Проси совета у того, кто
Умеет одерживать победы
Над самим собой.
Леонардо да ВинчиЧтобы изменить людей, их надо любить.
Влияние на них пропорционально любви к ним.
И.Песталоцци
Проблемы сохранения здоровья людей, борьба против болезней получили в наше время глобальной значение, требующее усилий всего человечества для ее решения. Здоровье человека обеспечивается защитными механизмами разных уровней: биологическими, защитно-приспособительными, системами отдельного организма; экологическими отношениями, обеспечивающими приспособление человеческой популяции к изменяющимся условиям среды обитания; социальными мерами защиты здоровья человека. Все эти три уровня взаимообусловлены и связаны. Это взаимоотношение на планете Земля глазами представителей древних цивилизаций показано в экологическом этюде Игоря Шкляровского:
– Я боюсь, что они погибнут. Представляешь, они охраняют ценное, а бесценное не охраняют. Они знают, но не понимают, что земля – одуванчик. Что они живут в одуванчике.
– А есть надежда на детей?
– Есть. Но в школах не учат главному: никто им не говорит, что Воздух – отец, Вода – мать, Земля – дочь, что Река – национальное сокровище. Их дети вырастут стяжателями, потому что учителя боятся говорить детям о человечности личной жизни. Не вводят в их сознание чувство бесконечного пространства и одинокой живой пылинки, на которой они обитают. Итак, цель ясна: со школьной скамьи важно формировать у учащихся здоровый образ жизни. Интересы нельзя приобрести, они являются врожденным качеством, но их можно развивать во время урочной и внеурочной деятельности.
Очень важно донести до школьника простые и важные слова Монтеня: «Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной» [1]. Чаще всего учащиеся, особенно старших классов, под здоровым образом жизни понимают отсутствие вредных привычек. Огромную роль в этом направлении играет профилактика наркомании среди старшеклассников.
Воспитательный проект «Вверх по лестнице» рассчитан на учащихся 10–11-х классов химико-биологического класса, учащиеся которого заключили договор с Амурской Государственной Медицинской Академией. Необычность проекта – его непрерывность. Летняя занятость школьников включает совместный отдых и учебу в летнем загородным образовательно-оздоровительном лагере (перед 10-м классом, то есть сразу после формирования класса) или практику на базе городской больницы и госпиталя (после 10-го класса). Одним из направлений этого проекта является мини-проект «Жажда жизни». Он рассчитан на 12 часов.
Цели и задачи мини-проекта
Цели:
- Повысить уровень социально-психологической компетенции школьников.
- Снизить вероятность вовлечения подростков в экспериментировании с наркотиками.
Задачи:
1. Сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:
- Умение безопасно и эффективно общаться.
- Умение понимать и выражать свои чувства.
- Умение противостоять давлению, побуждающему к приему психоактивных веществ.
2. Способствовать выработке у школьников защитных личных качеств:
- уверенности в себе;
- честности;
- открытости;
- чувства юмора;
и навыков:
- умение устанавливать и поддерживать гармоничные отношения;
- умение принимать решения;
- умение преодолевать кризисные ситуации.
3. Предоставить школьникам основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной среде и факторах, влияющих на этот процесс, а также дает понятие об основных принципах организации профилактической работы.
Очень важно отметить, что опыт показывает, что практически невозможно достичь успеха в профилактике наркомании в том случае, если аудитория не обладает определенными личностными качествами и социальными навыками и ничего не предпринимается для того, чтобы развить их у школьников. Они в этом случае остаются закрытыми и глухими к тем идеям, которые пытаются донести до них старшие. Поэтому неотъемлемой частью любых занятий по профилактике наркотиков и других психоактивных веществ должны быть занятии, направленные на формирование гармоничной личности. Эти занятия обязательно должны предварять ту часть занятий, которая посвящена специальным вопросам. С другой стороны, хотя тренинг личностного роста и обеспечивает некоторую устойчивость школьников по отношению к желанию экспериментировать с наркотиками, его все же недостаточно для того, чтобы существенно снизить таковое. Изучение более узких, специальных тем, относящихся к злоупотреблению писхоактивными веществами, просто необходимо.
Тематика занятий
Занятие № 1. «Ума палата». (Знакомство. Правила групповой работы.)
Занятие № 2. «Свернись в себя самого, смотри внутрь себя» (Марк Аврелий). (Личность и индивидуальность.)
Занятия № 3–4. «Мой лучший друг – я сама!» (Как полюбить себя и сделать свою жизнь счастливой. Самоуважение. Уверенность в себе [3]. Практикум «Тренажер общения» [2].)
Занятие № 5. «Детальный разбор». (Стресс. Способы преодоления стресса. Тест «Стресс, вес и прогресс. Преуспеть без насилия над собой» [4].)
Занятие № 6. «Разговоры без купюр». (Принятие решений. Тест Готовность к риску» – «РБК» Шуберта.)
Занятие № 7. «Наука убеждать». (Построение отношений с близкими людьми.)
Занятие № 8. «Вся власть – советам!» (Сопротивление давлению социального окружения.)
Занятие № 9. «Глупость, не ведущая страха...» (Как отказаться от предложенных наркотиков?)
Занятие № 10. «Наркотики: химия и медицина».
Занятие № 11. «Нет плохих веществ, есть лишь люди, которые не могут или не хотят использовать их для благих целей. От каждого из нас зависит то, как люди будут воспринимать наркотические вещества: как смерть, опасность или как лекарство, способное помочь человеку». (Наркотики. Психоактивные вещества и последствия их употребления. Деловая игра «О вреде наркомании и токсикомании». Имитационная модель: пресс – конференция в наркологическом диспансере о вреде наркомании и токсикомании.)
Занятие № 12. «Пусть меня научат». (Законы распространения наркомании. Итоговое занятие «Дискуссионные качели».)
Библиографический список
- Коломец О.П. Формирование валеологических знаний и умений на уроках биологии при изучении раздела «Человек и его здоровье» // Учебно-методическое пособие для студентов естественно-географического факультета и учителей биологии. Благовещенск: Изд-во БГПУ. С. 162.
- Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Е. Классные часы в 10–11-х классах (Серия «Сердце отдаю детям»). Изд. 2-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. С. 384.
- Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; как перестать беспокоиться и начать жить / Пер. с англ.; худ. обл. М.В. Драпеко. Мн.: ООО «Попурри», 1999. С. 768.
- Тесты – твои надежды (Серия «Лабиринт»). М.: Изд-во «Надежда-1», 1995. С. 240.