Урок русского языка в 4-м классе по теме "Три склонения имён существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с приемами деления имен существительных на три группы – склонения.
  2. Формировать умения определять склонение имен существительных по признакам.
  3. Развивать интеллектуальные способности учащихся.
  4. Воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: комбинированный.

Методы: индуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, проблемный.

Форма работы: фронтальная, дифференцированная.

Оборудование: таблицы, карточки.

Технологии эффективно-речевой деятельности, дифференцированного обучения и воспитания.

Ход урока

1. Организационный момент.

У. Сегодня на уроке мы продолжаем открывать новые секреты имени существительного. Для этого необходимо решить несколько орфографических задач. Применяя свои знания и умения, вы сумеете этот секрет раскрыть, тем самым определив тему урока. (На доске тема урока закрыта.)

2. Целеполагание и мотивация.

На данном этапе создается направленность на учебную работу, стимулируется работа, направленная на достижение поставленных целей. Тема урока определяется в совместной деятельности учителя с учащимися.

На доске написаны словосочетания:

  • ехали (по) ш...с...е
  • ели з...фир
  • купил п...льто
  • вышел (из) м... тро
  • идти (на) таран
  • цвели (на) г...зоне

У. Прочитайте написанные словосочетания. Постарайтесь их запомнить (дается 1-2 минуты, после чего существительное с предлогом закрываются). Ориентируясь на первое слово, восстановите и запишите словосочетания. Разделите словосочетания на группы по какому-либо признаку.

Д. Данные словосочетания можно разделить на две группы.

Словосочетания купил пальто, ели зефир состоят из глагола и существительного без предлога, а ехали по шоссе, вышел из метро, идти на таран, цвели на газоне состоят из глагола и существительного с предлогом.

У. Как пишутся существительные с предлогом?

Д. Существительные с предлогом пишутся раздельно. Также данные словосочетания можно разделить на две группы: глагол и существительные мужского рода (зефир, таран, газон) и глагол и существительные среднего рода (шоссе, метро, пальто).

Эти словосочетания можно еще разделить на две группы: глагол и несклоняемые имена существительные (пальто, метро, шоссе) и глагол и склоняемые имена существительные (зефир, газон, таран).

У. Докажите, что существительные пальто, метро, шоссе не склоняются, а таран, газон, зефир – склоняются.

Д.

И. п. что? пальто, метро, шоссе. И. п. что? газон, таран, зефир.
Р. п. чего? пальто, метро, шоссе. Р. п. чего? газона, тарана, зефира.
Д. п. к чему? к пальто, к метро, к шоссе. Р. п. чему? газону, тарану, зефиру.
В. п. что? пальто, метро, шоссе. В. п. что? газон, таран, зефир.
Т. п. чем? пальто, метро, шоссе. Т. п. чем? газоном, тараном, зефиром.
П. п. на чем? на пальто, на метро, на шоссе. П. п. на чем? на газоне, на таране, на зефире.

У. Что такое склонение?

Д. Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонениям.

3. Мотивация учения учащихся.

У. Обратимся к упр. № 178. Почему в словах разные окончания?

Д. Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода.

У. Новый секрет имен существительных раскрыт?

Д. Нет. Решая эти орфографические задачи, мы применяли свои знания и умения.

4. Изучение нового материала.

У. Выпишем из домашнего упражнения имена существительные.

(Учитель под диктовку учащихся записывает на доске слова: дерево, трава, море, земля, лес, Коля, папа, воробей, тетрадь степь.)

Назовите существительные женского рода с окончанием -а, -я.

Д. Ягода, земля.

(Учитель пишет на доске: сущ. ж.р.– трава, земля.)

У. Назовите существительные мужского рода с окончаниями -а, -я.

(Учитель вносит дополнение в запись на доске: сущ. ж.р. – трава, земля; сущ. м.р. – Коля, папа.)

У. Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

Д. Лес, воробей.

У. Выделите в них окончания.

Д. Существительные лес, воробей имеют нулевое окончание.

Лес, воробей.

Учитель продолжает запись на доске:

сущ. ж. р. сущ. м. р. сущ. м. р.
трава Коля лес
земля папа воробей

Назовите существительные среднего рода и выделите окончание.

Д. Дерево, море.

Учитель вносит дополнение в запись на доске.

сущ. ж. р. сущ. м. р. сущ. м. р. сущ. ср. р.
трава Коля лес дерево
земля папа воробей море

У. Определите род и выделите окончание у оставшихся существительных.

Д. Существительные степь и тетрадь женского рода с мягким знаком на конце.

