Цель семинара: оптимизация детско-родительских отношений.
Задачи:
- Повысить психологические знания родителей
- Ознакомить с особенностями поведения
- Выделить и описать кризисные периоды
- Познакомить с типологией «дети группы риска»
- Выявить стили общения
- Дать рекомендации
Форма проведения: семинар-тренинг
Оборудование:
- смарт-доска (проектор),
- анкеты,
- карандаши,
- распечатанные рекомендации.
Время проведения примерно 40-60 минут (зависит от активности обсуждения).
Ход семинара
П: (Презентация. 1-й слайд) Я рада приветствовать Вас на нашем семинаре! Вопрос как понять своего ребенка, волнует многих родителей. Не обязательно родителей подростков. Когда ребенок идет в школу, значимым для него взрослым, вместо родителей становится учитель. Многие родители не понимая этого, а может и не зная, пытаются «жить по старому». Но их дорогой сыночек или доченька уже вступили на первый этап своей взрослой жизни! (2-й слайд). Каждый ребенок представляет собой неповторимую индивидуальность. Она строится из наследственных факторов, стилей взаимоотношений в семье и конечно из набора индивидуальные особенностей, психических процессов и психологических свойств личности. (3-й слайд). Он личность потому, что в нем по-своему сочетаются, индивидуальные особенности психических процессов и психологических свойств, таких подвижность, усидчивость, особенности внимания, памяти, воображения, индивидуальный темп деятельности и.т.д ( 4-й слайд ). Психическое развитие ребенка - неравномерный, и цикличный процесс, при котором происходят не только количественные изменения, но и качественные - «превращения" одних форм поведения в другие. Достаточно стабильные периоды в жизни ребенка сменяются бурными вспышками непослушания и упрямства, которые называют кризисами. (5-й слайд)
- кризис новорожденности > младенческий возраст (2 месяца – 1 год)
- кризис 1-го года раннее детство (1 – 3 года)
- кризис 3-х лет дошкольный возраст (3 – 6 лет)
- кризис 7-и лет младший школьный возраст (7 – 12 лет)
- кризис 12-13 лет пубертатный возраст (13 – 17 лет)
- кризис 17-и лет -
(6-й слайд) Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития и специфику возрастных этапов. Существуют основные критерии, по которым они оцениваются.
- социальная ситуация - значимые для ребенка отношения.
- ведущая деятельность - та, которая оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
- новообразования - качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Мне бы хотелось подробнее остановиться на нескольких возрастных периодах, рассмотрев данные критерии.(7-й слайд)
Младший школьный возраст (7-11 лет).
Социальная ситуация
- учитель становится более значимой фигурой, чем родители (…а вот Марь Ивановна сказала, что…)
- появление новых друзей
Ведущая деятельность
- учебная деятельность, которая обеспечивает формирование психических свойств и качеств ребенка.
Новообразования
- произвольность внимания
- увеличение объема памяти
- развитие наглядно-образного и вербально-логического мышления
Особенности младших школьников (8-й слайд).
Позитивные.
- мотивация к учебе
- смена деятельности
- заинтересованность в результате
Негативные
- недостаточность жизненного опыта
- различие по интеллектуальному и общему психическому развитию
- отсутствие функции контроля и оценки собственных действий
- сложность восприятия
Младший подростковый возраст (9 -й слайд) (с 10 - 11 до 14 - 15 лет).
Ведущая деятельность
- интимно-личностное общение.
Новообразования
сознательная регуляция своих поступков,
умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении
Социальная ситуация
- проявление собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самыхразных форм общественной деятельности.
Особенности младших подростков (10-й слайд)
Позитивные
- любопытство и свежесть восприятия;
- удовольствие, доставляемое успешностью занятия;
- быстрота реакций и быстрота привыкания;
- расположенность к импровизациям.
Негативные
- успеваемость падает
- интерес к учебе снижается
- отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными.
- сами становятся тревожными, непредсказуемыми
Хотя все дети разные и требуют индивидуального подхода, их, все же, можно разделить на небольшие группы. (11-й слайд)
- ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ
- ДЕТИ-СИНТЕТИКИ
- ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ
- НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ
- НЕВНИМАТЕЛЬНЫЕ, РАССЕЯННЫЕ ДЕТИ
- ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ («ОТЛИЧНИКИ»)
- АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ
Давайте с Вами рассмотрим подробнее каждую группу, и Вы попробуете отнести своего ребенка к какой либо группе. (12-й слайд)
Краткая характеристика групп детей
ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ (повышенная активность правого полушария)
- богатое воображение
- хорошо развитое образное мышление
- они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения
- теряются при необходимости мыслить логически
- им трудно отвлечься от эмоционального образа и сосредоточиться на фактах
Поэтому:
- Старайтесь использовать больше прилагательных в общении с детьми
- Давайте время проанализировать и «переделать под себя» полученную информацию.
