Задача школы не только вооружить учащегося знаниями, но научить школьников применять их в новой ситуации. В «Концепции модернизации Российского образования до 2010 г.» говорится, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
В настоящий момент трудно найти школу, в которой бы не занимались проектированием. Метод проектов появился давно и в последнее время получил особенно широкое распространение не только в сфере образования. Проектная форма работы используется на уроках, во внеурочной деятельности, проходят конкурсы проектных работ, даже аттестация учащихся выпускных классов проходит в форме защиты проектов. Проектная форма внедрилась и в управление школой, стала неотъемлемой частью профессиональных конкурсов в районе и городе. Данная форма организации деятельности, конечно, достойна внимания. Она имеет ряд преимуществ, в частности при работе над проектом у учащихся формируется проектное мышление, ребята учатся ставить цель, подбирать средства для ее реализации, планировать работу над проектом, организовывать презентацию полученных результатов и т.п.
Из опыта работы надо отметить, что ученическое проектирование чаще всего используется на этапах систематизации и обобщения знаний, на заключительных уроках по теме, во внеклассной и внешкольной деятельности. Работа над проектом требует дополнительных затрат времени, сил со стороны учащихся и педагогов, которые, что греха таить, подчас считают, что проектная деятельность лишь отвлекает от основного учебно-воспитательного процесса. Но так рассуждает педагог, который видит в проектной деятельности лишь дань моде в рамках традиционного обучения. Проектная деятельность для него - лишняя нагрузка. Если же рассматривать проектную деятельность как способ воспитания у учащихся умения видеть проблему, находить пути ее решения, переводить проблему в задачи, намечать план их решения, соотносить полученные результаты с целями, то тогда, как нам кажется, проектная работа может стать альтернативной формой организации учебно-воспитательного процесса.
В ходе проектной деятельности у учащихся формируются новообразования, выступающие показателем развития познавательной сферы: учебно-познавательная мотивация; «умения учиться» (умение выделять практические задачи в предметной области; умение строить исследовательскую деятельность; рефлексия).
Не менее важны и новообразования, выступающие показателем личностного развития, которые формируются у участников учебно-воспитательного процесса в ходе проектирования, так учащиеся, работавшие над проектами положительно оценивают данную работу, вот некоторые выдержки из их анкет: «Мне понравилось работать над проектом, я сам узнал столько много нового, сколько ни в одном учебнике не было»; «А мне понравилось выступать с презентацией, сначала я боялась, а потом стало даже интересно»; «Проект – это здорово! Выбираешь то, что хочешь, а не то, что предлагают учителя.»; «Мне понравилось выступать на конкурсе, такое важное жюри! И тебя внимательно слушают, задают вопросы, разговаривают, как со взрослым…»
Проектная деятельность расширяет возможности учебно-воспитательного процесса для самоопределения, самореализации школьника, учит его взаимодействовать с окружающим миром, участвовать в коллективных видах деятельности, помогает самоорганизовать деятельности, оценить себя и результаты своего труда.
Большие возможности по расширению проектной деятельности связаны с лего-конструированием, особенно в начальной школе. При организации занятий с младшими школьниками во второй половине дня необходимо учитывать то, что:
- Занятия должны иметь развивающий характер;
- Занятия не должны утомлять детей, увеличивая часы аудиторной нагрузки, что нарушает требования САНПИНов;
- Занятия должны развивать познавательные интересы учащихся, выходить за рамки учебных предметов, расширять кругозор учащихся;
- Занятия должны способствовать развитию общеучебных, интеллектуальных и специальных навыков.
На занятиях ЛЕГО ученик сначала учится ставить цель, затем он намечает план действий, подбирает необходимые средства для реализации своего замысла, выполняет действия по плану,
сверяет полученный результат с образцом,
корректирует, если в этом есть необходимость. Ставит новую цель…
По-моему мнению, проектная деятельность, как ни одна другая деятельность в рамках учебно-воспитательного процесса, способствует решению вышеперечисленных задач.
Организация проектной деятельности с использованием ЛЕГО-конструктора способствует тому, что учащимся прививается проектное мышление.
То есть ученик учится:
- ставить цель, в соответствии со своими потребностями;
- намечать план своей деятельности;
- подбирать необходимые средства для реализации своей цели;
- осуществлять определенную деятельность по плану;
- сверять полученный результат с целью деятельности, т.е. рефлексировать;
- корректировать деятельность при необходимости.
Проектная деятельность с использованием лего-конструирования положительно отражается на мелкой моторике рук учащихся начальной школы.
Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.
Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.
Ниже приводится тест, позволяющий оценить развитие мелкой моторики рук у учащихся начальной школы.
Ребенку дают листок бумаги в клеточку, на котором предварительно взрослый (педагог или родитель) пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших – два маленьких – два больших – два маленьких и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки. Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются.
Оценка результатов теста. Баллы
- Характер линий ровный, прямой, нажим ровный – 1, неровная, дрожащая, двойная, искривленная – 0.
- Размер элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.
- Форма элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.
- Наклон соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.
- Отклонение от строчки незначительное: (не более З0) – 1, значительное – 0.
- Последовательность элементов: правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов – 1, неверно воспроизведена последовательность элементов – 0.
Результат 6–5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.
Результат 4–3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекци и тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.
Результат 2–0 баллов – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.
Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:
1) низкий темп письма;
2) быстрая утомляемость при письме;
3) неровная, «дрожащая» линия;
4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;
5) слишком сильный нажим;
6) трудности в воспроизведении формы графических элементов;
7) несоблюдение размера графических элементов;
8) несоблюдение наклона письма;
9) большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;
10) нежелание выполнять письменные упражнения.
Результаты теста (начало года)
Инд. № уч-ся |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
итого |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
4 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
5 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
9 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
10 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
11 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
12 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
13 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
14 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
15 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Результаты теста (конец года)
Инд. № уч-ся |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
итого |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
5 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
3 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
3 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
5 |
5 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
4 |
6 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
4 |
7 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
4 |
8 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
9 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
10 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
4 |
11 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
5 |
12 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
5 |
13 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
14 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
5 |
15 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
5 |
Влияние занятий по лего-конструированию положительно отражаются на развитии мелкой моторики рук учащихся. Ниже приведены образцы письменных работ учащихся на начало года и на конец учебного года, которые свидетельствуют о положительной динамике развития каллиграфического навыка у учащихся начальной школы.
В конце учебного года каждая школа подводит итоги работы, намечает задачи на новый учебный год, сверяет их со стратегическими целями образования в стране; ищет ответы на нерешенные вопросы. А их встает перед школой немало. Как сделать процесс обучения более эффективным? Как при наполняемости класса в 25-30 учеников с разными способностями, темпераментом, разными каналами восприятия научить всех? Как не погасить огонек любознательности в глазах своих учеников, как научить их выплывать в океане информации? Как развить личность ребенка, привить коммуникативные навыки, умение жить и работать в коллективе, не потеряв собственного «я».
Задумываясь над решением этих задач, мы пришли к выводу о том, что проектная деятельность может помочь в разрешении данных проблем. Ведь задача школы не только вооружить учащегося знаниями, но научить школьников применять их в новой ситуации.
Именно эти качества, по-нашему мнению, может развивать лего-конструирование в начальной школе.