Цели:
- Формировать умения отличать предлоги от приставок, навык правильного написания приставок;
- Способствовать развитию речи, памяти, орфографической зоркости;
- Способствовать воспитания чувства любви к своему краю, интереса и толерантного отношения к национальной культуре коренных народов ХМАО.
Оборудование:
- плакаты с изображением костюмов народов ханты и манси,
- рисунки с изображением чума, лабаза, предметов быта,
- разноуровневые карточки,
- магнитофон,
- флаг ХМАО.
Подготовительная работа:
- работа со словарём Ожегова по поиску значения слов «стойбище, шаман, утварь».
- приветствие шамана (учащийся в костюме шамана с бубном).
- элементы хантыйского танца для физкультминутки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит бубен, сначала громко, а затем тише.
- Ребята, урок у нас сегодня необычный. Мы побываем в гостях в стойбище у народов ханты и манси, коренных жителей нашего округа, чтобы больше узнать об их культуре и быте. К этой теме мы обратились неспроста. Как вы думаете, почему?
(Вбегает учащийся в костюме шамана с бубном.)
- Я приветствую всех гостей! Пусть вам поможет бог солнца, бог огня, бог неба. Будьте сильными как медведь, быстрыми как птица, красивыми как олень, мудрыми как сова. (Шаман убегает.)
- Ребята, как вы думаете, кто это был? (Шаман.)
- Кто такой шаман? Вы получили задание в толковом словаре Ожегова узнать значение некоторых незнакомых слов. Кто такой шаман? Что такое стойбище?
- Шаман пожелал нам быть на уроке быстрыми, мудрыми. Эти качества нам пригодятся на уроке.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Нам сегодня предстоит разобраться в том, что есть что. Обратите внимание на доску. Что вы видите?
На доске: ОТ В ВО ЗА НА НАД ПОД У С О ОБ
(Приставки. Предлоги.)
- На этом уроке мы научимся отличать приставки от предлогов и правильно их писать, пополним свой словарный запас и вспомним изученные орфограммы.
III. Упражнение в чистописании.
- И упражнение в чистописании у нас сегодня необычное. Мы будем изображать национальный узор ханты.
- Что он напоминает? (Рога оленя.) Напишите первую строчку.
- А какие элементы печатных букв вы увидели? (У, Л). Запишите вторую строчку.
IV. Словарная работа.
- Хантыйская пословица гласит: «Хозяином будешь, край свой полюбишь, родным домом назовёшь». А теперь я предлагаю вам словарную работу. Прочитайте слова, написанные на доске:
Ханты-Мансийский автономный округ, Югра, Сургут.
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Это имена собственные.)
- Запишите их в тетрадь. Подчеркните заглавные буквы. Запомните их написание.
- Составьте предложение со словом Сургут.
- Да, ребята, Сургут – славный город. Он стал домом для многих народностей. Я предлагаю записать предложение:
В Сургуте проживают народы разных национальностей.
(Один ученик работает на доске, остальные в тетрадях.)
- Найдите орфограммы.
- Подчеркните грамматическую основу.
V. Новый материал.
- Найдите слова с предлогами, с приставками. (В Сургуте, проживают.)
- Какое главное отличие между приставкой и предлогом? (Приставка - это часть основы слова. Предлог - это служебная часть речи.)
-Что это значит на письме? (Приставка пишется слитно, а предлог отдельно.)
1. Сравнение предлогов и приставок.
- На этом уроке у нас будет возможность научиться различать их, тем более что в русском языке есть одинаковые приставки и предлоги.
- Прочитайте мансийскую загадку и отгадайте её.
Мастер по дому походит,
Поколет, порежет, потом в дом заходит,
Там покой находит.
- Что это? (Топор.)
- В первой строчке найдите слова с одинаковыми приставками и предлогами. (По дому, походит.)
- Почему по-разному написаны? (По (какому?) дому. По нашему дому. Это предлог так как можно вставить вопрос или другое слово.)
- Для чего служит предлог? (Для связи слов в предложении).
- А походит? (Здесь по-приставка, корень ход- . Между ней и корнем нельзя поставить вопрос или другое слово).
- Найдите ещё слова с этой приставкой? (Поколет, порежет).
- Для чего служит приставка? (Для образования новых слов).
- Какой частью речи являются эти слова? (Это глаголы.)
-Что вы можете сказать об употреблении глаголов с предлогами? (Предлоги с глаголами не употребляются).
2. Работа с учебником.
- Как различить приставку и предлог? Прочитаем правило по учебнику с. 5
Упр. 6.
- Выпишите по 3 слова с приставками.
- Проверим.
3. Запись предложений под диктовку и с комментированием.
- Ребята, а как называется дом у ханты и манси? (Чум)
- Посмотрите на рисунок чума.
(Рисунок № 1)
Это необычный дом. Кто скажет, из чего он сделан? (Из деревянных шестов и шкур животных).
- А что находится рядом? (Лабаз).
(Рисунок № 2)
- Для чего он служит? (Для хранения продуктов, одежды.)
- Почему он на ножках? (Чтобы не проникли мыши и другие грызуны).
- Ребята, а мы в лабаз будем складывать новые слова, которые услышим на уроке. (Крепятся новые слова: лабаз, чум, стойбище, шаман).
- А теперь послушайте внимательно предложение: Гости входят в просторный чум.
