Время, в котором мы все живём, – наша новейшая
история – уже получило множество наименований.
Одно из наиболее любопытных – период КРИЗИСА
КУЛЬТУРЫ СЛОВА.
Наше общество «с энтузиазмом» преодолело
собственный литературоцентризм, отказав
писателям прошлого и настоящего в праве быть
Учителями, Пророками, Мучениками…Мы
знакомимся с теми, на которых «навели
хрестоматийный глянец», ещё в школьные годы и
больше не перечитываем их. А зачем? Усвоенное на
уроках преклонение перед классикой мешает
видеть в ней живую словесность. А смена
культурных парадигм уводит нас от глубокого
вдумчивого чтения классики к массовой
литературе, упрощающей наше представление о мире
и о себе.
Данный курс – приглашение к диалогу. Диалогу
людей, прочитавших одну и ту же книгу и желающих
её обсудить. Это – попытка вернуть Читателю
Книгу, а Книге – Читателя.
Ведь классика обозначает культурную
идентичность личности: как национальную, так и
общечеловеческую. Вероятно, в основе нашего
менталитета – ЧТЕНИЕ и ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ одних и тех
же книг, над которыми размышляем вместе с
моими воспитанниками.
Теоретическая и методологическая основа: Курс получил название статьи философа и литературоведа Валентина Фердинандовича Асмуса «Чтение как труд и творчество» (1961), где автор говорит об «особой деятельности сознания читателя» – сочувствующем внимании и понимании…, которые необходимы, чтобы литературное произведение было прочитано как произведение искусства. Там, где это двоякое условие отсутствует, чтение даже и не может начаться».
Исходным для курса можно считать отношение « автор – художественный текст – читатель». Оно соответствует концепции филолога М.М. Бахтина о «заочном» диалоге между читателем и писателем. Это отношение осваивается в процессе практической литературной деятельности учащихся, которые работают то в авторской, то в читательской «ролях». Для успешной работы в каждой из них необходимы также знание принципов и приёмов анализа литературного произведения – позиция «теоретика» и литературно-критическая оценка – т.е. работа в позиции «критика». Задачи выделенных позиций разнятся, но именно их комплексное решение обеспечивает единое развитие читателя.
Цель: воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и отражённых в нём жизненных явлениях.
Задачи:
- развитие у старших подростков мотивации к чтению, включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;
- создание образовательного пространства, обеспечивающего взаимодействие субъектов УВП на основе общего интереса к книге;
- углубление и систематизация знаний истории и теории литературы;
- поддержка выпускников, ориентированных на саморазвитие в гуманитарных областях знания, в профессиональном самоопределении.
Практическая реализация (способы организации УД)
- Ознакомление с планом каждого практического занятия. (Приложение 1)
- Распределение «ролей» среди учащихся в группе: «Автор», «Читатель – наивный собеседник», «Читатель – теоретик», «Читатель – литературный критик»
- Определение конкретных целей и задач, выбор доступных и достоверных информационных ресурсов, оптимальных способов выполнения поставленных задач.
- Сбор и обобщение материалов, самостоятельная подготовка к занятию,*при необходимости – индивидуальная консультация с учителем.
- Взаимодействие на практическом занятии.
- Представление результатов – устный доклад, изготовление опорных схем, карточек, мультимедийная презентация, выпуск буклетов, видеопросмотры фрагментов кинематографических и театральных постановок.
- Рефлексия. Мы исследуем не только художественный текст, но и идейно-эмоциональные впечатления, которые он у нас вызвал. (Соответствуют ли испытанные нами впечатления объективным особенностям произведения?)
Функции ролевых позиций (сочетание учебно-познавательной деятельности с творческой, а также включение элементов игры)
«Автор» – работа с биографическими источниками: письмами, дневниками, мемуарной литературой, особо: опубликованные черновики – если есть).
«Читатель – наивный собеседник» – постановка вопросов, выражение эмоций, возникающих на первом этапе знакомства с произведением (конкретно-чувственное восприятие)
«Читатель – теоретик» – актуализация литературоведческих терминов, наиболее часто употребляемых в словарях, справочниках, монографиях по отношению к данному произведению конкретного автора.
«Читатель – литературный критик» – полное и достоверное освещение реакции современников на публикацию произведения, интерпретация особенностей поэтики и проблематики произведения, споры о нём.
