Урок по теме "Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка. Лепка из глины"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.
  2. Развивать фантазию и творческие способности, изготавливая дымковскую игрушку.
  3. Прививать уважительное отношение к людям труда.
  4. Формировать эмоционально-оценочное отношение к миру.

Оборудование:

  • подкладной лист,
  • глина,
  • стека для резки глины,
  • образцы,
  • игрушки,
  • иллюстрации на тему «Дымковские игрушки», «Филимоновские игрушки», «Каргапольские игрушки», «Тверские игрушки».

ХОД УРОКА

1. Организация класса.

Прозвенел для нас звонок
И зовет всех на урок.

2. Вступительная беседа.

Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство славится своими традициями.

На Руси издавна существовали центры народных промыслов, места, где мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы.

- Вы уже учились изображать красивые узоры кистью. Составление узора из декоративных ягод и листьев и других элементов.

- Какие виды росписей вы знаете? (Хохлома, Гжель, Городец и т. д.)

- Всегда работали в старину: с песнями, шутками, потешками.

- Декоративное искусство связано с повседневной жизнью и бытом человека.

"К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать"
А.Б. Салтыков

3. Объявление темы урока, целей.

- Что бы вам хотелось интересного узнать по теме урока?

  1. Где родилась дымковская игрушка?
  2. Как возник этот вид промысла?
  3. А для чего нужны дымковские игрушки?
  4. Особенности производства дымковской игрушки
  5. Возрождение дымковской игрушки.
  6. Порядок лепки игрушки.
  7. Ознакомление с характером росписи игрушек.

- Сегодня мы с вами побываем на ярмарке.

(НАРОДНАЯ МУЗЫКА «Камаринская»)

Ученик 1: В городе Кирове, над крутым берегом реки Вятки у городских белокаменных стен и древних башен каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья.

Ученик 2: На весенней ярмарке было весело. Яркие игрушки, свист, глашатаи, народный театр с Петрушкой, пляшущий медведь. Все это было на ярмарке-свистунье.

Ученик 3: А теперь давайте подойдем к одному из прилавков. На прилавке стоят глиняные игрушки.

Ученик 4:

Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда.
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары...
Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите...
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!
Фью-ти, фью-ти, гнезда вью!
Наша барышня в прекрасном
В ярком платье расписном,
Краснощека, круглолица,
Полюбуйся-ка, народ!

- Вот какая у нас красивая веселая ярмарка глиняных игрушек.

  • А вы знаете, что такое ЯРМАРКА?

Дети: (Базар, рынок, где продают различные товары)

ЯРМАРКА – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно и то же время, с увлечениями, развлечениями.

  • Недаром говорят в народе: “Шум, как на ярмарке!”
  • Какие игрушки вы видите на нашей ярмарке? (Дымковские – глиняные)
  • Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.
  • Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково)
  • С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.
  • Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?

Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась Дымковская игрушка.

- Рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).

Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки. И до сих пор люди не забыли гончарное ремесло.

Как называют мастера, который работает с глиной? (Такого мастера называют гончар)

ГОНЧАР – это мастер, который работает с глиной.

Ученики:

1. Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. (показ изделия).

2. Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской. (показ иллюстрации).

3. Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Одоевского района Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки". Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле. (показ иллюстрации).

4. Игрушке, которая родом из старинного села Филимонова Одоевского района, семьсот лет. Впрочем, срок этот достаточно условный: счет ведь идет от первого упоминания в летописи. Но первое упоминание не есть самое начало производства. В возрасте этого уникального промысла должны разбираться археологи и ученые-историки. Пока же ясно одно: он уходит корнями в глубокую старину, к первым древнеславянским поселениям, которых немало в Одоевском районе.

