Комбинированный урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание приставок и предлогов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать умения отличать предлоги от приставок, навык правильного написания приставок;
  2. Способствовать развитию речи, памяти, орфографической зоркости;
  3. Способствовать воспитания чувства любви к своему краю, интереса и толерантного отношения к национальной культуре коренных народов ХМАО.

Оборудование:

  • плакаты с изображением костюмов народов ханты и манси,
  • рисунки с изображением чума, лабаза, предметов быта,
  • разноуровневые карточки,
  • магнитофон,
  • флаг ХМАО.

Подготовительная работа:

  • работа со словарём Ожегова по поиску значения слов «стойбище, шаман, утварь».
  • приветствие шамана (учащийся в костюме шамана с бубном).
  • элементы хантыйского танца для физкультминутки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит бубен, сначала громко, а затем тише.

- Ребята, урок у нас сегодня необычный. Мы побываем в гостях в стойбище у народов ханты и манси, коренных жителей нашего округа, чтобы больше узнать об их культуре и быте. К этой теме мы обратились неспроста. Как вы думаете, почему?

(Вбегает учащийся в костюме шамана с бубном.)

- Я приветствую всех гостей! Пусть вам поможет бог солнца, бог огня, бог неба. Будьте сильными как медведь, быстрыми как птица, красивыми как олень, мудрыми как сова. (Шаман убегает.)

- Ребята, как вы думаете, кто это был? (Шаман.)

- Кто такой шаман? Вы получили задание в толковом словаре Ожегова узнать значение некоторых незнакомых слов. Кто такой шаман? Что такое стойбище?

- Шаман пожелал нам быть на уроке быстрыми, мудрыми. Эти качества нам пригодятся на уроке.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Нам сегодня предстоит разобраться в том, что есть что. Обратите внимание на доску. Что вы видите?

На доске: ОТ В ВО ЗА НА НАД ПОД У С О ОБ

(Приставки. Предлоги.)

- На этом уроке мы научимся отличать приставки от предлогов и правильно их писать, пополним свой словарный запас и вспомним изученные орфограммы.

III. Упражнение в чистописании.

- И упражнение в чистописании у нас сегодня необычное. Мы будем изображать национальный узор ханты.

- Что он напоминает? (Рога оленя.) Напишите первую строчку.

- А какие элементы печатных букв вы увидели? (У, Л). Запишите вторую строчку.

IV. Словарная работа.

- Хантыйская пословица гласит: «Хозяином будешь, край свой полюбишь, родным домом назовёшь». А теперь я предлагаю вам словарную работу. Прочитайте слова, написанные на доске:

Ханты-Мансийский автономный округ, Югра, Сургут.

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Это имена собственные.)

- Запишите их в тетрадь. Подчеркните заглавные буквы. Запомните их написание.

- Составьте предложение со словом Сургут.

- Да, ребята, Сургут – славный город. Он стал домом для многих народностей. Я предлагаю записать предложение:

В Сургуте проживают народы разных национальностей.

(Один ученик работает на доске, остальные в тетрадях.)

- Найдите орфограммы.

- Подчеркните грамматическую основу.

V. Новый материал.

- Найдите слова с предлогами, с приставками. (В Сургуте, проживают.)

- Какое главное отличие между приставкой и предлогом? (Приставка - это часть основы слова. Предлог - это служебная часть речи.)

-Что это значит на письме? (Приставка пишется слитно, а предлог отдельно.)

1. Сравнение предлогов и приставок.

- На этом уроке у нас будет возможность научиться различать их, тем более что в русском языке есть одинаковые приставки и предлоги.

- Прочитайте мансийскую загадку и отгадайте её.

Мастер по дому походит,
Поколет, порежет, потом в дом заходит,
Там покой находит.

- Что это? (Топор.)

- В первой строчке найдите слова с одинаковыми приставками и предлогами. (По дому, походит.)

- Почему по-разному написаны? (По (какому?) дому. По нашему дому. Это предлог так как можно вставить вопрос или другое слово.)

- Для чего служит предлог? (Для связи слов в предложении).

- А походит? (Здесь по-приставка, корень ход- . Между ней и корнем нельзя поставить вопрос или другое слово).

- Найдите ещё слова с этой приставкой? (Поколет, порежет).

- Для чего служит приставка? (Для образования новых слов).

- Какой частью речи являются эти слова? (Это глаголы.)

-Что вы можете сказать об употреблении глаголов с предлогами? (Предлоги с глаголами не употребляются).

2. Работа с учебником.

- Как различить приставку и предлог? Прочитаем правило по учебнику с. 5

Упр. 6.

- Выпишите по 3 слова с приставками.

- Проверим.

3. Запись предложений под диктовку и с комментированием.

- Ребята, а как называется дом у ханты и манси? (Чум)

- Посмотрите на рисунок чума.

(Рисунок № 1)

Это необычный дом. Кто скажет, из чего он сделан? (Из деревянных шестов и шкур животных).

- А что находится рядом? (Лабаз).

(Рисунок № 2)

- Для чего он служит? (Для хранения продуктов, одежды.)

- Почему он на ножках? (Чтобы не проникли мыши и другие грызуны).

- Ребята, а мы в лабаз будем складывать новые слова, которые услышим на уроке. (Крепятся новые слова: лабаз, чум, стойбище, шаман).

