Цели:
- Познакомить учащихся с приемами деления имен существительных на три группы – склонения.
- Формировать умения определять склонение имен существительных по признакам.
- Развивать интеллектуальные способности учащихся.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: комбинированный.
Методы: индуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, проблемный.
Форма работы: фронтальная, дифференцированная.
Оборудование: таблицы, карточки.
Технологии эффективно-речевой деятельности, дифференцированного обучения и воспитания.
Ход урока
1. Организационный момент.
У. Сегодня на уроке мы продолжаем открывать новые секреты имени существительного. Для этого необходимо решить несколько орфографических задач. Применяя свои знания и умения, вы сумеете этот секрет раскрыть, тем самым определив тему урока. (На доске тема урока закрыта.)
2. Целеполагание и мотивация.
На данном этапе создается направленность на учебную работу, стимулируется работа, направленная на достижение поставленных целей. Тема урока определяется в совместной деятельности учителя с учащимися.
На доске написаны словосочетания:
- ехали (по) ш...с...е
- ели з...фир
- купил п...льто
- вышел (из) м... тро
- идти (на) таран
- цвели (на) г...зоне
У. Прочитайте написанные словосочетания. Постарайтесь их запомнить (дается 1-2 минуты, после чего существительное с предлогом закрываются). Ориентируясь на первое слово, восстановите и запишите словосочетания. Разделите словосочетания на группы по какому-либо признаку.
Д. Данные словосочетания можно разделить на две группы.
Словосочетания купил пальто, ели зефир состоят из глагола и существительного без предлога, а ехали по шоссе, вышел из метро, идти на таран, цвели на газоне состоят из глагола и существительного с предлогом.
У. Как пишутся существительные с предлогом?
Д. Существительные с предлогом пишутся раздельно. Также данные словосочетания можно разделить на две группы: глагол и существительные мужского рода (зефир, таран, газон) и глагол и существительные среднего рода (шоссе, метро, пальто).
Эти словосочетания можно еще разделить на две группы: глагол и несклоняемые имена существительные (пальто, метро, шоссе) и глагол и склоняемые имена существительные (зефир, газон, таран).
У. Докажите, что существительные пальто, метро, шоссе не склоняются, а таран, газон, зефир – склоняются.
Д.
И. п. что? пальто, метро, шоссе. | И. п. что? газон, таран, зефир. |
Р. п. чего? пальто, метро, шоссе. | Р. п. чего? газона, тарана, зефира. |
Д. п. к чему? к пальто, к метро, к шоссе. | Р. п. чему? газону, тарану, зефиру. |
В. п. что? пальто, метро, шоссе. | В. п. что? газон, таран, зефир. |
Т. п. чем? пальто, метро, шоссе. | Т. п. чем? газоном, тараном, зефиром. |
П. п. на чем? на пальто, на метро, на шоссе. | П. п. на чем? на газоне, на таране, на зефире. |
У. Что такое склонение?
Д. Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонениям.
3. Мотивация учения учащихся.
У. Обратимся к упр. № 178. Почему в словах разные окончания?
Д. Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода.
У. Новый секрет имен существительных раскрыт?
Д. Нет. Решая эти орфографические задачи, мы применяли свои знания и умения.
4. Изучение нового материала.
У. Выпишем из домашнего упражнения имена существительные.
(Учитель под диктовку учащихся записывает на доске слова: дерево, трава, море, земля, лес, Коля, папа, воробей, тетрадь степь.)
Назовите существительные женского рода с окончанием -а, -я.
Д. Ягода, земля.
(Учитель пишет на доске: сущ. ж.р.– трава, земля.)
У. Назовите существительные мужского рода с окончаниями -а, -я.
(Учитель вносит дополнение в запись на доске: сущ. ж.р. – трава, земля; сущ. м.р. – Коля, папа.)
У. Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.
Д. Лес, воробей.
У. Выделите в них окончания.
Д. Существительные лес, воробей имеют нулевое окончание.
Лес, воробей.
Учитель продолжает запись на доске:
сущ. ж. р. | сущ. м. р. | сущ. м. р. |
трава | Коля | лес |
земля | папа | воробей |
Назовите существительные среднего рода и выделите окончание.
Д. Дерево, море.
Учитель вносит дополнение в запись на доске.
сущ. ж. р. | сущ. м. р. | сущ. м. р. | сущ. ср. р. |
трава | Коля | лес | дерево |
земля | папа | воробей | море |
У. Определите род и выделите окончание у оставшихся существительных.
Д. Существительные степь и тетрадь женского рода с мягким знаком на конце.
