Создать такие условия, в которых ребёнок смог бы установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – вот основная цель воспитательного процесса.
Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
Как дать маленькому ребёнку азбуку человеческой культуры, как добиться того, чтобы у малыша возникла потребность в добре, как развить познавательную активность малыша? Эти и многие другие вопросы стоят сегодня перед нашим педагогическим коллективом особенно остро.
Уже второй год детский сад «Сказка» работает в
режиме эксперимента по теме
«Духовно-интеллектуальное развитие
дошкольников средствами музейной педагогики».
2009-2010 учебный год, это этап функционирования,
выполняющий такие педагогические функции как:
- образовательную (зрительно-слуховое восприятие и усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к музейным объектам);
- развивающую (активизация мышления, развитие познавательного интереса и интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса, коррекция лексики);
- просветительскую (формирование адекватного отношения к получаемой информации);
- воспитательную (целенаправленная деятельность формирует личностные качества, приобретаются не только знания, но и другие элементы социального опыта).
Необходимо насытить процесс образования различными видами детской деятельности, расширить способы взаимодействия ребёнка-дошкольника со взрослыми. И один из способов – введение ребёнка дошкольника в мир «музея». Метод музейной педагогики, используемый в процессе воспитательно-образовательной работы в МДОУ, способствует реализации этих задач и развитию познавательной активности каждого ребёнка.
Мы стремимся создать условия для интеграции музейного пространства в развивающую среду детского сада. Цель нашего исследования – разработать систему музейно-образовательной деятельности, конкретные методические пути духовно-интеллектуального развития дошкольников. Главными, на наш взгляд, являются такие задачи, как совершенствование традиционных, разработка и апробация инновационных форм и методов работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики; приобщение ребёнка к сокровищницам культуры через основные направления культурно-образовательной деятельности в мини-музее (информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых) и др.
В музейной работе с детьми сразу же ощутился дефицит творческих решений, фантазии, нестандартных подходов, новых форм общения дошкольников с культурным исследованием. Возникла необходимость в знании особенностей восприятия детьми музейного материала.
Приоритетным направлением стало создание системы, ориентированной на целенаправленное приобщение детей к музейной культуре, а музейная педагогика стала частью общего образования и воспитания ребёнка – дошкольника, средством формирования умения оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. В этой ситуации мини-музеи стали местом культурно-исторического диалога, общения дошкольника с культурными ценностями. Это актуально, поскольку мы живем в районе Крайнего севера, удаленном от культурных и образовательных центров страны на тысячи километров.
Каждый из педагогов-экспериментаторов создал свой мини-музей и разработал авторский инновационный проект. Остановимся на некоторых из них.
В помещении группы детского сада спроектировали специальное музейно-образовательное пространство «Русская изба» (воспитатель Вялик А.И.). В «избе» – большой деревянный стол и лавки, подлинная деревенская утварь, игрушки, подлинные старинные рукомойник, ухват и др. В интерьер включено и выставочное пространство, удобное для смены экспозиций. Основная форма организации работы с детьми – игра и театрализованная экскурсия-путешествие. В ходе занятий-игр дети «проживают» определенную тематическую, историческую ситуацию. В этих играх «разговаривают» друг с другом прошлое и настоящее, старинная вещь и современная, ребёнок и воспитатель; и те и другие могут и задавать вопросы, и отвечать на них. А «ответы» нередко воплощаются в увлекающих всех практических действиях «семейных» трапезах или рукотворном труде. Важно, чтобы дети «работали» преимущественно с подлинными вещами, созданными когда-то в прошлом или в наши дни народными умельцами. Через народное творчество дети знакомятся с традициями и обычаями не только русского, но и других народов, что даст им возможность почувствовать причастность к своей культуре, разбудить детское любопытство и воображение.
Сафроновой О.В., воспитателем по изобразительной деятельности, создан мини-музей «Декоративно-прикладное искусство». Народное искусство, в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребёнка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. В основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству лежит знакомство с орнаментами и орнаментацией как самостоятельным видом продуктивной деятельности. В детском саду нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек – соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, но подержать в руках изделия с Городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью – можно. В этом мини-музее дошкольники знакомятся с историей народного творчества, усваивают приемы лепки и работы с кистью, знакомятся с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, – утверждал И.Д. Бартрам, – что «вещь», сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и всё, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Природосообразность развития мышления дошкольников требует природосообразной модели учебно-воспитательного процесса. Занятия в мини-музее «Тундровичок» (воспитатель Штубина Н.В.) способствуют сохранению национальных традиций коренных малочисленных народов Севера, создают условия для сохранения языка, культуры, обычаев, что решает такую проблему, как обновление содержания дошкольного образования. На сегодняшний день на территории Ямало-Ненецкого автономного округа сохранились исторически сложившиеся национально-этнические особенности трёх малочисленных народов Крайнего Севера: ненцев, ханты, селькупов. Образование и воспитание детей детского сада, принадлежащих к данным этносам, успешнее происходит через осознание ребёнком единства: семья – часть рода, род – часть этноса, этнос – часть народов Ямала, часть северных народов и составная часть Большой Арктики и мировой цивилизации. Музейные занятия в «Тундровичке» строятся по следующим направлениям:
– ненецкие, хантыйские игры и игрушки;
– окружающий природный мир;
– мифология ненецкого и хантыйского народов.
