Итоговый урок русского языка в 7-м классе по теме "В стране изученных деепричастий"

Разделы: Русский язык


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Метод обучения: частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности:

  • парная,
  • групповая,
  • индивидуальная.

Цели.

Образовательные:

  • активизировать знания по теме “Деепричастие”;
  • формировать умение нахождения деепричастий в тексте, вычленения деепричастного оборота,
  • определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями,
  • находить суффиксы деепричастий,
  • образовывать деепричастия,
  • уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО, задания занимательного характера),
  • воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

  • работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
  • работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
  • формировать языковое чутье, лингвистическую интуицию;
  • развивать речевую культуру и речевое творчество

Методическое обеспечение:

  • просмотр презентации с помощью компьютера и проектора,
  • экран,
  • оценочные листы,
  • распечатанные задания для каждого ученика.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин.). Сообщение темы и цели урока. (Презентация. СЛАЙД № 1).

Слово учителя: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас урок- путешествие. На протяжении довольно долгого времени мы занимались различными моментами, связанными с темой нашего урока. И вот сегодня – своеобразное подведение итогов. На уроке мы обобщим сведения о деепричастии, закрепим знания о правописании этой особой формы глагола, поговорим о выделении деепричастных оборотов запятыми на письме, употреблении деепричастий в речи. Результатом нашей работы должны стать хорошие оценки, полученные за самостоятельную работу и ваши творческие работы, в которых вы покажите умение не только правильно расставлять знаки препинания в предложении с причастными и деепричастными оборотами, но и умение использовать причастия и деепричастия в речи для создания более образных рассуждений и описаний.

Эпиграфы к каждому разделу повторения отражены в презентации.

Для всего в русском языке есть великое множество слов. К.Г. Паустовский (Презентация. СЛАЙД №2).

2. Актуализация прежних знаний.

Учащиеся имели предварительное задание повторить теоретический материал по темам “Деепричастие”, параграфы учебника 141 - 144.Объяснение правильности работы с рабочими листами, оценочными листами.

3. Устная разминка для класса. Фронтальное повторение теоретических сведений по теме “Деепричастие”.

  1. Что называется деепричастием?
  2. Какие признаки глагола имеет деепричастие?
  3. Как изменяется деепричастие?
  4. Что называется деепричастным оборотом?
  5. Какова синтаксическая роль деепричастия?
  6. Какой член предложения может быть выражен деепричастным оборотом?
  7. Как образуются деепричастия несовершенного вида?
  8. Как образуются деепричастия совершенного вида?
  9. Как пишутся деепричастия с НЕ?
  10. Как выделяется на письме деепричастный оборот?

Давайте рассмотрим схему, которая отражает все признаки деепричастия. (Презентация. СЛАЙД №3).

4. Основная часть.

Теорию вы знаете хорошо, а вот умеете ли применять свои знания на практике?! Перед вами текст (Презентация. СЛАЙД №4).

Работа с текстом. Задание: прочитать текст, найти деепричастия; доказать, что они относятся к данной части речи. Определите тип и стиль текста. Аргументируйте.

МОРЕ.

 Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн, взбегавших одна на другую на пологий берег песчаной косы.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом.
(М. Горький)

Повторим орфографию. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Пословица (Презентация. СЛАЙД № 5).

Первое задание выполняем в парах – решаем кроссворд, который лежит у вас на партах. Впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов. (Презентация. СЛАЙД № 6).

  1. Оглядываться (несов. в.)
  2. Сверкать(несов. в.)
  3. Уметь(несов. в.)
  4. Купить (сов. в.)
  5. Прочитать (сов. в.)
  6. Увидеть (сов. в.)
  7. Назначать (несов. в.)
  8. Оторваться (сов. в.)
  9. Освободить (сов. в.)
  10. Стучать (несов. в.)
  11. Играть (несов. в.)
  12. Ехать (несов. в.)

Учитель: А теперь ответьте мне на вопрос. Какие суффиксы помогают нам образовать деепричастия? Смотрим следующее задание. Необходимо выписать суффикс и определить вид деепричастия. (Презентация. СЛАЙД № 7). Проверяем.

Повторение правила “НЕ с глаголами и деепричастиями”. (Презентация. СЛАЙД № 8).

Следующее задание графический диктант – вам надо определить слитно или раздельно пишется НЕ с причастиями и деепричастиями. Вспомните алгоритм, которым мы пользовались на уроке

  1. Определить часть речи.
  2. Определить слитно или раздельно НЕ пишем

У кого возникли вопросы? Приступаем к выполнению задания.