- А теперь послушайте внимательно предложение: Гости входят в просторный чум.

- Давайте запишем его на доске с комментированием и в тетрадях.

- Убедимся ещё раз, где предлог, а где приставка. (Ученик объясняет)

- Следующее предложение: У очага находится домашняя утварь. Что такое утварь, объясните.

(Рисунок № 3)

- Очаг у ханты называется чувал.

- Поместим эти два новых слова в лабаз. Запомните их значение. А теперь запишем предложение на доске и в тетрадях. (Ученик записывает и объясняет).

- Следующие два предложения запишем под диктовку: Её изготовили из бересты и кедрового корня. На полу постелены шкуры животных.

- Назовите орфограммы. Объясните их.

4. Самостоятельная работа.

- Основное занятие у ханты и манси – охота и рыболовство, причём они ловят рыбу и бьют зверя столько, сколько могут съесть, но не более того. «Будь рыболовом с головой, а охотником с душой», - советует мансийская пословица.

Декабрь у ханты - умеренная зима, беличья пора. Охотники идут в тайгу за белками. «Обильный стол даром не даётся»- пословица ханты. Посмотрите на рисунок охотника.

(Рисунок № 4)

- Обратите внимание на одежду. В такой ему не страшен мороз, а лыжи не дадут увязнуть в снегу.

Итак, охотник собрался на охоту. Давайте проследим его путь.

На доске:

... шёл   ... чума
... шёл   ... тропинке
... шёл   ... стойбища
...шёл   ... кедру

-Как вы думаете, каким будет задание? (1 – разобрать).

(Задание выполняется самостоятельно в тетрадях.)

- Проверим, как выполнено задание.

VI. Физкультминутка.

- Пока охотник пробирается сквозь тайгу, нам тоже нужно подвигаться.

- Андрей подготовил и покажет вам элементы хантыйского танца. Это вам поможет снять напряжение.

VII. Закрепление изученного материала.

1. Работа в группах. Конструирование предложений.

- Последуем и мы вслед за охотником в тайгу.

- Скоро наступит январь, который ханты называют глухозимье. Чем заняты птицы и животные в эту пору? Посмотрите, вы согласны с тем, что я написала на доске? Тогда я провожу черту, а вы по смыслу соедините начало и конец предложений. Обсудите это в парах. Кто готов, дайте знать.

Синички   в тайге ищут ягель.
Медведи   отлеживаются в сугробах.
Зайцы   кочуют поближе к жилью человека.
Олени   спят в берлоге.

- Молодцы! А теперь запишите эти предложения и выделите предлоги и приставки.

- Проверим, как выполнили задание.

- Назовите слова с приставками, с предлогами.

2. Творческое задание.

- А сейчас познакомимся со стихами хантыйского поэта Романа Ругина. Этот поэт написал много стихотворений о своём суровом, но любимом крае. Побудем немного и мы поэтами. Попробуйте подобрать рифму в каждой второй строчке стихотворения, а потом посмотрим, что получится и сравним с оригиналом. Задания на карточках разного цвета - синего и зелёного. Что вам напоминают они?

(Цвета флага ХМАО). На зелёной карточке вместо пропущенных слов три точки, на синей - в правом столбике вам даны слова – помощники. Внимательно ознакомьтесь и приступаем к работе.

- Скажите, а какая великая река протекает по нашему округу? ( Обь).

КАРТОЧКИ.

1-й уровень.   2-й уровень.  

 

И вот навалились морозы,   И вот навалились морозы   сети
Большую выстеклив топь,   Большую выстеклив топь,   берёзы
Сковали до звона ...   Сковали до звона …    
Туманом окутали ...   Туманом окутали …   Обь
Накинули льдистые путы,   Накинули льдистые путы,    
От них никуда не уйти.   От них никуда не уйти   как будто
Река задремала ....    Река задремала …    
Огромная рыба в ... .   Огромная рыба в …    

- Проверим, как вы справились с заданием. Заслушаем, что получилось.

- Молодцы! Надеюсь, что и из вас получатся поэты, и вы в будущем прославите свою малую родину.

- А теперь найдём в этих стихах слова с предлогами. С приставками. Объясните написание.

VIII. Подведение итога урока.

- Подошёл к концу наш урок. Ещё раз назовём различия между приставкой и предлогом.

На доске по мере ответов учащихся крепятся заранее напечатанные слова:

приставки       предлоги
часть основы   слово
служит для образования слов   служит для связи слов
пишется с корнем слитно   со словами пишется раздельно
употребляется с глаголами   не употребляется с глаголами

- Шаман в начале урока пожелал вам быть мудрыми, быстрыми, красивыми. Вы молодцы, все его пожелания выполнили.

- Ещё с одной хантыйской пословицей я вас хочу познакомить: «Дети, как солнце, согревают родителей заботой и лаской». Очень мудрые слова! Вы сегодня замечательно потрудились и порадуете своих родителей хорошими оценками. (Оценки за урок).

-На партах у вас тоже лежат маленькие солнышки. С их помощью покажите настроение, которое осталось у вас после урока.

  • отличное
  • безразличное
  • плохое

- Эти сувениры вы оставьте на память о сегодняшнем уроке.

IX. Домашнее задание.

Упр. 5, стр. 4, задание аналогично тем, что мы выполняли на уроке, правило с. 5.