензин растворяет жир.
Домашнее задание 1. Удалить жирные пятна с ткани.
Инструктивная карта.
1. Смочить жирное пятно бензином и оставить на 2-5 минут.
2. Прогладить горячим утюгом через несколько слоев промокательной бумаги.
Примечание: способ подходит для шерстяных и ацетатных тканей.
Осторожно: ТБ при работе с бензином.
Домашнее задание 2. Удалить пятна от ржавчины.
Инструктивная карта.
1. Приготовить раствор уксусной кислоты: 2 столовые ложки на стакан воды.
2. Погрузить изделие с пятнами ржавчины в приготовленный раствор на 3-5 минут.
3. Промыть водой.
Примечание: Раствор уксусной кислоты подогреть в эмалированной посуде.
Осторожно: ТБ при работе с уксусной кислотой.
Тысячи исследователей во всем мире работают с растворами, изучают их свойства и применение. Из содержания урока можно сделать вывод, что человек в повседневной жизни, сам того не подозревая, является химиком. В проведенных сегодня опытах мы не открыли ничего нового. Но может быть приобретенные навыки, послужат вам и вашим близким.
Рефлексия. Как можно соотнести тему урока и слова Р. Декарта "Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять"?