Растворы в быту

Разделы: Химия


Цель:

  • рассмотреть способы получения растворов веществ, их свойства и применение;
  • показать учащимся практическое значение знаний о концентрациях растворов химических веществ.

Задачи:

  • проведение эксперимента для иллюстрации применения знаний о растворах в быту;
  • совершенствование умений решения расчетных задач, написания химических формул;
  • формирование навыков работы с дополнительным материалом: выделение главного, изложение информации по плану;
  • воспитание индивидуальной и коллективной ответственности за результаты работы.

Оборудование:

  • реактивы: вода, поваренная соль, таблетки "Гидроперит"; растворы сока лимона, квашеной капусты, молока, пищевой соды.
  • химическая посуда: мерные цилиндры, колбы, стеклянные палочки; электронные весы, индикаторная бумага;
  • компьютер, мультимедийный проектор, слайды;
  • инструктивные карты.

Оформление:

  • расстановка столов разных групп: напротив друг друга - полукругом;
  • таблички: "экспериментаторы", "теоретики", "эксперты";
  • эпиграф: "Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять. Р. Декарт"

Ход урока

Ароматный коктейль, плазма крови, нефть: На первый взгляд такие разные вещества, но они имеют общее происхождение - это растворы. Даже беглое упоминание о растворах показывает, насколько они важны в повседневной жизни людей и в природе.

Какие растворы вам приходилось использовать в своей жизни? (Ответы учеников)

Приходилось ли вам самим готовить растворы и для чего? (Ответы учеников)

Давайте посвятим занятие приготовлению растворов, которые будут полезны в домашних условиях. Пусть эпиграфом к уроку будут слова Р. Декарта "Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять".

На протяжении урока предлагаю поработать с рубриками "Приятного аппетита", "Скорая помощь", "Кухонная лаборатория", "Домашние растворы" - еще одна рубрика "Химчистка", выносится на домашнее задание.

Для удобства работы класс разделен на две равные группы, внутри группы распределены роли:

  • "экспериментаторы" - ученики, которые хорошо работают с лабораторным оборудованием;
  • "теоретики" - ученики, которые лучше владеют теоретическим материалом (знание химических формул, способов решения расчетных задач);
  • "эксперты" - ученики, которые умеют довести до сведения присутствующих дополнительную или заранее подготовленную информацию.

До начала урока, в ходе жеребьевки, группы определились с порядком работы в первых двух рубриках.

Рубрика "Приятного аппетита"

Задание первой группе. Приготовьте маринад для домашней заготовки капусты: 1 столовая ложка соли на 1 литр воды.

"Экспериментаторы" первой группы готовят раствор по инструктивной карте.

1. Взвесить на лабораторных весах 1 столовую ложку соли - 10 г;

2. Отмерить мерным цилиндром 1000 мл воды;

3. Смешать.

"Теоретики" группы составляют текст задачи. (Определи массовую долю соли в растворе, если известно, что в 1000 мл воды растворили 10 г соли).

"Эксперты" группы находят информацию по разделам:

Справка: химическая формула поваренной соли. (NaCl).

Применение бабушкиного рецепта домашней заготовки. (Капусту нашинковать, залить маринадом, хранить в холодильнике, использовать в качестве закуски к мясным и рыбным блюдам).

"Теоретики" другой группы производят расчеты.

(W (соли) = m(соли) : m (раствора) = 10 г :1010 г = 0,009 или 0,9%

m(воды) = V(воды) * p(воды) = 1000 мл *1 г/мл = 1000г

m (раствора) = m(соли) + m(воды) = 10г+1000г =1010г

Ответ: 0,9 % раствор соли).

Рубрика "Скорая помощь"

Задание второй группе. Приготовить для домашней аптечки 3% раствор перекиси водорода из таблетки гидроперита.

"Теоретики" группы составляют текст задачи. (Определи массу раствора и массу растворителя, если известно, что масса растворяемого вещества 1,5 г, а массовая доля растворенного вещества 3%).

"Теоретики" другой группы производят расчеты:

(m (растворяемого вещества, таблетки) = 1,5 г

m (раствора) = m(растворяемого вещества):W (раствор. вещества) = 1,5 г: 0,03= 50г

m (растворителя) = m (раствора) - m(растворяемого вещества) =50 г - 1,5 г = 48,5 г ).

"Экспериментаторы" группы готовят раствор по инструктивной карте.

1. Отмерить мерным цилиндром 48,5 мл воды, перелить в колбу;

2. Растворить в воде одну таблетку гидроперита.

"Эксперты" группы находят информацию по разделам.

Справка: химическая формула перекиси водорода. (H2O2).

Применение: 3% раствор перекиси водорода используется для дезинфекции ран, Внимание: срок хранения раствора 1 месяц.

Рубрика "Кухонная лаборатория"

Определите реакцию среды (рН) предложенных растворов, сравните со шкалой (слайд)

Раствор Цвет индикаторной бумаги Реакция среды
Сок лимона малиновый Кислотная
Сок квашеной капусты Светло-розовый Кислотная
Кипяченая вода Не изменился Нейтральная
Молоко Светло-зеленый Щелочная
Пищевая сода Сине-зеленый Щелочная

Вывод: кислую реакцию среды обусловливают ионы водорода, щелочную - гидроксид ионы.

Рубрика "Полезные советы"

Какое же применение находят кухонные растворы, приготовленные в домашних условиях?

(Видеофрагменты: опережающее задание учащихся)

-Раствор сахара поддерживает ослабленный организм, обеспечивая его энергией

-Раствор пищевой соды облегчает боль при полоскании горла во время ангины.

-Раствор поваренной соли моментально устраняет неприятный запах от рук после чистки рыбы или лука.

-Раствор уксусной кислоты освежает рисунок на хлопчатобумажных тканях при полоскании после стирки.

Рубрика "Химчистка"

Растворителем может быть не только вода, но и органические вещества, например, уксусная кислота растворяет накипь и ржавчину, а бензин растворяет жир.

Домашнее задание 1. Удалить жирные пятна с ткани.

Инструктивная карта.

1. Смочить жирное пятно бензином и оставить на 2-5 минут.

2. Прогладить горячим утюгом через несколько слоев промокательной бумаги.

Примечание: способ подходит для шерстяных и ацетатных тканей.

Осторожно: ТБ при работе с бензином.

Домашнее задание 2. Удалить пятна от ржавчины.

Инструктивная карта.

1. Приготовить раствор уксусной кислоты: 2 столовые ложки на стакан воды.

2. Погрузить изделие с пятнами ржавчины в приготовленный раствор на 3-5 минут.

3. Промыть водой.

Примечание: Раствор уксусной кислоты подогреть в эмалированной посуде.

Осторожно: ТБ при работе с уксусной кислотой.

Тысячи исследователей во всем мире работают с растворами, изучают их свойства и применение. Из содержания урока можно сделать вывод, что человек в повседневной жизни, сам того не подозревая, является химиком. В проведенных сегодня опытах мы не открыли ничего нового. Но может быть приобретенные навыки, послужат вам и вашим близким.

Рефлексия. Как можно соотнести тему урока и слова Р. Декарта "Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять"?