1. (не) брежный

2. (не) покорённый

3. (не) застроен

4. (не) вспаханный

5. (не) виданный

6. (не) навидя

7. (не) спеша

8. (не) просмотренный мною

9. (не) сверкая

10. (не) стуча

1. слитно +

2. слитно +

3. раздельно –

4. слитно +

5. слитно +

6. слитно +

7. раздельно –

8. раздельно –

9. раздельно –

10. раздельно –

– Выполнили, проверим (на экране). А теперь Распределительный диктант. Распределить в две колонки деепричастия совершенного и несовершенного вида (работа по вариантам), выделить суффиксы.

Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья. (Смотри презентацию, слайд “КЛЮЧ” № 9 - 10).

Учитель: Каждый из вас знает, что в школу вы приходите учиться. Но не только знания получаете вы. Здесь вас учат хорошим манерам, культуре речи. Сейчас мне бы хотелось представить вам несколько полезных советов. Назовем мы этот этап урока “Минуткой вежливости”. Задание:

- Вы не бездумно слушайте эти советы, а постарайтесь ответить на вопрос:

- Есть ли в этих советах слова, связанные с сегодняшней темой урока? Выпишете их.

Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым.

Садясь в автобус, мальчик должен пропустить девочку вперед.

Нельзя перебивать говорящего, потому что глупо отвечать человеку, еще не зная, что он хотел сказать.

- Для чего нам нужны в речи деепричастия? (Делают нашу речь более точной, выразительной, дописывает, дорисовывает основное действие)

Проверка домашнего задания. Дома 1 и 2 группы должны были составить связное высказывание на тему: «Зачем нам нужны деепричастия». Необходимо напомнить учащимся, что ответ должен быть полным, доказательным, выдвигаемые положения необходимо иллюстрировать собственными примерами. Материал должен быть изложен последовательно и оформлен грамотно с речевой точки зрения. Защита творческих работ. Прочитайте получившиеся у вас работы. (Чтение 2-3 работ). Вывод: Конечно же, деепричастие, как и причастие, помогает нам выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее. Давайте убедимся в этом, наблюдая за тем, как умело используют деепричастия поэты.

Проверка домашнего задания. Дома 3 и 4 группы должны были подобрать примеры из поэтического текста, в которых используются деепричастия и деепричастные обороты. (Чтение 2 – 3 работ).

Вспомним пунктуацию. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. К.Г. Паустовский (Презентация. СЛАЙД № 11).

Учитель: Деепричастия очень дружелюбные части речи, они нередко появляются со своими верными слугами – зависимыми словами. Как мы называем эту компанию? (Деепричастный оборот). Давайте внимательно посмотрим на схему и охарактеризуем её. (Презентация. СЛАЙД № 12).

Задание: правильно или нет расставлены знаки препинания. (Презентация. СЛАЙДЫ № 13, 14).

  1. Некоторое время постоял он на крыльце, наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.
  2. Тяжело дыша, отец подошёл к дивану и, не раздеваясь, лёг.
  3. Вера пела по утрам , умываясь в ручье , днём, работая в поле, вечером, возвращаясь к домику лесника.
  4. Женька сидел, подняв колени к подбородку и обхватив их, узкие штаны его вздёрнулись, открывая тонкие ноги.
  5. Марья Павловна стояла подле него, прислоняясь к берёзе и заложив назад руки.

Учитель: А теперь задание для самых внимательных. (Презентация. СЛАЙД № 15). Сопоставьте два четверостишья И.А. Бунина и выясните, почему в первом запятая стоит перед словом синея, а во втором синея выделяется с обеих сторон.

К прибрежью моря длинная аллея
Ведет вдали как будто в небосклон:
Там море поднимается, синея
Меж позабытых мраморных колонн…

Вечерняя безмолвная аллея
Зовет меня к скалистым берегам,
Где море поднимается, синея,
К пустынным и далеким небесам.

(В первом четверостишье деепричастие выступает как главное слово в обособленном обороте, а во втором оно не имеет при себе зависимых слов. Словосочетание к пустынным и далеким небесам относится к сказуемому поднимается.)

Проверим умение правильно употреблять деепричастия. Хорошие речи приятно и слушать. Пословица (Презентация. СЛАЙД № 16).

Игра “Подскажи словечко”. (Презентация. СЛАЙД № 17).

Восстановить пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие.

