Внеклассное мероприятие "Заседание клуба юных физиков и математиков"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Реализация принципа умственного развития учащихся.
  • Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся; привитие навыков самостоятельного поиска новых закономерностей, пробуждение их любознательности; развитие культуры коллективного умственного труда.
  • Формирование и развитие интереса учащихся к занятиям математикой и физикой, расширение кругозора учащихся.

Тип занятия: дидактическая игра (две команды).

Оборудование: компьютер, конверты с набором геометрических фигур, спички, шкатулка с вопросами, приборы для проведения физических опытов, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.  Вступительное слово (Приложение, слайд 1)

1 ведущий: Итак, мы начинаем заседание клуба любознательных физиков и математиков. Ваше активное участие – это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся. Участвовать в заседании должны все участники обеих команд и гости.

2 ведущий: (Приложение, слайд 2)

«Важные науки»

Цифры растянулись в длинный ряд,
Формулы…А где же ты, романтика?
Ведь ещё немало говорят
Скучные вы: физика и математика.
Не спеши-ка с выводами, друг.
В технике, науке и природе
Всё, что нынче видишь ты вокруг
По их законам происходит.
Ведь в тайге не вырастет завод,
Люди не откроют тайны Арктики,
Тепловоз по рельсам не пойдёт
Ни без физики, ни без математики.
В космос мы пускаем корабли,
Небо режут сотни самолётов.
Разве мы создать бы их могли
Без физматематических расчетов?
К звёздам нас помчит поток ракет,
Позовут далёкие галактики,
Потому, что в мире нет важней наук:
Физики и математики.

(Е. Петрова)

II. Конкурсы

1 ведущий: Наш первый конкурс называется «А ларчик просто открывался» (Приложение, слайды 3-4). В этой шкатулке находятся по пять вопросов на смекалку  из областей физики и математики. Члены команды поочерёдно выбирают себе вопрос из шкатулки. За правильный ответ на вопрос команде присуждается 1 балл.

Вопросы:

  • В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье? (Приложение, слайд 5)
  • Заглавия  каких литературных произведений начинается с чисел 3; 20;12;80000?  (Приложение, слайд 6)
  • Сколько получится, если разделить полсотни  на  половину? (Приложение, слайд 7)
  • Мотоциклист ехал в посёлок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехали в этот посёлок? (Приложение, слайд 8)
  • Какой русский писатель окончил физико-математический факультет университета? (Приложение, слайд 9)
  • В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? (Приложение, слайд 10)
  • Почему  не тает  снежная баба, если на неё надеть шубу? (Приложение, слайд 11)
  • Почему резиновый мяч подпрыгивает, если ударить его об пол? (Приложение, слайд 12)
  • Почему собака высовывает  язык, когда ей жарко? (Приложение, слайд 13)
  • Почему некоторые лунные горы выше самых высоких гор на земле?  (Приложение, слайд 14)

2 Ведущий: Внимание, ребята! Вам предлагается конкурс на быстрое построение фигур из спичек. Какая из команд быстрее выполнит задание, та получит 3 балла, вторая команда, также выполнившая задание,  получит 1 балл (Приложение, слайд 15)

Командам предлагается:

1. Сложить три равных квадрата из 11 спичек.

img1.gif (412 bytes)

2. Сложить три равных квадрата из 10 спичек.

1 Ведущий: Молодцы ребята! (Приложение, слайд 16)

Отчего он много знает,
Всё умеет? А ему
В жизни слово помогает
Это слово – «почему».
Всё увидит, всех расспросит,
Надо знать про всё ему.
Целый мир стоит в вопросе
«Почему?»
Только тот живёт как нужно,
Всё даётся лишь тому,
Кто живёт согласно, дружно
С постоянным «почему».

А сейчас мы посмотрим занимательные опыты. Правильно отвечая на вопрос «почему», команда может получить 3 балла.

1. Нагрейте тонкостенный стакан, обливая его горячей водой. Поставьте стакан вверх дном в блюдце с водой. Через некоторое время, когда стакан остынет, вода поднимется в стакан. Почему? (Когда стакан остынет,  давление воздуха в нём уменьшится. Атмосферное давление заставит воду «войти» в стакан. Атмосферное давление должно уравновешиваться давлением воздуха в холодном стакане плюс гидростатическое давление столба воды в стакане).

2. Положите на дно тарелки или блюдца монету и налейте немного воды. Как и почему можно достать монету из тарелки не замочив пальцев? (Надо зажечь бумагу, положить её на маленький поплавок из пробки в тарелку с водой, пламя  накрыть  стаканом. Воздух в нём нагреется, давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся в стакане воздух через некоторое время охладится, давление воздуха в стакане уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдёт в стакан, освобождая монету).

3. Возьмите пол-литровую банку, заполните её на 2/3 водой. Сверху на банку положите кусок картона, на него положите колечко. На которое установите яйцо. Если резко ударить по ребру картона, то яйцо упадёт в банку и останется целым. Почему? (При резком выбивании картона из-под колечка с яйцом время взаимодействия указанных тел мало, поэтому небольшая сила трения , действующая на колечко , не может  сообщить кольцу скорость в горизонтальном направлении. Кольцо сохраняет состояние покоя по инерции, а при удалении опоры падает вместе с яйцом в банку.)

4. Вареное яйцо "вползает" в бутылку. Берем молочную бутылку (пол-литровую из-под кефира, можно литровую), вареное вкрутую куриное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Убеждаемся, что яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается внутрь. В бутылку опускают горящую бумагу и вновь кладут яйцо на горлышко. Через некоторое время оно прова­ливается внутрь бутылки. Почему? (При горении бумаги воздух нагревается, давление увеличивается и часть воздуха выходит. После того как на горлышко бутылки положат яйцо, воздух охладится и там возникнет разрежение. Атмосферное давление, большее по величине, заставит яйцо провалиться в бутылку.)

2 Ведущий: (Приложение, слайд 17) Внимание! Мы сейчас проверим ваше внимание. Ребята, мы покажем вам на одну минуту живую картину. Посмотрите на неё внимательно и постарайтесь запомнить всё до мелочей. Затем мы закроем картину и снова откроем. Вы должны найти 5 изменений в ней.

(Картина. За столом сидят ученики. На столе лежат учебные принадлежности. Необходимо поменять что-либо в положении вещей.   Например:

  • Читает не начало, а конец книги;
  • Левую ногу положила на правую;
  • Пенал открыт;
  • На косичке отсутствует лента;
  • Линейку держит в руках.

1 Ведущий (Приложение, слайд 18) А сейчас каждая команда получит задание в конверте. На его выполнение отводится 5 минут. За верно выполненное задание команда получает 5 баллов (по количеству составленных фигур)

III Заключение (Приложение, слайд 19)

Ведущие: Наше заседание подходит к концу. Мы надеемся, что  вам было интересно и вы придёте к нам на следующее заседание.

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко. (Приложение, слайд 20)

Используемая литература:

  1. Учебно-методическая газета «Математика», изд. дом  «Первое сентября».
  2. Л.А.Горев «Занимательные опыты по физике»,  М. «Просвещение», 1985 г.
  3. М.Н. Алексеева «Физика юным», М. Просвещение  1980 г.
  4. Я. Перельман «Занимательная математика», М. Просвещение» 1980 г.
  5. Б.А. Кордемский, А.А.Ахазов «Удивительный мир чисел» М. «Просвещение», 1985 г.
  6. Ф.Ф. Нагибин,  Е.С. Канин «Математическая смекалка», М. Просвещение» 1988 г.
  7. Я. Перельман  «Занимательная физика», М. Просвещение» 1985 г.