Слайд 1.
Здравствуйте, гости дорогие! Я рада приветствовать вас на фольклорной анимационной программе "Уродилась Коляда накануне Рождества". Сегодня вы узнаете много нового и интересного о народном празднике Святки: будете колядовать и гадать, петь частушки, играть в народные игры, участвовать в мастер-классе.
(Звучит песня "Коляда" из репертуара ансамбля "Иван Купала").
Слайд 2-4.
Стародавняя старина, уцелевшая до сих пор от всесокрушающей руки беспощадного времени, никогда не проявляется в народном быту так ярко, как во дни, окружающие великий праздник Рождества Христова и народные Святки.
Как и нонче у нас святые вечера пришли,
Святые вечера, Святки-игрища.
Ой, Святки мои, святые вечера!
Ой, Дид! Ой, Лада моя!
Ой, Дид! Ой, Лада моя!.. -
запеваются первые песни святочные, зачинаются игрища затейные. На Святки - простор-приволье широкому размаху живучей родной старины. Это время, для которого словно и создавало богатое народное воображение пестроцветную вязь игр и потех, песен и преданий, обычаев и примет.
Святками называются две недели народного календаря. Это время совпадает со временем народных святочных гуляний, продолжавшихся от Рождества Христова (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января).
Отмечали Святки шумно, раздольно, создавалась неповторимая атмосфера святочного веселья. В романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин" вы найдете такие строки:
"Настали Святки, То-то радость!
Гадает ветряная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжёт детским лепетом своим".
Слайд 5.
Кануны Святок получили название "сочельники" или "кутейники".
По церковному уставу эти дни проводятся в строжайшем посте, когда разрешается только одно ритуальное блюдо - каша из ячменя, пшеницы, риса с медом или изюмом. Она называется кутья, сочиво, отсюда и слово "сочевник", переделанное народом в "сочельник".
Зимним Святкам предшествовал сорокадневный Рождественский, или Филипповский, пост, начинающийся 28(15)ноября. Шесть недель до Рождества постились, ели рыбу. Кто побогаче - белугу, осетрину, судака; кто победнее - селедку, сома, леща. Во время поста человек ограничивает себя в еде. И ограничивая телесное, люди расширяют в себе духовную сторону своего существа. Во время поста считалось особо тяжким грехом раздражение, гнев и неприязнь к кому-либо. Пост - это ступенька к внутреннему совершенству. Нам есть чему поучиться у своих предков.
Именно об этом строки:
Огонек в душе давно затоптали
Будни властью карусельной своей,
Но в такие вечера - замечали?
Звезды кажутся ближе людей!
Ведь сейчас души раскрыты дверцы-
Не в пещере, в яслях, под звездой -
Пусть Иисус сперва родится в сердце
Каждого ... Но - погоди! Постой!
Тише! Видишь - круг луны закачался,
Резонансом прозвенело в груди -
Тише, тише! - то Христос постучался,
Открывай скорее сердце - впусти!
Слайд 6.
Праздник Рождества, народных Святок - праздник семейный. Каждая семья, собиралась у семейного очага, где трещали в огне смоляные дрова или за столом, который был заставлен вкусными вещами. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву, старшие рассказывали детям о рождении Младенца-Христа, о волхвах, дары приносящих. Так воспитывалось в ребенке уважение к обычаям и традициям.
Слайд 7.
Традиционно Святки делились на две части.
Время с 25 по 31 декабря называют "Святыми вечерами", время колядок и христославья.
31 декабря - "Васильев день". Щедрый вечер. Новый год.
С 1 января по 6 января - "Страшные вечера", время гаданий.
На картине К.Трутовского юноши и девушки колядуют.
"Позволь-ка, хозяин, под окошком встать,
Коляду покликать!".
Колядовали юноши и девушки хороводного возраста.
Слайд 8.
Обычай славления Христа всегда исполнялся только детьми, которых так и называли - христославы, или славильщики.
Дети, собравшись небольшими группами, проходили по всей деревне, славя чудо рождения Спасителя Мира. Один из славильщиков нес в руках шести или восьмиконечную самодельную соломенную или бумажную Вифлиемскую звезду. Она возвещала о рождении младенца Христа. Дети пели рождественский тропарь - краткую молитву, исполняли духовные стихи и присказки.
Несли в руках вертеп, маленький ящичек, где с помощью кукол разыгрывали сценки рождения Христа.
Раздаю свечки, пою тропарь:
Это ночь святая, это ночь спасенья,
Возвестила всему миру тайну боговоплощенья.
Пастухи у стада в эту ночь не спали.
Святый ангел прилятел к ним
Из небесной светлой дали.
И с высот небесных раздалось вдруг пенье
Слава, слава, вышне богу на земле благоволенье.
Вертеп - маленький кукольный самодельный театр, в котором разыгрывались сценки рождения Христа.