  • Дружба как стекло, … не сложишь. (разбив)
  • Не … броду не суйся в воду. (зная)
  • Не … несчастья, счастья не увидишь. (узнав)
  • Не … семени, хлеба не добудешь. (посеяв)
  • … человека, уважаешь себя. (Уважая)

“Аукцион фразеологических оборотов”. Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий:

  • Работать хорошо - Засучив рукава.
  • Работать плохо - Спустя рукава
  • Бежать быстро, (мчаться) - Сломя голову
  • Уйти (остаться) ни с чем, не добиться желаемого - Не солоно хлебавши
  • Без особого на то желания - Скрепя сердце.

- Какими членами предложения являются данные фразеологизмы (неделимые словосочетания)? (Обстоятельствами)

- Фразеологические обороты требуют обособления в предложении? (Нет, даже если в их составе есть деепричастие).

-Какую часть речи заменяют фразеологические обороты, в составе которых есть деепричастия? (Наречия)

- Что объединяет наречия и деепричастия? (неизменяемость, не имеют окончания, синтаксическая роль, вопрос как к члену предложения, зависят от глагола).

Дело в том, что фразеологический оборот – особая единица языка. Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Работать спустя рукава – это значит работать плохо. Деепричастие, входящее в состав фразеологического оборота, теряет свою силу как часть речи и не обособляется. Когда деепричастие переходит в разряд наречий (а это обычно бывает в конце предложений), то оно и ведет себя в предложении как наречие, т.е. не обособляется.)

Запишите следующие предложения, объясните в них постановку запятой или ее отсутствие.

  • Сторож спал сидя.
  • Она слушала затаив дыхание.
  • Он бросился очертя голову на улицу.
  • Нужно работать не покладая рук.

Устранить повторы, делающие речь неблагозвучной. (Презентация. СЛАЙД № 18 - 19).

  1. Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море, которое колыхалось и волновалось.
  2. Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком, окна которого выходили в сад.

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.

Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, так как это способствует повышению образности высказывания. Но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки. Давайте попробуем исправить эти ошибки.

Исправляем грамматические ошибки (смотри презентацию, СЛАЙД № 20 - 27).

  1. Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли. (смотри слайд “Подсказка” и слайд “Ключ”).
  2. Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни. (смотри слайды “Подсказка” и “Ключ”).
  3. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Аленушке. (смотри слайды “Подсказка” и “Ключ”).

Учитель: Перед вами отрывки из школьных сочинений.

Вот вам загадки-шутки, попробуйте справиться, найдите в них ошибки:

  • Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
  • Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
  • Идя по мокрой тропинке, дождь не прекращался.

Где же ошибки в этих предложениях, из-за чего мы называем деепричастие «великим шутником»? (Деепричастие и глагол в первом предложении должны относиться к одному лицу, а не к разным, если этого не учитывать, в предложении возникает смешная ситуация.)

Исправьте предложения двумя способами: сохранив деепричастный оборот и трансформировав его в другую синтаксическую конструкцию.

  • Подъезжая к станции, я потерял шляпу.
  • Когда я подъезжал к станции, то у меня слетела шляпа.
  • Как приятно знать, что, придя домой после школы, я встречусь со своим любимым котенком, который будет радостно мяукать.
  • Как приятно знать, что, когда я приду домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
  • Идя по мокрой тропинке, я думал о том, что дождь все не прекращается.
  • Когда я шел по мокрой тропинке, дождь не прекращался.

Учитель: Мы с вами вместе хорошо поработали, а теперь настало время для самостоятельной работы. Перед вами листы с заданиями. Будьте внимательны. Желаю удачи! (Презентация. СЛАЙД № 28).

Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: Вот и заканчивается наше путешествие, давайте подведём итоги. Поделитесь своим впечатлением об уроке, используя для этого неоконченные предложения: (смотри презентацию, СЛАЙД № 29).

  • Мне стало известно, что...
  • Меня особенно привлекло и заинтересовало...
  • Я полностью понимаю, что...
  • То, что мне стало известно, может повлиять на...
  • Считаю нужным сделать следующее...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Спасибо, ребята, за творчество, глубину понимания нашего совместного исследования. Всего доброго! Любите родной русский язык. Уважайте и берегите его! (смотри презентацию, СЛАЙД № 30).

IV. Домашнее задание. П

овторить теорию параграфы 141 - 144.

Все ученики заполняют сравнительную таблицу «Причастия и деепричастия»;

1 – 2 группы: приготовить словарный диктант по теме «Деепричастие».

3 – 4 группы: упр. 263

Приложения.

Презентация.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.