Содержание и структура программы
В течение первого года обучения в составе
малой группы (до 12 человек) учащиеся работают под
руководством педагога над систематизацией
собственных представлений о жизни
художественного произведения (единстве его
формы и содержания, реализации познавательной,
оценочной, воспитательной, эстетической функций
художественного произведения, этапах
восприятия литературного текста и др.)
Особое внимание в учебном взаимодействии
уделяется межпредметным и внутрипредметным
связям, обращение к различным видам искусства, а
выявление литературных и общекультурных
ассоциаций и аллюзий призваны значительно
расширить возможности учащихся в интерпретации
художественного текста. Каждый из разделов
завершается творческой работой «Мой диалог с
автором...» (жанры сочинений: письмо,
литературно-критическое эссе, рецензия, очерк).
Второй год обучения посвящён работе над собственным исследованием (проектом), тема и форма которого определяется по окончании 10 класса: создание и публичная презентация (защита) исследовательской работы литературоведческого характера; серия публикаций в местных СМИ (интервью, заметки, репортажи); подготовка сборника собственных произведений (стихи, проза); создание концепции и сценария публичных мероприятий, инсценировок и драматических этюдов (отрывков);
10 класс. 60 часов
Раздел 1. Введение. Традиции и новаторство в литературном процессе (лекционный блок) – 16 часов
Содержание художественного
произведения как его безусловная духовная
сущность. Форма художественного произведения –
система средств и приёмов, в которой воплощено
содержание.
Понимание единства формальных и содержательных
категорий как условие глубокого прочтения
литературного текста и преодоления его
субъективного восприятия.
Фольклор и литература. Понятие синкретизма
древней поэзии как основы литературных родов.
Образная система устного народного творчества.
Миф и литература. Античное учение о поэтике.
Литературные роды и жанры как исторически
сложившиеся формы существования литературы.
Духовная литература. Жанры Библии.
Древнерусская литература, вопрос о периодизации.
Классификация жанров, этическая концепция
древнерусской литературы.
Средневековая европейская литература.
Литература Эпохи Возрождения.
Литература эпохи Просвещения.
Классицизм. Сентиментализм. Романтизм.
Реализм как художественный метод.
Раздел 2. Диалог с автором в драматургии (практикум) – 20 часов
Софокл «Царь Эдип». Эсхил «Антигона».
Понятие о драматическом конфликте.
Лопе де Вега «Собака на сене». Социальный
конфликт на страницах комедии.
Человек и время в трагедиях У. Шекспира
«Гамлет», «Ромео и Джульетта»
Ж.Б. Мольер. «Тартюф»: Образ эпохи на театральной
сцене.
Традиции и новаторство в цикле А.С. Пушкина
«Моцарт и Сальери. Скупой рыцарь. Каменный гость.
Пир во время чумы.»
Углубление экзистенциальных мотивов в
драматургии. А.П. Чехов «Чайка»
Поэтика и проблематика драматических
произведений 40-80-х годов XX века:
Е.Л. Шварц «Дракон», «Обыкновенное чудо»
М. Рощин «Старый Новый год»
В.Розов «Гнездо глухаря»
А.Вампилов «Старший сын»
Г.Горин «Чума на оба ваши дома. Тот самый
Мюнхгаузен».
Л.Филатов «Сукины дети»
Раздел 3. Диалог с автором в лирике (практикум) – 11 часов
Тема творчества в лирике А.С. Пушкина и М.Ю.
Лермонтова.
«Silentium» Ф.И. Тютчева и О.Э. Мандельштама: опыт
сопоставительного анализа.
«Человек творящий» в философской лирике И.А.
Бунина.
Концепция мира и человека в стихотворении Б.Л.
Пастернака «Гефсиманский сад»
Лирический герой в стихотворении М.Волошина
«Гражданская война»
Контекстуальные связи стихотворения А.Блока
«Сусальный ангел»
Трагический и комический пафос. Ирония. Юмор.
Гротеск. (на примере лирики И.Северянина или Саши
Чёрного – по выбору учащихся)
Раздел 4. Диалог с автором в эпосе (практикум) – 13 часов
Концепция культуры в романе А.С. Пушкина
«Евгений Онегин»
Идейно-художественное единство цикла рассказов
А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», О
любви»
Роман М.А. Булгакова «Белая гвардия» Сюжет.
Композиция. Пространственно-временная
организация произведения. Предметно-вещный мир в
романе.
Роман А.Н. Толстого «Хождение по мукам» Характер
человека в эпосе.