В словаре Владимира Ивановича Даля о вертепе сказано следующее: "Вертеп - южное зрелище в лицах, устроенное в малом виде, в ящике, с которым ходят о святках, представляя события и обстоятельства рождения Христа". Обычай, пришедший к нам из Польши, справляемый на Украине, в Белоруссии.
На Руси "вертепом" называли хлев (сарай), в котором ночью находились животные. Они укрывались там от свирепого ветра, налетавшего из холодной "зимней пустыни".
Слайд 9.
Во время колядования обязательно рядились. Почему? 21-25 декабря - время зимнего солнцестояния. В традиционном мировоззрении наших предков зимний солнцеворот (21 декабря) воспринимался как глобальное космическое явление. Солнце, достигает своего низшего положения на небосводе. В это время мир людей сближается с иными мирами, тонкими мирами, с нечистой силой и возникает опасность разрушения земной гармонии и даже всего космоса.
Вот почему, с одной стороны, люди оберегали себя от проникновения в их жизнь иных миров, отсюда и переодевания (ряженье, маскарады), а с другой стороны у них появлялась возможность установить связь с потусторонним миром и получить информацию о будущем. Поэтому они прибегали к различным гаданиям.
В кого рядились? В медведя, аиста, козу.
Озорные ряженые вели себя шумно, плясали, пели, носились по избе, пугая хозяев и гостей.
Слайд 10.
Основная цель колядования - пожелание счастья, богатства и хорошего урожая.
Ой, Колёда, ще на улице шатер,
Ой, Колёда, соломою защищён,
Ой, Колёда, во том шатре,
Ой, Колёда, там две девицы сидят,
Ой, Колёда, монисто куют,
Ой, Колёда, на тарелочку кладут.
Ой, Колёда, летел голубь,
Ой, Колёда, летел сизый,
Ой, Колёда, монисто унес,
Ой, Колёда, за ним девицы гнались,
Ой, Колёда, просили отдать.
Слайд 11.
Каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с неподдельным интересом выслушивала колядки.
Заходила Коляда ко Петрову во двор,
У Петрова во дворе три терема стоят.
Как во первом терему месяц-батюшка,
Во втором терему - красно солнышко,
А во третьем терему - часты звездочки.
Месяц-батюшка - Петр Иванович,
Красно солнышко - Марья Васильевна,
Часты звездочки - их детушки.
В приветствиях желали доброго приплода, богатых урожаев, зажиточного жития.
Хозяева щедро одаривали колядовщиков, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и рогатых зверей, конфетами и другими сладостями, денюшками. А если давали мало, то пелась Корилка.
Слайд 12.
Шедрики-ведрики, дайте вареники,
Вареника мало, кусок сала.
Сала мало, ветчинки-колбаски!
Ложечку кашки.
А не дашь пирога - стяну быка за рога,
А свинью за хвост, отведу ее под мост!
Слайд 13.
Первенчики-другенчики, лятели голубенчики,
Лятели голубенчики по той они сторонушке,
По той они сторонушке, там пышки, ляпешки, мядовый сахарок.
Там пышки, ляпешки, мядовый сахарок,
Шишел вышел, в лес пошел, за собою нас повел...
После щедрого угощения колядовщики благодарили хозяев, желали им счастья, благополучия, достатка, здоровья.
Обходя избу колядовщики "обсеивали" углы зерном, приговаривая: "По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке ребяток".
Слайд 14.
Посиделки - вечеринки молодежи.
Набрав достаточно еды и угощений после колядования, молодежь шла в посиделочную избу. Ее откупали заранее, платили денежки хозяйке, за постой, за молчание, чтобы раньше времени никто не узнал, кто кому приглянулся, ведь на посиделках выбирали себе пару.
Стол в избе располагали посередине, ставили на него еду и садились по кругу, взявшись за руки. Круг замыкался, очищая и освящая еду.
Все действия сопровождались песнями, плясками, различными игрищами. "Всякая душа празднику рада", тем более "В день свят суеты спят". Умел русский народ повеселиться!
После ужина начинались игры и хороводы, суть которых также выбор пары.
Слайд 15.
На посиделки приглашали юношей. Девушки с нетерпением ждали их появления.
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал;
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша:
А.С. Пушкин. Евгений Онегин.
Слайд 16.
Пять часов сидела Лиза,
Нос уткнувши в телевизор,
А назавтра на строке
"Лебедь" вырос в дневнике.Я парнишка озорной,
Я в рубахе расписной,
Шляпу до бровей надвину,
Хоть пиши с меня картину.Наш Володя Иванов
Учится, старается,
Сорок двоек нахватал,
Ходит, улыбается.Мы, коломенски девчата,
Очень весело живем,
В своих новеньких нарядах
Мы нигде не пропадем.
Слайд 17.
Васильев вечер отмечается 31 декабря, и этот день имеет несколько названий: "Щедрый вечер", "Васильев день", День святителя Василия Великого.
