Психологическое сопровождение учебного процесса

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Цель семинара: оптимизация детско-родительских отношений.

Задачи:

  1. Повысить психологические знания родителей
  2. Ознакомить с особенностями поведения
  3. Выделить и описать кризисные периоды
  4. Познакомить с типологией «дети группы риска»
  5. Выявить стили общения
  6. Дать рекомендации

Форма проведения: семинар-тренинг

Оборудование:

  • смарт-доска (проектор),
  • анкеты,
  • карандаши,
  • распечатанные рекомендации.

Время проведения примерно 40-60 минут (зависит от активности обсуждения).

Ход семинара

П: (Презентация. 1-й слайд) Я рада приветствовать Вас на нашем семинаре! Вопрос как понять своего ребенка, волнует многих родителей. Не обязательно  родителей подростков. Когда ребенок идет в школу, значимым для него взрослым, вместо родителей становится учитель. Многие родители не понимая этого, а может и не зная, пытаются «жить по старому». Но их дорогой сыночек или доченька уже вступили на первый этап  своей взрослой жизни! (2-й слайд). Каждый ребенок представляет собой неповторимую индивидуальность. Она строится из наследственных факторов, стилей взаимоотношений в семье и конечно из набора индивидуальные особенностей, психических процессов и психологических свойств личности. (3-й слайд). Он личность потому, что в нем по-своему сочетаются, индивидуальные особенности психических процессов и психологических свойств, таких подвижность, усидчивость, особенности внимания, памяти, воображения, индивидуальный темп деятельности и.т.д ( 4-й слайд ). Психическое развитие ребенка - неравномерный, и цикличный процесс,  при котором происходят не только количественные изменения, но и качественные - «превращения" одних форм поведения в другие. Достаточно стабильные периоды в жизни ребенка сменяются бурными вспышками  непослушания и упрямства, которые называют кризисами. (5-й слайд)

  • кризис новорожденности   > младенческий возраст (2 месяца – 1 год)
  • кризис 1-го года  раннее детство (1 – 3 года)
  • кризис 3-х лет  дошкольный возраст (3 – 6 лет)
  • кризис 7-и лет младший школьный возраст (7 – 12 лет)
  • кризис 12-13 лет пубертатный возраст (13 – 17 лет)
  • кризис 17-и лет -

(6-й слайд) Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития и  специфику возрастных этапов. Существуют основные критерии, по которым они оцениваются.

  • социальная ситуация - значимые для ребенка отношения.
  • ведущая деятельность -  та, которая оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
  • новообразования -  качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Мне бы хотелось подробнее остановиться на нескольких возрастных периодах, рассмотрев данные критерии.(7-й слайд)

Младший школьный возраст (7-11 лет).

Социальная ситуация

  • учитель становится более значимой фигурой, чем родители  (…а вот Марь Ивановна сказала, что…)
  • появление новых друзей

Ведущая деятельность

  • учебная деятельность, которая обеспечивает формирование психических свойств и качеств ребенка.

Новообразования

  • произвольность внимания
  • увеличение объема памяти
  • развитие наглядно-образного и вербально-логического мышления

Особенности младших школьников (8-й слайд).

Позитивные.

  • мотивация к учебе
  • смена деятельности
  • заинтересованность в результате

Негативные

  • недостаточность жизненного опыта
  • различие по интеллектуальному и общему психическому развитию
  • отсутствие функции контроля и оценки собственных действий
  • сложность восприятия

Младший подростковый возраст (9 -й слайд) (с 10 - 11 до 14 - 15 лет).

Ведущая деятельность

  • интимно-личностное общение.

Новообразования 

сознательная регуляция своих поступков,

умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении

Социальная ситуация

  • проявление собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самыхразных форм общественной деятельности.

Особенности младших подростков (10-й слайд)

Позитивные

  • любопытство и свежесть восприятия;
  • удовольствие, доставляемое успешностью занятия;
  • быстрота реакций и быстрота привыкания;
  • расположенность к импровизациям.

Негативные

  • успеваемость падает
  • интерес к учебе снижается
  • отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными.
  • сами становятся тревожными, непредсказуемыми

Хотя все дети разные и требуют индивидуального подхода, их, все же, можно разделить на небольшие группы. (11-й слайд)

  • ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ
  • ДЕТИ-СИНТЕТИКИ
  • ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ
  • НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ
  • НЕВНИМАТЕЛЬНЫЕ, РАССЕЯННЫЕ ДЕТИ
  • ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ («ОТЛИЧНИКИ»)
  • АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ

Давайте с Вами рассмотрим подробнее каждую группу, и Вы попробуете отнести своего ребенка к какой либо группе. (12-й слайд)

Краткая характеристика групп детей

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ  (повышенная активность правого полушария)

  • богатое воображение
  • хорошо развитое образное мышление
  • они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения
  • теряются при необходимости мыслить логически
  • им трудно отвлечься от эмоционального образа и сосредоточиться на фактах

Поэтому:

