Данный урок является одним из уроков, отведенных в 11 классе на повторение курса геометрии за 7-11 класс. С темой «Площади» учащиеся начинают знакомиться в 8 классе при изучении свойств геометрических фигур на плоскости. В связи с введением новой версии ЕГЭ по математике, процент геометрического материала в заданиях увеличился и составляет 27% от всей работы. Первая часть работы включает три геометрических задания. Для решения этих задач необходимо твердое владение теоретическим материалом, а именно свойствами заданных плоских и пространственных фигур, применять эти свойства в ходе вычислений. Для успешного решения геометрических задач необходимо иметь прочные базовые знания, что поможет выделить ключевую идею задачи и наметить план ее решения. Решение геометрических задач требует также иметь необходимые умения логически мыслить, быть внимательным.
Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический (частично-поисковый, метод самостоятельной работы).
Средства обучения: наглядный материал (карточки, плакаты, учебное пособие «Банк открытых заданий ЕГЭ»).
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Триединая цель урока:
- Образовательная:
- систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Площади».
- Развивающая:
- способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, анализировать условие задачи, составлять модель решения;
- способствовать развитию умений и навыков применять математические знания к решению практических задач, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях.
- Воспитательная:
- содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умения общаться.
Задачи урока:
- Выявить уровень подготовки учащихся по геометрии по данной теме, систематизировать полученные знания с помощью приема «Кластер»
- Помочь в развитии и самореализации творческих способностей личности; обучить приемам организации интеллектуального труда
- Научить учащихся находить главное
- Продолжить воспитание у учащихся уважительного отношения друг к другу, чувства товарищества, культуры общения, чувства ответственности.
План урока:
Содержание этапов урока |
Виды и формы работы |
1. Организационный момент. | 1. Приветствие учащихся. 2. Постановка целей урока и знакомство учащихся с планом урока. |
2. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Площади плоских фигур» | Составление первой части кластера |
3. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении простейших геометрических задач | Решение задач из сборника ЕГЭ (работа устно) |
4. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Площади многогранников и тел вращения» | Составление второй части кластера (групповая работа) |
5. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении геометрических задач | Решение задач из сборника ЕГЭ (работа в тетрадях) |
6. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении геометрических задач практического содержания | Решение практической задачи (работа с карточкой) |
7. Подведение итогов урока. | 1. Домашнее задание 2. Рефлексия урока учащимися и учителем 3. Выставление оценок |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Приветствие учащихся.
– Психологический настрой для вовлечения в
работу по теме.
– Объяснение учащимся правил работы на уроке.
– Мотивация учебной деятельности через
осознание учащимися значимости
изучаемого материала.
– Сообщение темы, цели и задачи урока, этапов
урока.
II. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Площади плоских фигур»
Учащимся предлагается составить кластер по
теме «Площади». На столах у каждого находится
лист (формат А4).
На листе делается посередине надпись «Площади».
Затем учащимся предлагается слева записать виды
плоских фигур и их площадей.
Одному обучающемуся можно предложить это
задание выполнить на доске. Затем групповое
обсуждение полученного кластера. Корректировка
кластера.
III. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении простейших геометрических задач. Работа устно.
Учащимся предлагается устно решить несколько
задач из сборника «Банк открытых заданий ЕГЭ по
математике». Работать предлагается в парах или
индивидуально. Обязательно необходимо
подчеркнуть, что при решении задач необходимо
применять формулы площадей, можно пользоваться
составленным кластером.
После небольшого обсуждения в парах, ответы
вслух. Обсуждение.
Учитель показывает чертеж из сборника, дети
говорят ответ.
Вопросы, задаваемые при обсуждении задач:
- Площадь какой фигуры находили?
- Какую формулу применяли?
- Можно ли решить данную задачу другим способом?
Предлагаемые задачи для устной работы:
(количество заданий можно увеличить или уменьшить в зависимости от времени урока)
На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см х 1 см изображена фигура. Найдите его площадь.
IV. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Площади многогранников и тел вращения»
Учащимся предлагается составить вторую часть
кластера по теме «Площади».
Необходимо записать справа виды многогранников
и тел вращения и их площадей.
Предлагается групповое обсуждение, при котором
учитель записывает все варианты, которые
предлагают учащиеся, учащиеся заполняют свой
кластер. Одновременно идет корректировка знаний
по теме.
(Приложение 1 –
примерный кластер по теме «Площади» и основные
формулы площадей. В зависимости от времени урока,
учащимся можно предложить заготовку с рисунками
или чистый лист, на котором они будут составлять
кластер. При этом все чертежи разрешается
строить без линейки и карандаша).
V. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении геометрических задач
Учащимся предлагается решить несколько задач
из сборника «Банк открытых заданий ЕГЭ по
математике». Работа у доски с записями решений.
Учащиеся делают записи в тетради.
Обсуждение.
Вопросы, задаваемые при обсуждении задач:
- Площадь какой фигуры находили?
- Какие формулы применяли?
Задачи из сборника для решения у доски
(количество задач может быть от 3 до 10 в зависимости от времени урока и уровня данного класса)
- Два ребра прямоугольного параллелепипеда, выходящие из одной вершины, равны 3 и 4. Площадь поверхности этого параллелепипеда равна 94. Найдите третье ребро, выходящее из той же вершины.
- Площадь поверхности куба равна 18. Найдите его диагональ.
- Найдите площадь боковой поверхности правильной шестиугольной призмы, сторона основания которой равна 5, а высота 10.
- Найдите площадь поверхности прямой призмы, в основании которой лежит ромб с диагоналями, равными 6 и 8, и боковым ребром, равным 10.
- Правильная четырехугольная призма описана около цилиндра, радиус основания и высота которого равны 1. Найдите площадь боковой поверхности призмы.
- Через среднюю линию основания треугольной призмы, площадь боковой поверхности которой равна 24, проведена плоскость, параллельная боковому ребру. Найдите площадь боковой поверхности отсеченной треугольной призмы.
- Стороны основания правильной четырехугольной пирамиды равны 10, боковые ребра равны 13. Найдите площадь поверхности этой пирамиды.
- Найдите площадь боковой поверхности правильной треугольной призмы, описанной около цилиндра, радиус основания которого равен v3, а высота равна 2.
- Стороны основания правильной шестиугольной пирамиды равны 10, боковые ребра равны 13. Найдите площадь боковой поверхности этой пирамиды.
VI. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении геометрических задач практического содержания.
Учащимся предлагается решить практическую задачу.
Задача: Определить площадь поверхности тетрапакета для молока (или сока)
- Закрепить практические навыки вычисления площади поверхности многогранников, формирование умений у учащихся вести исследовательскую работу;
- Определить количество картона, необходимое для изготовления тетрапакетов различной формы.
- Выяснить экономическую выгоду.
Ход работы:
- Определить основные формулы для работы
- Измерить размеры тетрапакетов
- Сделать необходимые вычисления и заполнить таблицу
Таблица 1. Определение площади поверхности тетрапакета, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда (вместимость 0,2 литра)
Кол-во пакетов |
Длина (а) |
Ширина (b) |
Высота (h) |
S основания (2аb) |
S боковой Поверхности (2аh + 2аh) |
S полной поверхности 2(ав + аh + bh) |
1 | 4,6 | 3,8 | 12 | 34,96 | 201,6 | 236,56 |
3000 | 709680 |
Таблица 2. Определение площади поверхности тетрапакета, имеющего форму правильного тетраэдра (вместимость 0,2 литра)
Кол-во пакетов |
Сторона грани (а, b, с) |
Полупериметр Грани Р/2 (3a/2) |
S1 одной грани (по ф-ле Геррона) |
S полной поверхности (S1 ?4) |
1 | 10, 13,13 | 18 | 60 | 240 |
3000 | 720000 |
Определим экономически выгодную упаковку.
Найдем, сколько завод будет экономить картона
в день, если будет выпускать 3000 пакетов молока.
Экономия на одном пакете составляет: 3,44 (см2)
Экономия на выпуске 3000 пакетов по 0,2 литра : 3000 х
3,44 = 10320(см2)
Экономия на выпуске 3000 пакетов по 1 литру: 3000 х 9,06 =
27180 (см2)
Для сравнения: площадь одного листа картона
5246 см2
Вывод: экономически более выгоден пакет,
имеющий форму прямоугольного параллелепипеда.
VII. Подведение итогов урока
1. Домашнее задание.
– Задачи из банка открытых задач ЕГЭ: №5061,
5067,5201, 21337.
– Оформить кластер, ответить на вопросы,
отмеченные в кластере
2. Выставление оценок
3. Рефлексия
– Что дает нам прием «Кластер»?
– Имеет ли практическое значение данная тема?
– Понравился ли вам урок?
4. Итог
Сегодня на уроке мы с вами обобщили тему
«Площади» и систематизировали основные формулы
с помощью приема «Кластер», увидели практическое
применение данной темы для решения задач,
применили знания при решении задач ЕГЭ.
Работа по закреплению данной темы будет
продолжаться, так как в нашем кластере остались
не заполненные места и вопросы.
Использованы материалы по подготовке к единому государственному экзамену – банк открытых заданий по математике, размещенный на официальном сайте www.ege.edu.ru
Приложение 2 – самоанализ данного урока с описанием приема «Кластер».