Святой Василий в народе считался покровителем свиней, поэтому поросенок составлял главное угощение во время Васильева вечера. "На Василия Великого - свиную голову на стол". А вот второе народное изречение говорит о том, что простой люд был очень наблюдательным: "Васильева ночь звездиста - лето ягодисто".
Стол на Василя должен быть самым щедрым. За столом собирались все члены семьи, потому что в этот день на род приходит посмотреть "первопредок".
Слайд 18.
Страшные вечера празднуются с 1 января по 6 января. Это время Святочных гаданий. Гадания всегда были основным святочным развлечением только девушек. Каждая из них хотела заглянуть в будущее, узнать, кого судьба пошлет ей в мужья и какая жизнь ожидает её впереди.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат,
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
В.А.Жуковский Баллада "Светлана"
Слайд 19.
Девушки гадали много, по-разному, ночи напролет, меняя способы и формы испытания судьбы. Очень распространено на деревне было гадать с помощью петуха.
За столом поют подблюдные песни. В центре перед каждой девушкой горсточка зерна: к чьим зернам подойдет петух, та выйдет замуж в этом году.
Слайд 20.
Гадальщицы раскладывали на полу щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой.
Затем вносили в комнату петуха и смотрели, что он начинал клевать: крупу - к богатству, хлеб - к урожаю, ножницы - суженый будет портной, золу - табачник, уголь - к вечному девичеству, монетки - к деньгам; если петух клюнет зеркало - муж будет щеголем, если начнет воду пить - быть мужу пьянице.
Слайд 21.
Церковь всегда осуждала суеверия, не признавала гадания. Сами гадальщицы относились к святочным гаданиям как к игре. Игра эта не открывала будущего, но сколько в ней было пенья, блеска, смеха, надежды на счастье.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется!
Без этой песни не обходилась ни одна святочная девичья посиделка: ни в деревенской избе, ни в боярском тереме.
Слайд 22.
Девушкам гадали старые, умудренные житейским опытом женщины: по упавшему башмаку; по шуму мельницы; по следам на снегу; по скрипу ворот; по сосновой лучине; по кольцу, замерзшему во льду; по ореховым скорлупкам, пущенным на воду; по плеску воды в проруби; по цоканью копыт на проезжей дороге; по очертаниям воска, расплавленного и вылитого на воду.
Слайд 23.
На этом слайде вы видите гадание по тени, которую отбрасывал на стену при свече горящий лист бумаги.
Кому вынеться - тому сбудется,
Тому сбудется - не минуется!
Мышь в доме пищит,
Сто рублей тащит,
Диву, ули, ладу!
Сто рублей тащит!
Слайд 24.
Самое страшное гадание - с зеркалом. Перед ним ставили две свечи и стакан с водой, куда опускали кольцо. После этого нужно смотреть в воду, ожидая, что в ней покажется. У А.С.Пушкин в V главе "Евгения Онегина" так сказано об этом:
"Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
"Там мужики-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро,
Кому поем, тому добро
И слава!.."
Слайд 25.
Козули - рождественские пряники. У таких пряников были и другие имена: колядки, коровки, козульки, рогушки.
Слайд 26.
А на следующем слайде мы видим, что постепенно пряник превращается в настоящее произведение искусства. Какого уровня мастерства достигли мастерицы-пряничницы!
"Пришли колядки - блины да ладки".
(Мастер-класс "Рождественские козули").
Слайд 27.
Русские пряники нашли свое место в устном народном творчестве.
Пословица: "Чаю с пряником не пила - и работа не мила!"
А вот детская потешка:
Кисонька-мурысонька, где была?
- На мельнице.
- Что делала?
- Муку молола.
- Что из муки пекла?
- Прянички.
- С кем ела прянички?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!
В русской народной песне поётся:
"Бай, качи, качи, качи!
На улице калачи,
За улицей прянички,
Во городе яблочки.
Стану, стану я качать,
В балалаечку играть"
Слайд 28.
Коляда - название зимней обрядовой соломенной куклы. Заметим, что слово "коляда" в русском языке имеет несколько значений.
Коляда - название зимнего солнца.
Коляда - праздник зимнего солнцестояния.
Коляда - имя древнего славянского божества.
Коляда ("календа") - в переводе с латинского означает название первого месяца года.
Иногда рождественский сноп называли Колядой.
На Святой Руси сохраняются обычаи, предания и приметы праздника Святок, старые, старинные, а иногда и древние. Сама земля бережет все то, что накопила народная мудрость.
Наши обряды и обычаи - это источник знаний о том, как в древности люди воспринимали мир. Мы, сегодняшние, являемся носителями древних представлений о мире. Я думаю, что теперь вы понимаете, почему существует традиция водить хороводы вокруг елки, надевать костюмы, маски, дарить подарки на Новый год. Все это пронизано следами древнейшего происхождения, хотя и воспринимается нами сегодня как вполне современный праздник.