Учитель продолжает запись на доске:

сущ. ж. р. сущ. м. р. сущ. м. р. сущ. ср. р. сущ. ж. р.
трава Коля лес дерево степь
земля папа воробей море тетрадь

У. По каким признакам мы группировали слова?

Д. Мы группировали существительные по роду и окончанию.

У. Попробуйте раскрыть новый секрет имен существительных.

Д. Имена существительные можно разделить на группы по родам и окончаниям.

У. Я открываю тему урока: Три склонения имен существительных. С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают 1, 2, 3-го склонения.

Учитель завершает запись.

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
сущ. ж. р. сущ. м. р. сущ. м. р. сущ. ср. р. сущ. ж. р.
трава Коля лес дерево степь
земля папа воробей море тетрадь

Существительные какого рода и с какими окончаниями относятся к 1-му склонению?

Д. К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.

У. Существительные какого рода и с какими окончаниями относятся ко 2-му склонению?

Д. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.

У. Какие существительные относятся к 3-му склонению?

Д. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.

У. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

Д. Чтобы определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа, надо определить его род и выделить окончание. По роду и окончанию определить склонение.

У. Как определить склонение имени существительного в любом другом падеже, кроме именительного?

Д. Чтобы определить склонение имени существительного в любом другом падеже, кроме именительного, надо поставить это существительное в именительном падеже, определить его род и выделить окончание. По роду и окончанию определить склонение.

У. Обобщите ваши рассуждения по плану:

  • Что такое склонение?
  • Какого склонения бывают имена существительные?
  • Какие существительные относятся к 1-му склонению?
  • Какие существительные относятся ко 2-му склонению?
  • Какие существительные относятся к 3-му склонению?
  • Как определить склонение существительного?

Откройте учебник на с. 79, прочитайте правило и сравните с вашими рассуждениями.

Д. Наши рассуждения и правило в учебнике совпали.

У. Применяя свои знания, вы сами смогли открыть еще один секрет имени существительного – 3 склонения имен существительных.

5. Физкультминутка.

У. = Я называю имена существительные. Если услышите существительное женского рода – «оживают» девочки, если мужского рода – «оживают» мальчики, если среднего рода – все замирают: конь, печь, солнце, ягода, Степа, герой, лошадь, мороз, небо, дедушка, пень, машина, совесть.

6. Восприятие и осознание учащимися нового материала.

У. Упражнение № 1. Прочитайте. Напишите ряды слов, устранив в каждом лишнее. Ответ обоснуйте.

Вставьте пропущенные буквы. Определите род, склонение.

  • В... сна, р...ка, ст... кло, стр...ла.
  • Ст...на, св...рло, оз...ро, гн...здо.
  • Скв...рец, г...ра, с...рняк, зв...нок.
  • Топ...ль, св...ристель, к...расъ, к...рабль.

Дифференцированное задание

Упражнение № 2. Для учащихся среднего уровня.

Продолжите каждую строчку до 4–5 слов. Указать склонение существительных.

  • Стриж, душ...
  • Дичь, сушь...
  • Слежка, пробка...
  • Яйцо, лицо...
  • Урожай, трамвай... 

Упражнение № 3. Для учащихся высокого уровня.

Прочитайте. Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите смысловую связь внутри каждого из шифров. Подберите к ним из левого столбика другие пары слов с такой же смысловой связью. Составленные группы напишите. Определите склонение.

Исходный материал Шифр
холод – жара
ложь – правда
трамвай – автобус
море – корабль
яблоко – вишня
голод – сытость
стакан – вода
дуб – береза
школа – учитель
озеро – река
трусость – храбрость

Образец: школа – учитель, море – корабль, озеро – река, дуб – береза, трусость – храбрость – ложь – правда.

7. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.

Упражнение № 4. Выполняется коллективно. Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

  • Хлеб – батюшка, водица – матушка.
  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
  • Худ обед, когда хлеба нет.
  • На печи заседать – хлеба не видать.

Напиши их в следующем порядке:

Пословицы, в которых нет существительных 1-го склонения. (2) Пословицы, в которых нет существительных 1-го и 3-го склонения. (3) Пословицы, в которых нет существительных 3-го склонения. (1 и 3)

8. Итог урока.

У. Какую задачу мы поставили перед собой и удалось ли нам ее правильно решить?

Д. Мы узнали, что имена существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Учились определять склонение имен существительных по роду и окончанию существительных. Задачу решили правильно, так как научились определять склонение имен существительных по роду и окончанию.

9. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

У. Для первой группы: упр. № 184.

Для второй группы: составить мини-рассказ, используя только существительные 1-го склонения.