Учитель продолжает запись на доске:
сущ. ж. р. | сущ. м. р. | сущ. м. р. | сущ. ср. р. | сущ. ж. р. |
трава | Коля | лес | дерево | степь |
земля | папа | воробей | море | тетрадь |
У. По каким признакам мы группировали слова?
Д. Мы группировали существительные по роду и окончанию.
У. Попробуйте раскрыть новый секрет имен существительных.
Д. Имена существительные можно разделить на группы по родам и окончаниям.
У. Я открываю тему урока: Три склонения имен существительных. С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают 1, 2, 3-го склонения.
Учитель завершает запись.
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | ||
сущ. ж. р. | сущ. м. р. | сущ. м. р. | сущ. ср. р. | сущ. ж. р. |
трава | Коля | лес | дерево | степь |
земля | папа | воробей | море | тетрадь |
Существительные какого рода и с какими окончаниями относятся к 1-му склонению?
Д. К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.
У. Существительные какого рода и с какими окончаниями относятся ко 2-му склонению?
Д. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.
У. Какие существительные относятся к 3-му склонению?
Д. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.
У. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?
Д. Чтобы определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа, надо определить его род и выделить окончание. По роду и окончанию определить склонение.
У. Как определить склонение имени существительного в любом другом падеже, кроме именительного?
Д. Чтобы определить склонение имени существительного в любом другом падеже, кроме именительного, надо поставить это существительное в именительном падеже, определить его род и выделить окончание. По роду и окончанию определить склонение.
У. Обобщите ваши рассуждения по плану:
- Что такое склонение?
- Какого склонения бывают имена существительные?
- Какие существительные относятся к 1-му склонению?
- Какие существительные относятся ко 2-му склонению?
- Какие существительные относятся к 3-му склонению?
- Как определить склонение существительного?
Откройте учебник на с. 79, прочитайте правило и сравните с вашими рассуждениями.
Д. Наши рассуждения и правило в учебнике совпали.
У. Применяя свои знания, вы сами смогли открыть еще один секрет имени существительного – 3 склонения имен существительных.
5. Физкультминутка.
У. = Я называю имена существительные. Если услышите существительное женского рода – «оживают» девочки, если мужского рода – «оживают» мальчики, если среднего рода – все замирают: конь, печь, солнце, ягода, Степа, герой, лошадь, мороз, небо, дедушка, пень, машина, совесть.
6. Восприятие и осознание учащимися нового материала.
У. Упражнение № 1. Прочитайте. Напишите ряды слов, устранив в каждом лишнее. Ответ обоснуйте.
Вставьте пропущенные буквы. Определите род, склонение.
- В... сна, р...ка, ст... кло, стр...ла.
- Ст...на, св...рло, оз...ро, гн...здо.
- Скв...рец, г...ра, с...рняк, зв...нок.
- Топ...ль, св...ристель, к...расъ, к...рабль.
Дифференцированное задание
Упражнение № 2. Для учащихся среднего уровня.
Продолжите каждую строчку до 4–5 слов. Указать склонение существительных.
- Стриж, душ...
- Дичь, сушь...
- Слежка, пробка...
- Яйцо, лицо...
- Урожай, трамвай...
Упражнение № 3. Для учащихся высокого уровня.
Прочитайте. Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите смысловую связь внутри каждого из шифров. Подберите к ним из левого столбика другие пары слов с такой же смысловой связью. Составленные группы напишите. Определите склонение.
Исходный материал | Шифр |
холод – жара ложь – правда трамвай – автобус море – корабль яблоко – вишня голод – сытость стакан – вода дуб – береза |
школа – учитель озеро – река трусость – храбрость |
Образец: школа – учитель, море – корабль, озеро – река, дуб – береза, трусость – храбрость – ложь – правда.
7. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.
Упражнение № 4. Выполняется коллективно. Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
- Хлеб – батюшка, водица – матушка.
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
- Худ обед, когда хлеба нет.
- На печи заседать – хлеба не видать.
Напиши их в следующем порядке:
Пословицы, в которых нет существительных 1-го склонения. (2) Пословицы, в которых нет существительных 1-го и 3-го склонения. (3) Пословицы, в которых нет существительных 3-го склонения. (1 и 3)
8. Итог урока.
У. Какую задачу мы поставили перед собой и удалось ли нам ее правильно решить?
Д. Мы узнали, что имена существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Учились определять склонение имен существительных по роду и окончанию существительных. Задачу решили правильно, так как научились определять склонение имен существительных по роду и окончанию.
9. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
У. Для первой группы: упр. № 184.
Для второй группы: составить мини-рассказ, используя только существительные 1-го склонения.