«Идеи – образы» впечатлений в повести «Лето
Господне» И.Шмелева. Внутренний мир героя в
эпосе.
Авторская позиция в романе В. Дудинцева «Белые
одежды»
Особенности повествовательной структуры
повести Г. Щербаковой «Митина любовь»
11 класс. 56 часов
Раздел 5. Индивидуальная проектная деятельность учащихся (выбранные темы)
Например: Рудзевич Елизавета «Опыт прочтения
романа М.Веллера «Б.Вавилонская», Маслюк
Александр «Авторская позиция в романе Т.Толстой
«Кысь»,
Лебедева Маргарита «Подготовка и издание
сборника стихотворений собственного сочинения с
иллюстрациями автора» (опубликован в декабре 2006
года под названием «Метаморфозы»)
Результаты реализации программы
Профессиональная проба: «Я – журналист»
Публикации статей и репортажей учащихся Лебедевой Маргариты, Полумискова Ивана, Рудзевич Елизаветы, Маслюка Александра, посвящённых Дню Победы (газета «Тюменская область сегодня» апрель-май 2005, 2006, 2007 годы)
Профессиональная проба «Я – исследователь»
Городская конференция юных филологов «Дебют» апрель, 2007 г.– 1 место (секция «Современная литература») Рудзевич Елизавета «Опыт прочтения романа М.Веллера «Б,Вавилонская», специальный диплом жюри за активное участие в работе секции – Маслюк Александр «Авторская позиция в романе Т.Толстой «Кысь»
Профессиональный выбор
Среди выпускников группы, окончивших спецкурс в 2007 году, 2 студента филологического факультета Тюм ГУ (Тюменского Государственного университета), 2 студента факультета журналистики ТюмГУ,1 студент факультета режиссуры ТГАК и И (Тюменской Государственной Академии культуры и искусств), 1 студент факультета журналистики Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Список литературы:
Методическая литература
- Бабинский М.Б. К проблеме содержания профильных курсов литературы// Стандарты и мониторинг в образовании.2003.№5
- Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе// Народное образование.2002. №9
- Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения//Школьные технологии. 2003. №4
- Ермаков Д.С., Рыбкина Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения//Профильная школа. 2004. №3
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования. 2002. №6
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Вестник образования. 2002. Пилотный номер 4
- Лебедев О.Е. Элективные курсы образовательной области «Филология» // Профильная школа. 2004. №4
Монографии. Учебные пособия. Справочники.
- Альбеткова Р.И. «Русская словесность: от слова к словесности. 7 класс».М: Дрофа, 2001.
- Альбеткова Р.И. «Русская словесность: от слова к словесности. 8 класс» М: Дрофа, 2002.
- Альбеткова Р.И. «Русская словесность: от слова к словесности. 9 класс» М: Дрофа, 2002.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М, 1979
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики М, 1975/ст. «Слово в романе»
- Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003.
- Вайль П., Генис А. Родная речь. М, 1991
- Виноградов В.В. О языке художественной литературы, М,1993
- Власенков А.И. «Русская словесность. Интегрированное преподавание русского языка и литературы 5-8 класс» М: изд-во «Аркти», 1998
- Власенков А.И. «Русская словесность. Интегрированное преподавание русского языка и литературы 9-11 класс» М: изд-во «Аркти», 1998
- Гагаев А.А., Гагаев П.А. «Художественный текст как культурно-исторический феномен. Теория и практика прочтения» М: Флинта – Наука, 2002
- Гинзбург Л. О литературном герое. М., 1979.
- Горшков А.И. Русская словесность. 10-11 класс» М: Дрофа,2001.
- Есин А.Б. «Принципы и приёмы анализа литературного произведения» М: Флинта – Наука, 1999
- Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
- Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. М., 2004.
- Литературный энциклопедический словарь/ Под общ.ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева М., 1987
- Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл.ред. и сост. А.Н. Николюкин. М., 2001
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М. 1990
- Набоков В.В. Лекции по русской литературе.
- Нелькин А.Г., Фураева Л.Д. Формы художественного мышления в русской литературе XX века. СПб, 2005.
- Ортега – и – Гассет Хосе. Эстетика. Философия культуры. М,1991
- Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М, 1976
- Усминский О.И. Образные средства языка. Тюмень, 1990
- Хализев В.Е. Теория литературы. М. 1999.
- Эко Умберто. Имя Розы. // «Заметки на полях «Имени Розы» М. 1992
- Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. 2-е изд. М., 1998.