  1. Старайтесь использовать больше прилагательных в общении с детьми
  2. Давайте время проанализировать и «переделать под себя» полученную информацию.
  3. Четко выражайте мысли и просьбы. Что б дети «не додумывали»

ДЕТИ-СИНТЕТИКИ так называемый глобальный тип деятельности (13-й слайд)

  • опираются на общие понятия, а не на частности.
  • мало внимания уделяют деталям
  • испытывают трудности с анализом, выделением основных моментов в информации
  • редко концентрируются на одной проблеме
  • соотносят полученную информацию с личным опытом и мнениями других

Поэтому:

  1. Постарайтесь, общаясь с ребенком, говорить конкретнее
  2. Обращайте внимание на главное в разговоре, просьбе
  3. Помогите составить «план действий»

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ (14-й слайд)

  • деятельность сопряжена с эмоциональным напряжением.
  • воспринимают любую ситуацию, как опасную
  • часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют
  • пристально наблюдают за реакциями взрослого.
  • задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают
  • при выполнении индивидуального задания просят «посмотреть, правильно ли они сделали»
  • они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы

Поэтому

  • чаще хвалите детей, даже «авансом»
  • создайте ситуацию «успеха», не повышайте голос
  • разумно делайте замечания, всё объясняйте

НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ (15-й слайд)

  • не умеют опираться на собственное мнение
  • склонны прибегать к помощи других людей
  • не умеют отстаивать собственную точку зрения
  • подолгу не могут приступить к работе
  • неудачи выбивают их «из колеи»
  • им сложно принять самостоятельное решение

Поэтому

  • поддерживать личный выбор ребенка, не «давить на него»
  • необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций (подумай еще, поразмысли хорошенько)
  • поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я в тебе уверен!»,
  • предложить ему альтернативу

НЕВНИМАТЕЛЬНЫЕ, РАССЕЯННЫЕ ДЕТИ (16-й слайд)

  • дети с низким уровнем произвольности
  • низкий уровень организации деятельности
  • часто неустойчивая работоспособность
  • частые колебания темпа деятельности
  • нерационально используется время

Поэтому

  • помочь в саморегуляции деятельности
  • использовать направляющие вопросы: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?»
  • помочь составить план своей деятельности
  • не давать одновременно несколько дел
  • повторять просьбу несколько раз, спокойным тоном

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ («ОТЛИЧНИКИ») (17-й слайд)

  • высокая успеваемость, ответственность, организованность
  • чувствительны к похвале, к любой оценке своей деятельности
  • высокий уровень притязаний
  • крайне неустойчивая самооценка
  • им необходимо быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а выполнить его «на отлично»

Поэтому

  • помочь таким детям скорректировать их ожидания
  • осознать разницу между «достаточным» и«превосходным
  • нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее.
  • не использовать данные качества, во вред ребенку.

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ (быстро утомляющиеся) (18-й слайд)

  • быстро устают
  • снижается темп деятельности
  • утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет неврологическую природу
  • снижения качества работы

Поэтому

  • очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований
  • создать оптимальный режим, чтобы ребенок не переутомлялся
  • получить консультацию у психоневролога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

Представленные группы помогут субъективно  оценить Вашего ребенка, и не обязательно он будет причислен к одной из них. Хочется напомнить, что мы родители! И очень многое в жизни ребенка зависит от нас! (19-й слайд). Построение конструктивных взаимоотношений с ребенком, в первую очередь зависит от нас, взрослых! Я предлагаю Вам небольшую анкету, которая поможет задуматься об отношениях с ребенком и поразмыслить, как нам ему помочь и лучше понимать его. Родителям раздается заранее приготовленная анкета. (См. приложение 1, анкета), родители ее прочитывают, анализируют, записывают ответы на листочках.

П: Проанализируйте, хорошо ли, Вы знаете своего ребенка? Уделяете ли ему достаточно своего времени? Они не могут без нас, без нашей поддержки и понимания!!! Я предлагаю Вам обсудить, выявленные проблемы и поделиться друг с другом.

Проходит свободное обсуждение, родители высказываются, делятся опытом. (20-й слайд)

Тест-игра для родителей

«Общение детей и родителей».

- С каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

- С каким выражением лица чаще всего общается с вами ваш ребенок?

- Каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребенка во время общения с вами?

Проанализируйте и предположите, как должно быть и почему?

П: мне очень приятно видеть заинтересованных родителей! Я горжусь Вами! Вместе у нас все получится! Мне хочется предложить Вам несколько рекомендаций. (Раздать рекомендации заранее распечатанные). Хочется закончить наше общение таким высказыванием: (21-й слайд). Жизнь порой сложная и непредсказуемая штука! Но мы не должны оправдывать себя нехваткой времени! Ведь детям бывает достаточно двух слов,  но позитивных, поддерживающих,  что бы они почувствовали себя нужными!!!

Большое спасибо!

В работе использованы материалы ОМЦ ЮАО.

Рекомендации (приложение 2).