- Четко выражайте мысли и просьбы. Что б дети «не додумывали»
ДЕТИ-СИНТЕТИКИ так называемый глобальный тип деятельности (13-й слайд)
- опираются на общие понятия, а не на частности.
- мало внимания уделяют деталям
- испытывают трудности с анализом, выделением основных моментов в информации
- редко концентрируются на одной проблеме
- соотносят полученную информацию с личным опытом и мнениями других
Поэтому:
- Постарайтесь, общаясь с ребенком, говорить конкретнее
- Обращайте внимание на главное в разговоре, просьбе
- Помогите составить «план действий»
ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ (14-й слайд)
- деятельность сопряжена с эмоциональным напряжением.
- воспринимают любую ситуацию, как опасную
- часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют
- пристально наблюдают за реакциями взрослого.
- задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают
- при выполнении индивидуального задания просят «посмотреть, правильно ли они сделали»
- они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы
Поэтому
- чаще хвалите детей, даже «авансом»
- создайте ситуацию «успеха», не повышайте голос
- разумно делайте замечания, всё объясняйте
НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ (15-й слайд)
- не умеют опираться на собственное мнение
- склонны прибегать к помощи других людей
- не умеют отстаивать собственную точку зрения
- подолгу не могут приступить к работе
- неудачи выбивают их «из колеи»
- им сложно принять самостоятельное решение
Поэтому
- поддерживать личный выбор ребенка, не «давить на него»
- необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций (подумай еще, поразмысли хорошенько)
- поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я в тебе уверен!»,
- предложить ему альтернативу
НЕВНИМАТЕЛЬНЫЕ, РАССЕЯННЫЕ ДЕТИ (16-й слайд)
- дети с низким уровнем произвольности
- низкий уровень организации деятельности
- часто неустойчивая работоспособность
- частые колебания темпа деятельности
- нерационально используется время
Поэтому
- помочь в саморегуляции деятельности
- использовать направляющие вопросы: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?»
- помочь составить план своей деятельности
- не давать одновременно несколько дел
- повторять просьбу несколько раз, спокойным тоном
ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ («ОТЛИЧНИКИ») (17-й слайд)
- высокая успеваемость, ответственность, организованность
- чувствительны к похвале, к любой оценке своей деятельности
- высокий уровень притязаний
- крайне неустойчивая самооценка
- им необходимо быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а выполнить его «на отлично»
Поэтому
- помочь таким детям скорректировать их ожидания
- осознать разницу между «достаточным» и«превосходным
- нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее.
- не использовать данные качества, во вред ребенку.
АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ (быстро утомляющиеся) (18-й слайд)
- быстро устают
- снижается темп деятельности
- утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет неврологическую природу
- снижения качества работы
Поэтому
- очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований
- создать оптимальный режим, чтобы ребенок не переутомлялся
- получить консультацию у психоневролога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.
Представленные группы помогут субъективно оценить Вашего ребенка, и не обязательно он будет причислен к одной из них. Хочется напомнить, что мы родители! И очень многое в жизни ребенка зависит от нас! (19-й слайд). Построение конструктивных взаимоотношений с ребенком, в первую очередь зависит от нас, взрослых! Я предлагаю Вам небольшую анкету, которая поможет задуматься об отношениях с ребенком и поразмыслить, как нам ему помочь и лучше понимать его. Родителям раздается заранее приготовленная анкета. (См. приложение 1, анкета), родители ее прочитывают, анализируют, записывают ответы на листочках.
П: Проанализируйте, хорошо ли, Вы знаете своего ребенка? Уделяете ли ему достаточно своего времени? Они не могут без нас, без нашей поддержки и понимания!!! Я предлагаю Вам обсудить, выявленные проблемы и поделиться друг с другом.
Проходит свободное обсуждение, родители высказываются, делятся опытом. (20-й слайд)
Тест-игра для родителей
«Общение детей и родителей».
- С каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
- С каким выражением лица чаще всего общается с вами ваш ребенок?
- Каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребенка во время общения с вами?
Проанализируйте и предположите, как должно быть и почему?
П: мне очень приятно видеть заинтересованных родителей! Я горжусь Вами! Вместе у нас все получится! Мне хочется предложить Вам несколько рекомендаций. (Раздать рекомендации заранее распечатанные). Хочется закончить наше общение таким высказыванием: (21-й слайд). Жизнь порой сложная и непредсказуемая штука! Но мы не должны оправдывать себя нехваткой времени! Ведь детям бывает достаточно двух слов, но позитивных, поддерживающих, что бы они почувствовали себя нужными!!!
Большое спасибо!
В работе использованы материалы ОМЦ ЮАО.
Рекомендации (приложение 2).