Цели:
- Познакомить учащихся с творчеством выдающегося композитора Кубани Г.Ф.Пономаренко, о его содружестве с поэтами;
- Формировать у учащихся представление о музыкальной жизни родного края и непосредственно кубанского композитора Г.Ф.Пономаренко;
- Воспитывать любовь к Кубани и сопричастность к региональной культуре;
- Развивать интерес к изучению культуры края.
Задачи:
- привлечь внимание учащихся к жизни и творчеству выдающегося деятеля Кубани Г.Ф.Пономаренко.
Интеграция:
- литература,
- музыка,
- краеведение.
Оборудование:
- портрет Г.Ф.Пономаренко,
- эпиграф на сцене: «И вся Кубань поёт Пономаренко, а песня льётся без границ в эфир»,
- выставка тематической литературы «Г.Ф.Пономаренко – великий песенник»,
- выставка творческих работ учащихся, фотомонтаж,
- презентация «Вдохновенный певец Кубани»,
- баян,
- компьютер,
- экран,
- мультимедийная установка,
- микрофоны.
Ход мероприятия
1. Организация начала урока.
2. Объявление темы и целей урока.
Учитель: (Звучит музыка песни «А где мне взять такую песню?»)
Кубань – песенный край. Казаки любят и умеют петь. Но особенно повезло нам в те два с лишним десятилетия, когда рядом с нами жил на кубанской земле великий русский композитор-песенник Григорий Фёдорович Пономаренко. Десятки его удивительно мелодичных, чарующих душу песен и сегодня помнят и поют на Кубани и в России, они стали народными в высшем смысле этого слова, ибо в них душа нашего народа.
«Кубань поёт Пономаренко…» - так называется литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству выдающегося деятеля Кубани Г.Ф.Пономаренко. Сегодня вы узнаете много нового о музыкальной жизни родного края и непосредственно кубанского композитора Г.Ф.Пономаренко.
Ведущий 1.
Народный артист СССР Григорий Федорович Пономаренко родился 2 февраля 1921 года на Украине, в Черниговской области. Нотную грамоту освоил в церковном хоре, а самым главным и, как оказалось, единственным его учителем музыки стал родной дядя Максим — талантливый самородок, баянных дел мастер и собиратель диковинных народных музыкальных инструментов. На деревенских свадьбах и праздниках начинался славный путь в Музыку будущего композитора.
Ведущий 2.
Уже в школьные годы Гриша Пономаренко работал баянистом в Запорожье в Доме культуры, а позднее в Доме культуры Днепрогэса. В 1938 году юный Григорий Пономаренко был зачислен в Ансамбль песни и пляски погранвойск НКВД УССР. С этим ансамблем он прошел всю войну, выступал перед боями и под обстрелами. Здесь, в ансамбле, появились первые его песни - «По широкой улице проходили конники», «Смерть за смерть» и другие. Григорий Федорович гордился званием участника Отечественной войны и полученными военными наградами — «За оборону Москвы», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны II степени.
Ведущий 1.
После войны Григорий Пономаренко стал солистом-баянистом Русского народного оркестра имени Н.Осипова, что само по себе говорит о блестящем владении инструментом. В этом оркестре всегда играли музыканты, прошедшие консерваторскую школу. И вызывает удивление, как нигде официально не учившийся Пономаренко стал подлинным музыкантом-виртуозом. Яркий природный талант! Он играл и сочинял музыку, как дышал — широко и привольно!
Ведущий 2.
В 1952 году фольклорист и хормейстер Петр Михайлович Милославов пригласил Григория Пономаренко в создававшийся тогда в Куйбышеве (Самаре) Волжский русский народный хор музыкальным руководителем (1952-1962). Хору нужен был «свой» композитор, и Пономаренко стал им. Созданные здесь им песни - «Ой, ты, Волга, край морской», «Гармонь певучая», «Ивушка», «Оренбургский пуховый платок», «Молодой агроном», «Эх, Волга-речка, не боли, сердечко» — полетели по всей стране, стали лицом хора.
Большая часть этих песен создавалась Григорием Федоровичем в содружестве с Вениамином Бурыгиным. «Мой родной друг Венька Бурыгин», — говорил о нем Григорий Федорович.
(Учащиеся исполняют песню «Оренбургский пуховый платок»)
Ведущий 1.
