Цель: Повторение и обобщение знаний.
- обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного
- закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного
- развивать мышление, речь, память, творческие способности учащихся
Задача: Вспомнить все признаки имени существительных как части речи.
- Сформировать знания о морфологических признаках имени существительного, синтаксической роли в предложении.
- Повторить основные грамматические признаки имени существительного и типы склонения.
- Закрепить умение правописание не с существительными, умение правописание гласных в суффиксах существительных.
- Формирование умения находить имена существительные в тексте, опознавать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.
- Сформировать умение правильно употреблять имена существительные в устной речи.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
По форме - урок путешествие.
Ход урока
Ι. Организационный момент.
Проверяется готовность к уроку; записывается число.
ΙΙ. Постановка учебной задачи.
- Мы с вами долго изучали имена существительные. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие к сказочному городу существительных. Встретимся с именами существительными, мы повторим все, что знаем об этой части речи.
Путеводителем для нас станут сказки великого русского поэта А.С.Пушкина.
ΙΙΙ. Работа над значением имени существительного - как части речи.
- Итак, начинаем наше путешествие с первой сказки А.С.Пушкина.
- Угадайте, как она называется?
- Что же обозначают имена существительные? (предметы)
- Я прочитаю вам знакомые строки стихотворения, а вы запишите по памяти те имена существительные, которые вам встретились в этом стихотворении, но только в начальной форме.
Ветер по морю гуляет |
|
|
Мимо острова крутого, |
И кораблик подгоняет; |
|
|
Мимо города большого; |
Он бежит себе в волнах |
|
|
Пушки с пристани палят, |
На поднятых парусах |
|
|
Кораблю пристать велят. |
- Докажите почему выписанные вами слова относятся к именам существительным?
Ветер |
|
|
остров |
Море |
|
|
город |
Кораблик |
|
|
пушка |
Волны |
|
|
пристань |
Паруса |
|
|
корабль |
Работа над пониманием (постановка проблемы)
- А я хочу добавить такие слова (крутой, большой, палит, бежит), и утверждаю, что они являются именами существительными. Вы согласны со мной? Почему?
(Такое бсуждение вызывает интерес у ребят, заставляет их задуматься. Ребята приходят к единому выводу)
- Вы меня переубедили. Молодцы!
ΙV Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных (творческая работа в группах)
Давай вернемся к нашему путешествию и продолжим путь.
- Угадайте, как называется эта сказка?
- А сейчас прочитайте внимательно речь-обращение старшего богатыря и ответьте: Можно ли назвать такое обращение красивым и почему?
Старший молвит: «Что за диво!
Все так чисто и красиво
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися
Коль ты старый человек
Дядей будешь нам навек
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названный,
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать
Коли красная девица
Будь нам милая сестрица»
- Подчеркните существительные, которые используются в тексте и определите, какие они одушевленные, или неодушевленные?
- Вы сказали, что этот текст красив из-за уменьшительно-ласкательных слов, найдите их в тексте и выпишите (братец, старушка, девица, сестрица).
- При помощи чего образуются ласковые слова?
- Какие суффиксы в этих словах? (ец, ушк, иц, ик, ок, юшк)
- При помощи этих суффиксов измените имена существительные в тексте и образуйте новые слова?
- Какую роль играют суффиксы?
- Молодцы! Это вы тоже знаете.
V. Упражнение в различении имен существительных по роду. (Фронтальная работа)
Давайте вернемся к нашим сказкам.
- Угадайте, как называется эта сказка?
- Я предлагаю вам два отрывка, прочитайте.
- И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках. - Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
- Какой поэтический образ возник у вас, когда вы читали эти строки?
- Почему поэт сравнил луну с лебедем?
- Как изменяются имена существительные?
- Что им помогает?
Давайте найдем существительные и расселим их в домики родов.
Мужской род ,средний род, женский род
Работа на понимание: Так куда поселить слово лебедь? Это слово не имеет устойчивого рода, оно употребляется и М.Р. и Ж.Р.
После обсуждения ребята делают вывод.
Работа над предложениями
Какая особенность есть у М.Р. и ж.р. после шипящих?
- Из какой сказки следующая репродукция?
- Запишите такие строки:
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!»
- Найдите существительные общего рода? Почему?
-В каком случае в жизни называют человека простофилей? (несообразительного)
- Молодцы!
VΙ. Упражнение в различении падежей имен существительных.(Самостоятельная работа)
- Итак, продолжаем наше путешествие, мы уже подошли достаточно близко к сказочному городу.
- Как называется эта сказка?
- Как еще изменяются имена существительные?
Турнир « Знаток падежей»
- Сколько всего падежей?
- Чем отличаются падежи?
- Знаешь ли ты признаки падежей?
- Как правильно определить падеж?
- Какой падеж употребляется без предлогов?
- С каким падежом могут, употребляется предлоги о, в, на?
- Как различить дательный падеж среди других падежных форм?
- Почему дательный падеж так назвали? И другие вопросы.
Я предлагаю вам поработать самостоятельно (по группам, у каждой группы свое задание). В своих отрывках вы должны найти существительные и определить к какому падежу они относятся.
1) Вот мудрец перед Дадоном |
|
|
2) Петушок порхнул со спицы |
Стал и вынул из мешка |
|
|
К колеснице полетел |
Золотого петушка |
|
|
И царю на темя сел |
3) Ничего не сказала рыбка |
|
|
4) Твоего мне откупа не надо |
Лишь хвостом по воде плеснула |
|
|
Ступай себе в синее море |
И ушла в глубокое море |
|
|
Гуляй себе на просторе |
(Ребята меняются карточками и проверяют работу друг у друга, если есть разногласия, то варианты выносят на общее обсуждения.)
- Что помогло вам правильно определить падежи у имен существительных?
(Формируется вывод.)
- Молодцы!
VΙΙ. Упражнение в различении числа имен существительных. (фронтальная работа)
Множественное число. Единственное число
Продолжая наше путешествие мы с вами попадаем в сказочный парк.
- Как различить эти паки?
Прочитайте внимательно строки из стихотворения
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок!
- Этих строках есть существительные, давайте определим, в каких парках они могут находиться?
- Что произойдет с существительными, если они решат погулять в одном парке?
А сейчас давайте поработаем творчески, а я вам предлагаю слова, а вы должны разделить и записать их в группы по определенному принципу.
Единственное число |
Множественное число |
Общий род |
мед |
усы |
ножницы |
невежа |
сани |
брюки |
царь |
глаза |
творог |
- Докажите, почему вы так разделили слова?
- Молодцы!
VΙΙΙ. Упражнение в определении роли имен существительных в предложении.
- Посмотрите мы с вами подошли к лестнице, которая ведет в подземный город.
Давайте спустимся туда и посмотрим.
Почему нас окружают какие-то линии?
- Какую синтаксическую роль может выполнять имя существительное в предложении?
-Чтобы выйти из подземелья, нужно разобрать предложение.
Царь к востоку войско шлет.
- Вот мы с вами и выбрались из подземелья.
ΙX. Итог урока
Вот мы и добрались с вами до сказочного города. Что мы узнали о городе существительному? (Подвести итог-вывод.)