Мини-музей позволяет максимально сохранить
связь дошкольника – северянина со средой его
обитания, смягчить противоречия в системе
«традиционная культура – детский сад» и
сформировать ребёнка как представителя своего
народа с присущим ему национальным
самосознанием, миропониманием и готового к
диалогу и восприятию других культур. Так
возникла идея создания мини-музея «Дети планеты
Земля» (воспитатель Святная Т.А.). Одной из
характерных черт XXI века является объективно
обусловленное сближение стран и народов,
усиление их взаимозависимости и взаимодействия,
а также повышение уровня мультиэтничности
населения во всех регионах мира. Возникла
социальная потребность в целенаправленной
образовательной работе по развитию личности,
способной к активной жизнедеятельности в
мультикультурном обществе.
Ещё в нашем детском саду есть такие мини-музеи, как мини-музей «Игрушка» (воспитатель Грошкова Т.В.); Почему «Игрушки»? Игрушки окружают ребенка с рождения. Игрушка остается неисчерпаемым ресурсом для обучения и воспитания ребенка. Она развивает его интеллект, эстетический вкус, дает навыки общения, становится порой самым близким другом, обеспечивает душевный комфорт. Игрушка содержит в себе дидактическую изюминку, она удивляет и забавляет малыша. Игрушка, кроме того, часть нашей культуры, она несет в себе эмоциональную память о прошлом, сохраняя примеры настоящего. Основное назначение мини-музея «Игрушки» – развивающее: дети учатся играть со сложными игрушками, развивается моторика пальцев, сенсорика, звукоподражание. Они придумывают названия экспонатам, учатся составлять рассказы о них. Включение мини-музея в воспитательно-образовательный процесс способствует развитию представлений детей о разнообразии музеев, об истории культуры и творчества, развивает способность наблюдать классифицировать и генерировать информацию.
Музейная информация может быть активно освоена и в процессе игровой деятельности со спортивным оборудованием. Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами; пробуждается творческое начало, развивается воображение.
Поэтому инструктор по физвоспитанию Мазур Г.В. создала «Мини-музей мяча», в котором все занятия проходят в игровой форме. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей.
Тематика музея была выбрана сразу, так как дети очень любят игры с мячом. Было интересно узнать историю мяча, когда он появился и кто основатель, какие игры с мячом есть у народов различных национальностей, и какие мячи нужны для этих игр. Первыми экспонатами мини-музея мяча стали мячи из спортивного зала детского сада. Некоторые экспонаты были приобретены, многие экспонаты подарены родителями, жителями села.
Л.С. Выготский писал: «Жизненный путь личности – это история ее переживаний». Эмоциональный опыт современного ребенка (опыт его переживаний) может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные дети открыты миру, готовы к взаимодействию с окружающим миром вещей и людей. Нравственные ориентиры общества должны быть созвучны с эмоциональным состоянием ребенка. Бережное отношение к продуктам человеческого труда способно сориентировать детей в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, красоты, в ценностных установках семьи и детского общества. С целью привлечения внимания детей и взрослых к проблеме безнравственного отношения к хлебу, развитию познавательного интереса к истории земледелия и был создан в детском саду мини-музей «Зернышко» (воспитатель Кравцова С.Ю.).
Специфика учебно-воспитательного процесса на материалах мини-музея «Колокольчик» (воспитатель Багрий А.В.) состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться воспринимать и любить народную культуру, пробудить потребность к созданию прекрасного в своем быту. Развивающая среда этого мини-музея способствует развитию познавательной активности детей, позволяющей укоренить в сознании детей такие понятия как история и традиции, сформировать национальное достоинство, любовь к Отечеству.
В 2009-2010 учебном году с детьми проводятся занятия по разработанным планам, экскурсии, познавательно-тематические вечера, сюжетно-ролевые игры. Разработав систему музейно-образовательной деятельности с дошкольниками, мы повысим познавательную активность малышей, приобщим детей к сокровищницам культуры.