Именно в те годы к Григорию Пономаренко пришла всенародная слава! Именно тогда разные города нашей страны стали наперебой приглашать композитора к себе на работу. В 1963 году Григорий Федорович возглавил народный хор знаменитого Волгоградского тракторного завода и задержался здесь, на берегу Волги, на десять лет. Для всей России открыл Пономаренко имя волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной, их песни о России и о любви «Что было, то было», «Растет в Волгограде березка», «А где мне взять такую песню?», «Подари мне платок», «Я об этом не жалею», «Метелица» запела вся страна, весь народ.
Долго Григорий Пономаренко искал нужную интонацию для песни «Подари мне платок», пока, исходя из народного говора, из русской речи, не нашел единственно возможную здесь плавно ниспадающую и ласковую мелодию. А потом по радио на всю страну запела ее Людмила Зыкина. Вот так рождался очередной песенный шедевр!
Ведущий 2.
И чтобы он ее дождался,
прижался к трепетным плечам,
Да чтоб никто не догадался,
о чем я плачу по ночам…
Откровением, личной исповедью воспринимается любимая народом песня Григория Пономаренко и Маргариты Агашиной «А где мне взять такую песню». Глубокое чувство светлой печали как бы равномерно разлито по всему напеву, оно полнится и длится в многочисленных повторах фраз...
(Учащиеся исполняют песню «А где мне взять такую песню?»)
Ведущий 1. Творческая жизнь Григория Пономаренко оказалась тесно связанной с прекрасными русскими городами Москвой, Оренбургом, Волгоградом, в каждом из которых композитор подолгу жил и работал, постигал русский характер, вслушивался в живой народный говор и дарил городам и людям свои песни. Много песен! Одна лучше другой! Лирический талант Пономаренко обращен к России. Своими прекрасными мелодиями композитор просто и доверительно обращается к каждому человеку. Композитору оказалась близкой классическая русская поэзия Пушкина, Лермонтова, Блока, нежность и теплота, ласковость есенинского слова.
Ведущий 2.
«Первоосновой любой песни считаю стихи. В них уже заложена мелодия, дело композитора — ее услышать», — говорил Григорий Федорович.
Откуда у него было столь глубокое понимание стиха, чувство поэтического слова? Думается, он сам был поэтически одарен. Всем своим коллегам, друзьям, знакомым он направо и налево дарил шуточные поэмы, стихами подписывал и дарил книги, ноты, пластинки... Более того, многие его песни, их зачины, мелодии рождались у него вместе со стихами, которые потом, подхватив заданный композитором ритм, досочиняли поэты.
Ведущий 1.
На протяжении всей своей творческой жизни Пономаренко вновь и вновь возвращался к поэзии Сергея Есенина, находя в ней соответствие своим художественным устремлениям. «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу», «Никогда я не был на Босфоре», «Выткался на озере», «Сыпь, тальянка» - Пономаренко, может быть, как никто другой, сумел пропеть пронзительную есенинскую любовь к Родине, к русской земле, русской женщине... Песня Пономаренко на стихи Есенина «Отговорила роща золотая» может служить блестящим примером использования всех смысловых и выразительных оттенков одной интонации сожаления, вздоха, жалобы - всего того, что было свойственно старинному русскому романсу. Пономаренко здесь абсолютно классичен!
(Учащиеся исполняют песню «Отговорила роща золотая)
Ведущий 2.
В 1972 году по приглашению первого секретаря крайкома КПСС Золотухина Григорий Пономаренко приехал на Кубань. Он ехал на своем автомобиле, выстроившись вдоль дороги, композитора встречали кубанские тополя. Его ожидало здесь личное счастье и любовь юной казачки Вероники Журавлевой... Даже кубанский народный запорожский говор оказался ему, уроженцу Украины, близок и понятен. Его ожидала здесь всенародная любовь и слава...
Ведущий 1.
Почти четверть века своей жизни композитор отдал Кубани. Григорий Пономаренко оказал огромное влияние на развитие песенной культуры нашего края. Оказавшись в Краснодаре, композитор безошибочно угадал, услышал новую для него интонационную среду казачьего края и создал целый ряд песен, насыщенных новыми для его почерка упругими ритмами и маршевыми интонациями («Песня о Краснодаре», «Краснодарская улица Красная», «Песня о городе-герое Новороссийске», «Здравствуй, наша Кубань», «Трудовые руки», «Кубаночка» и др.
(Школьный ансамбль казачьей песни «Любо» исполняет инсценировку песни «Здравствуй, наша Кубань»)
Ведущий 2.