- Давайте запишем его на доске с комментированием и в тетрадях.
- Убедимся ещё раз, где предлог, а где приставка. (Ученик объясняет)
- Следующее предложение: У очага находится домашняя утварь. Что такое утварь, объясните.
(Рисунок № 3)
- Очаг у ханты называется чувал.
- Поместим эти два новых слова в лабаз. Запомните их значение. А теперь запишем предложение на доске и в тетрадях. (Ученик записывает и объясняет).
- Следующие два предложения запишем под диктовку: Её изготовили из бересты и кедрового корня. На полу постелены шкуры животных.
- Назовите орфограммы. Объясните их.
4. Самостоятельная работа.
- Основное занятие у ханты и манси – охота и рыболовство, причём они ловят рыбу и бьют зверя столько, сколько могут съесть, но не более того. «Будь рыболовом с головой, а охотником с душой», - советует мансийская пословица.
Декабрь у ханты - умеренная зима, беличья пора. Охотники идут в тайгу за белками. «Обильный стол даром не даётся»- пословица ханты. Посмотрите на рисунок охотника.
(Рисунок № 4)
- Обратите внимание на одежду. В такой ему не страшен мороз, а лыжи не дадут увязнуть в снегу.
Итак, охотник собрался на охоту. Давайте проследим его путь.
На доске:
... шёл | ... чума | |
... шёл | ... тропинке | |
... шёл | ... стойбища | |
...шёл | ... кедру |
-Как вы думаете, каким будет задание? (1 – разобрать).
(Задание выполняется самостоятельно в тетрадях.)
- Проверим, как выполнено задание.
VI. Физкультминутка.
- Пока охотник пробирается сквозь тайгу, нам тоже нужно подвигаться.
- Андрей подготовил и покажет вам элементы хантыйского танца. Это вам поможет снять напряжение.
VII. Закрепление изученного материала.
1. Работа в группах. Конструирование предложений.
- Последуем и мы вслед за охотником в тайгу.
- Скоро наступит январь, который ханты называют глухозимье. Чем заняты птицы и животные в эту пору? Посмотрите, вы согласны с тем, что я написала на доске? Тогда я провожу черту, а вы по смыслу соедините начало и конец предложений. Обсудите это в парах. Кто готов, дайте знать.
Синички | в тайге ищут ягель. | |
Медведи | отлеживаются в сугробах. | |
Зайцы | кочуют поближе к жилью человека. | |
Олени | спят в берлоге. |
- Молодцы! А теперь запишите эти предложения и выделите предлоги и приставки.
- Проверим, как выполнили задание.
- Назовите слова с приставками, с предлогами.
2. Творческое задание.
- А сейчас познакомимся со стихами хантыйского поэта Романа Ругина. Этот поэт написал много стихотворений о своём суровом, но любимом крае. Побудем немного и мы поэтами. Попробуйте подобрать рифму в каждой второй строчке стихотворения, а потом посмотрим, что получится и сравним с оригиналом. Задания на карточках разного цвета - синего и зелёного. Что вам напоминают они?
(Цвета флага ХМАО). На зелёной карточке вместо пропущенных слов три точки, на синей - в правом столбике вам даны слова – помощники. Внимательно ознакомьтесь и приступаем к работе.
- Скажите, а какая великая река протекает по нашему округу? ( Обь).
КАРТОЧКИ.
1-й уровень. | 2-й уровень. |
|
||
---|---|---|---|---|
И вот навалились морозы, | И вот навалились морозы | сети | ||
Большую выстеклив топь, | Большую выстеклив топь, | берёзы | ||
Сковали до звона ... | Сковали до звона … | |||
Туманом окутали ... | Туманом окутали … | Обь | ||
Накинули льдистые путы, | Накинули льдистые путы, | |||
От них никуда не уйти. | От них никуда не уйти | как будто | ||
Река задремала .... | Река задремала … | |||
Огромная рыба в ... . | Огромная рыба в … |
- Проверим, как вы справились с заданием. Заслушаем, что получилось.
- Молодцы! Надеюсь, что и из вас получатся поэты, и вы в будущем прославите свою малую родину.
- А теперь найдём в этих стихах слова с предлогами. С приставками. Объясните написание.
VIII. Подведение итога урока.
- Подошёл к концу наш урок. Ещё раз назовём различия между приставкой и предлогом.
На доске по мере ответов учащихся крепятся заранее напечатанные слова:
приставки | предлоги | |
---|---|---|
часть основы | слово | |
служит для образования слов | служит для связи слов | |
пишется с корнем слитно | со словами пишется раздельно | |
употребляется с глаголами | не употребляется с глаголами |
- Шаман в начале урока пожелал вам быть мудрыми, быстрыми, красивыми. Вы молодцы, все его пожелания выполнили.
- Ещё с одной хантыйской пословицей я вас хочу познакомить: «Дети, как солнце, согревают родителей заботой и лаской». Очень мудрые слова! Вы сегодня замечательно потрудились и порадуете своих родителей хорошими оценками. (Оценки за урок).
-На партах у вас тоже лежат маленькие солнышки. С их помощью покажите настроение, которое осталось у вас после урока.
- отличное
- безразличное
- плохое
- Эти сувениры вы оставьте на память о сегодняшнем уроке.
IX. Домашнее задание.
Упр. 5, стр. 4, задание аналогично тем, что мы выполняли на уроке, правило с. 5.