Цели:
- Реализация принципа умственного развития учащихся.
- Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся; привитие навыков самостоятельного поиска новых закономерностей, пробуждение их любознательности; развитие культуры коллективного умственного труда.
- Формирование и развитие интереса учащихся к занятиям математикой и физикой, расширение кругозора учащихся.
Тип занятия: дидактическая игра (две команды).
Оборудование: компьютер, конверты с набором геометрических фигур, спички, шкатулка с вопросами, приборы для проведения физических опытов, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вступительное слово (Приложение, слайд 1)
1 ведущий: Итак, мы начинаем заседание клуба любознательных физиков и математиков. Ваше активное участие – это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся. Участвовать в заседании должны все участники обеих команд и гости.
2 ведущий: (Приложение, слайд 2)
«Важные науки»
Цифры растянулись в длинный ряд,
Формулы…А где же ты, романтика?
Ведь ещё немало говорят
Скучные вы: физика и математика.
Не спеши-ка с выводами, друг.
В технике, науке и природе
Всё, что нынче видишь ты вокруг
По их законам происходит.
Ведь в тайге не вырастет завод,
Люди не откроют тайны Арктики,
Тепловоз по рельсам не пойдёт
Ни без физики, ни без математики.
В космос мы пускаем корабли,
Небо режут сотни самолётов.
Разве мы создать бы их могли
Без физматематических расчетов?
К звёздам нас помчит поток ракет,
Позовут далёкие галактики,
Потому, что в мире нет важней наук:
Физики и математики.(Е. Петрова)
II. Конкурсы
1 ведущий: Наш первый конкурс называется «А ларчик просто открывался» (Приложение, слайды 3-4). В этой шкатулке находятся по пять вопросов на смекалку из областей физики и математики. Члены команды поочерёдно выбирают себе вопрос из шкатулки. За правильный ответ на вопрос команде присуждается 1 балл.
Вопросы:
- В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье? (Приложение, слайд 5)
- Заглавия каких литературных произведений начинается с чисел 3; 20;12;80000? (Приложение, слайд 6)
- Сколько получится, если разделить полсотни на половину? (Приложение, слайд 7)
- Мотоциклист ехал в посёлок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехали в этот посёлок? (Приложение, слайд 8)
- Какой русский писатель окончил физико-математический факультет университета? (Приложение, слайд 9)
- В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? (Приложение, слайд 10)
- Почему не тает снежная баба, если на неё надеть шубу? (Приложение, слайд 11)
- Почему резиновый мяч подпрыгивает, если ударить его об пол? (Приложение, слайд 12)
- Почему собака высовывает язык, когда ей жарко? (Приложение, слайд 13)
- Почему некоторые лунные горы выше самых высоких гор на земле? (Приложение, слайд 14)
2 Ведущий: Внимание, ребята! Вам предлагается конкурс на быстрое построение фигур из спичек. Какая из команд быстрее выполнит задание, та получит 3 балла, вторая команда, также выполнившая задание, получит 1 балл (Приложение, слайд 15)
Командам предлагается:
1. Сложить три равных квадрата из 11 спичек.
2. Сложить три равных квадрата из 10 спичек.
1 Ведущий: Молодцы ребята! (Приложение, слайд 16)
Отчего он много знает,
Всё умеет? А ему
В жизни слово помогает
Это слово – «почему».
Всё увидит, всех расспросит,
Надо знать про всё ему.
Целый мир стоит в вопросе
«Почему?»
Только тот живёт как нужно,
Всё даётся лишь тому,
Кто живёт согласно, дружно
С постоянным «почему».
А сейчас мы посмотрим занимательные опыты. Правильно отвечая на вопрос «почему», команда может получить 3 балла.
1. Нагрейте тонкостенный стакан, обливая его горячей водой. Поставьте стакан вверх дном в блюдце с водой. Через некоторое время, когда стакан остынет, вода поднимется в стакан. Почему? (Когда стакан остынет, давление воздуха в нём уменьшится. Атмосферное давление заставит воду «войти» в стакан. Атмосферное давление должно уравновешиваться давлением воздуха в холодном стакане плюс гидростатическое давление столба воды в стакане).
2. Положите на дно тарелки или блюдца монету и налейте немного воды. Как и почему можно достать монету из тарелки не замочив пальцев? (Надо зажечь бумагу, положить её на маленький поплавок из пробки в тарелку с водой, пламя накрыть стаканом. Воздух в нём нагреется, давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся в стакане воздух через некоторое время охладится, давление воздуха в стакане уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдёт в стакан, освобождая монету).
3. Возьмите пол-литровую банку, заполните её на 2/3 водой. Сверху на банку положите кусок картона, на него положите колечко. На которое установите яйцо. Если резко ударить по ребру картона, то яйцо упадёт в банку и останется целым. Почему? (При резком выбивании картона из-под колечка с яйцом время взаимодействия указанных тел мало, поэтому небольшая сила трения , действующая на колечко , не может сообщить кольцу скорость в горизонтальном направлении. Кольцо сохраняет состояние покоя по инерции, а при удалении опоры падает вместе с яйцом в банку.)
4. Вареное яйцо "вползает" в бутылку. Берем молочную бутылку (пол-литровую из-под кефира, можно литровую), вареное вкрутую куриное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Убеждаемся, что яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается внутрь. В бутылку опускают горящую бумагу и вновь кладут яйцо на горлышко. Через некоторое время оно проваливается внутрь бутылки. Почему? (При горении бумаги воздух нагревается, давление увеличивается и часть воздуха выходит. После того как на горлышко бутылки положат яйцо, воздух охладится и там возникнет разрежение. Атмосферное давление, большее по величине, заставит яйцо провалиться в бутылку.)
2 Ведущий: (Приложение, слайд 17) Внимание! Мы сейчас проверим ваше внимание. Ребята, мы покажем вам на одну минуту живую картину. Посмотрите на неё внимательно и постарайтесь запомнить всё до мелочей. Затем мы закроем картину и снова откроем. Вы должны найти 5 изменений в ней.
(Картина. За столом сидят ученики. На столе лежат учебные принадлежности. Необходимо поменять что-либо в положении вещей. Например:
- Читает не начало, а конец книги;
- Левую ногу положила на правую;
- Пенал открыт;
- На косичке отсутствует лента;
- Линейку держит в руках.
1 Ведущий (Приложение, слайд 18) А сейчас каждая команда получит задание в конверте. На его выполнение отводится 5 минут. За верно выполненное задание команда получает 5 баллов (по количеству составленных фигур)
III Заключение (Приложение, слайд 19)
Ведущие: Наше заседание подходит к концу. Мы надеемся, что вам было интересно и вы придёте к нам на следующее заседание.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко. (Приложение, слайд 20)
Используемая литература:
- Учебно-методическая газета «Математика», изд. дом «Первое сентября».
- Л.А.Горев «Занимательные опыты по физике», М. «Просвещение», 1985 г.
- М.Н. Алексеева «Физика юным», М. Просвещение 1980 г.
- Я. Перельман «Занимательная математика», М. Просвещение» 1980 г.
- Б.А. Кордемский, А.А.Ахазов «Удивительный мир чисел» М. «Просвещение», 1985 г.
- Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин «Математическая смекалка», М. Просвещение» 1988 г.
- Я. Перельман «Занимательная физика», М. Просвещение» 1985 г.