Он дружил и тесно сотрудничал с кубанскими поэтами Иваном Вараввой, Виталием Бакалдиным, Кронидом Обойщиковым, Сергеем Хохловым, Татьяной Голуб. Их стихи естественно слились с мелодиями Пономаренко, стали нашей песенной классикой. Это Григорию Пономаренко посвящены поэтические строки Кронида Обойщикова:
То поет душа, то плачет, то хохочет, наконец...
Ты теперь в краю Казачьем самый звонкий бубенец...
Ведущий 1.
Именно на Кубани в полной мере раскрылся яркий общественный темперамент Григория Пономаренко. На протяжении нескольких лет он был одним из руководителей Краснодарской организации Союза композиторов России. Безотказно принимал приглашения и выступал с Вероникой Журавлевой в самых отдаленных уголках Кубани, в трудовых коллективах, на заводах и фабриках, в колхозных клубах и на полевых станах.
(Ансамбль казачьей песни «Любо» исполняет песню «Трудовые руки»)
Ведущий 2.
К 40-летию Победы над фашисткой Германией Григорий Федорович создал песенно-хоровую ораторию «Епистиния Степанова — мать девятерых сыновей», исполненную на родине Степановой в Тимашевском районе при огромном стечении кубанцев.
Ведущий 1.
В 80—90-е годы Григорий Пономаренко активно сотрудничает с театрами страны, пишет музыку к пьесам и фильмам. Пономаренко автор двух оперетт: «Старым казачьим способом» и «Лебединая верность»
Последним крупным циклическим произведением Григория Федоровича Пономаренко стало драматургически сложное православное богослужение «Всенощное бдение».
Ведущий 2.
Обращение Пономаренко к духовной музыке поначалу удивило. Но потом подумалось, что он всю свою творческую жизнь пел о вечном: о любви к земле, к березам и тополям, к женщине, к матери... Он не мог не прийти к чистому Божьему слову - духовным гимнам и молитвам, исполненным глубокой печали, любви и света. Это ведь его тема, его мелодия, его гуманизм! В русской духовной музыке заключен особый, подчас непонятный психологизм православного мира, особое чувство Родины, которым окрашена вся русская жизнь, русская литература, русская песня...
Ведущий 1.
7 января 1996 года Григорий Федорович Пономаренко трагически погиб в автокатастрофе.
(Исполнение фрагмента богослужения «Всенощное бдение»).
Ведущий 2.
В свое время именно Кубань, деятели культуры и руководство края выступили инициаторами присвоения Григорию Федоровичу Пономаренко почетных званий «Народный артист России» (1985) и «Народный артист СССР» (1990). Пономаренко - почетный гражданин города Краснодара, лауреат премии имени просветителя Кубани К.В. Российского, почетный член Краснодарского государственного университета культуры и искусств (1994).
Имя Григория Пономаренко присвоено Краснодарской краевой филармонии, школам искусств Краснодара и Славянска-на-Кубани. В Краснодарском крае учреждена премия администрации края имени Г.Ф. Пономаренко.
Памятные доски Григорию Федоровичу Пономаренко установлены в различных городах страны — Оренбурге, Самаре, Краснодаре, Нарьян-Маре.
Ведущий 1.
Наша землячка, жительница п.Нижне-Веденеевского, Татьяна Стеценко написала песню «И вся Кубань поёт Пономаренко». Татьяна как бы почувствовала, что Григорий Фёдорович взял над ней шефство, и она услышала в душе музыку и эти строки:
Когда-то хорошие песни звучали,
С добром и душою в наш дом приходили.
И папы, и мамы приёмник включали,
И мы их всегда и везде узнавали:
Как Зыкина поёт, как Литвиненко…
Их сильный голос слышен на весь мир.
И вся Кубань поёт Пономаренко,
А песня льётся без границ в эфир.
(Исполнение песни Т. Стеценко «И вся Кубань поёт Пономаренко»).
Ведущий 2.
У хорошей песни есть удивительная сила! Пройдя через сердце человека, она становится приметой, музыкальной эмблемой прожитого времени. Песни Григория Пономаренко прошли через сердца нескольких поколений россиян и стали символом нашей юности, наших надежд, приметой славных десятилетий, прожитых всеми нами и нашей страной. По песням Пономаренко наши потомки смогут понять, как мы жили, как чувствовали, печалились и любили...