5. Каргополь - маленький кусочек земли северной, далеко запрятанный за дремучими лесами и неприступными болотами, - стал одним из тех заповедных мест, где много веков назад родилась и сохранилась до наших дней самобытная русская культура, искусство, ремесла. Удивительно щедра эта земля! Полной мерой таланта и мастерства наделила она людей. А они по силе и таланту создавали на этой земле красоту.

6. Свистульки-утушки на Каргополье были самыми распространенными и любимыми детворой игрушками. Лепили их к шумным ярмаркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на Соборную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой немудреный товар каргопольские гончары.

7. Образ Полкана - один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. В нем сохранилась древняя основа мифологического образа, на котирую наслоились сказочно-бытовые черты.

Полкан - крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной.

Характерным является и очеловечивание животных.

8. Особое место в разделе игрушки принадлежит тверской игрушке. Основа этой игрушки - токарная. Токарная традиция уходит в глубину веков. Точеные деревянные сосуды, как показали раскопки, были известны в нынешней Тверской области в Х-Х11 веках. Вначале был примитивный лучковый станок попеременного движения с намотанной на ось тетивой, потом со шкивом и маховым колесом, работавшим на конной тяге или от падающей воды (по принципу мельничного колеса).

9. Технологической особенностью этой игрушки является также совмещение техники росписи и выжигания. Выжигание контурных линий делает рисунок контрастнее, усиливает звучание красок. А раскрашивается тверская деревянная игрушка гуашью, приобретающая под несколькими слоями лака яркость и декоративность.

Итак: декоративно прикладное искусство от латинского слова означает — украшаю. Необходимо «руки приложить». Создание художественных изделий (посуда, мебель, ткань, одежда, игрушки — все предметы должны быть не только удобны, практичны, но и красивы — требуют мастерства.)

4. Повторение правил работы с глиной.

Вы знаете, что лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.

Мы работаем уже в третьем разделе – сложные изделия.

5. Этапы работы. Совместная работа по выполнению задания.

Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки? (Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? (Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии);

Какие цвета брали для росписи игрушек? (Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

Внимательно рассмотрите узоры на глиняных игрушках.

Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.

  • в ряд;
  • в шахматном порядке;
  • в клетке между линиями.

Обратите внимание на точки:

  • между кольцами;
  • на кольцах;
  • по краю колец.

На цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

1. ЛЕПИМ ТОРС С ГОЛОВОЙ.

Катаем глиняный цилиндр, намечаем голову и слегка округляем.

2. ЛЕПИМ ЮБКУ – КОЛОКОЛЬЧИК.

Лепим глиняный конус и затем выбираем глину стекой или ложкой. Юбка готова!

3. Присоединяем туловище к юбке.

4. ЛЕПИМ РУКИ.

Примазываем со всех сторон и сворачиваем их калачиком.

5. ДЕЛАЕМ КОКОШНИК.

Вытягиваем голову и спереди примазываем полоску и серьги.

6. ВЫГЛАЖИВАЕМ ФИГУРКУ.

Пальцами, смоченными в воде, заглаживаем впадины, царапины.

Не берите много воды, так как от ее избытка изделие может потрескаться и развалиться.

Просушиваем от 4 до 7 дней.

7. РОСПИСЬ ИЗДЕЛИЯ.

После просушивания изделие загрунтовать белой гуашью.

Расписать дымковскую игрушку.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДОВ РОСПИСИ.

Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит свое отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.

Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Игрушечный народец отличается веселым нравом. Расфуфыренные барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу, кормилицы хвастаются очаровательными младенцами.

6. Самостоятельная работа учащихся.

7. Показ лучших работ. Подведение итога.

- Что мы с вами делали?

- Как вы думаете, что вам особенно удалось?

- Мы выбрали лучшие работы, которые поставим на общешкольную выставку.

А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастерицы.

Волшебницам вятской, родной стороны
Большое спасибо сказать мы должны.
За то, что их руки не устают
И сказочных кукол для всех создают.

Не зря говорят в народе:

“Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”

Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья.

Глядишь, и улыбаться хочется.