Цели:
- образовательная: расширение и углубление представлений обучающихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки;
- развивающая: пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
- воспитательная: приобщение родителей к участию и проведению внеклассного мероприятия.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, конверты с заданиями, музыкальное сопровождение, юла со стрелкой, табло, часы-таймер.
Подготовительная работа: подбор заданий, изготовление волчка со стрелкой, создание мультимедийной презентации.
Ход игры
Учитель: Добрый день, уважаемые зрители, гости и участники игры!
О значении и роли математики для прогресса других наук, для познания законов развития природы и общества в наше время говорить можно очень много. Без математики немыслимы ни дальнейший рассвет медицины, ни борьба за охрану окружающей среды, не рациональное управление государством. Математика ежечасно присутствует в нашей жизни. Когда мы садимся в автобус, включаем свет, находимся в магазине или кинотеатре – повсюду мы имеем дело с действием математических законов.
Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие по математике на тему “Математика вокруг нас” в форме игры “Что? Где? Когда?”.
Представляю вам команду знатоков, которая охотно согласилась принять участие в нашей игре:
Капитан команды знатоков: Фаворская Ирина Вадисовна, учитель-логопед;
Фаворский Юрий, ученик, который никогда не пропускает учебных занятий;
Гребенникова Нина Семеновна, бухгалтер;
Гребенникова Анастасия, отличница, организатор класса по дежурству; участница многих различных конкурсов;
Гильманова Зульфия Анваровна, учитель начальных классов;
Гильманова Маргарита, отличница, участница конкурсов, победительница математических игр и школьных олимпиад.
Также представляю вам нашего генерального спонсора: компанию “Родитель продакшн” и его генерального директора Корзанову Татьяну Александровну, которая предоставила призы для нашей игры. В конце игры она определит призовой вопрос, наиболее интересный и оригинальный. А также Татьяне Александровне придется определить самого активного знатока нашей сегодняшней встречи.
А сейчас об условиях нашей игры.
Перед участниками на столе расположены 12 вопросов
от зрителей, на которые знатоки должны ответить. С помощью волчка участники будут определять свой выбор вопроса. Если знатоки, в течение одной минуты правильно отвечают на вопрос, то им присуждается очко, а если неправильно, то очко присуждается зрителям. Посмотрим, удастся ли взять победу знатокам?
Прошу капитана команды крутить волчок. Пока крутится волчок, вопрос Нине Семеновне: “Как вы считаете, насколько ваша профессия связана с математикой?”. Вопрос для Ирины Вадисовны: “Где в повседневной жизни вы встречаетесь
с математикой?”. Вопрос для Зульфии Анваровны: “Вы в школе учили все теоремы с доказательствами? Вы помните, как звали вашего учителя по математике? Каким ценным советом можете поделиться с нами по поводу учебы?”.
Вопросы для игры
- Данное геометрическое понятие происходит от двух латинских слов “дважды” и “секу”, которые переводятся буквально как “рассекающиеся на две части”. О каком понятии идет речь? (О биссектрисе).
- На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик? (Архимед).
- Индейцы называли его “сунья”, арабские математики “сифр”. А как мы называем его сейчас? (Нуль).
- В древности не было такого термина. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет. В переводе с латинского данный термин означает “спица колеса”. Что это? (Радиус).
- Черный ящик. В нем положен предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе “игральная кость”. Данный предмет часто используется в различных играх маленькими детьми. Что в черном ящике? (Кубик).
- Слово, которым обозначается этот элемент треугольника, переводится с греческого языка как “натянутая тетива”. Что это? (Гипотенуза).
- Черный ящик. Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами-катапультами, которые изобрел для защиты этого города великий ученый Архимед. В черном ящике лежит еще одно изобретение Архимеда, которое и поныне используется в быту. Что в черном ящике? (Винт Архимеда, который используется в мясорубке).
- Вы, наверное, многое слышали о мистических числах. Например, число 13 называют “чертовой дюжиной”, число 666 – “число зверя, дьявола”. В то время как 3 и 12 – считались пифагорийцами “счастливыми” числами. А какое число у пифагорийцев олицетворяло здоровье, гармонию, разумность? (4).
- Этот ученый больше знаменит своими открытиями в физике. Но благодаря его занятиям математикой появилась высшая математика, элементы которой изучаются в старших классах. Что это за ученый? (Ньютон).
- Этот ученый увлекался не только математикой, но и астрономией, геодезией, физикой. Умер он в середине XIX века, завещав начертить на своей надгробной плите правильный семнадцатиугольник, вписанный в круг. Это была первая решенная им задача, которой он гордился больше всего. О каком ученом идет речь? (О Карле Фридрихе Гауссе).
- Многие из необычных чисел носят имена великих математиков. Например, число п называют числом Архимеда, число е = 2,718281 назвали неперово число. Оно было названо в честь Джона Непера, шотландского математика, изобретателя логарифмов. А какое число иногда называют числом Шехерезады? (1001).
- Внимательно следите за моими рассуждениями: 2 рубля = 200 копеек, следовательно, рубля = 2002 копеек. А значит, 4 рубля = 40000 копеек. Но это ведь не так. Как в математике называют рассуждения, аналогичные только что проведенными мною? (Софизмами).
Итак, мы поздравляем наших победителей!!!
Слово предоставляется спонсору – Татьяне Александровне. Она назовет, кто по ее мнению является достойным приза за лучший вопрос, и за активное участие в игре. Большое спасибо нашим знатокам, всем зрителям, гостям. До свидания!
Методические рекомендации (тезисы)
Данная игра может быть как личной, так и командной. Проводится она по правилам, аналогичным телевизионной игре. Игру можно провести для обучающихся 9-11 классов. Задания можно подбирать как по математике, так и по любым предметам. В данной игре задания подбирали дети.
Они пользовались сетью Интернет. Вопросы можно задавать зрителям из зала. Вопросы 2, 9, 10 являются фотовопросами, а к вопросу 3 можно подобрать историческую справку о происхождении нуля. Для игры необходим помощник. Это может быть ученик из этого же класса. Он помогает выставить счет и выносить “черный ящик” для вопросов 5 и 7.