Урок математики на тему "Алгебраические выражения и преобразования в материалах итоговой аттестации"

Разделы: Математика


Готовимся к жизни в новых условиях!
“Я смогу”, “Я сумею”,
“У меня всё получится”

Цели:

  • Организовать самостоятельную работу учащихся с экзаменационными материалами.
  • Предоставить учащимся возможность оценить свои математические способности путём выбора заданий.
  • Дать учащимся понять насколько важна систематизация знаний в математике на примере элемента содержания экзаменационной работы “Выражения и преобразования”.
  • Воспитание качеств личности, обеспечивающих развитие способности принимать самостоятельные решения.

Оборудование: бланки экзаменационного задания, бланки решённого варианта экзаменационного задания, элемент кодификатора содержания экзаменационной работы “Выражения и преобразования”, карточки с задачами.

Ход урока

1. Организационная часть

Сообщение темы, целей урока.

2. Работа устно

Работа с кодификатором содержания экзаменационной работы, конкретно с элементом “Выражения и преобразования”.

Каждый ученик получает кодификатор с разделом “Выражения и преобразования”. Ученики, читая, знакомятся с кодификатором. Находят ответы на вопросы, которые записаны на доске: “Что нам знакомо?”, “Что мы хорошо знаем?”, “О чём мы слышали?” Найдя ответы, записывают коды тем под соответствующим вопросом. Если могут, то приводят примеры.

3. Выбор заданий

Ученики получают бланки экзаменационных заданий (1 часть).

Выбирают традиционно поставленные для них задания и нетрадиционно, необычно, непривычно сформулированные задания.

Вопрос: “Для чего это сделано? Для чего сменили модель экзаменационной работы?”

Из проекта программы по математике:

Этим проверяется умение исследовать простейшие математические модели.

В направлении же личностного развития эти задания дают вам возможность достичь креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач.

В предметном направлении умение работать с математическим текстом, овладение языком математики.

На доске в 2 столбика ученики выписывают из бланка номера традиционных заданий и нетрадиционных.

Задание ученикам:

“Посчитайте, какой % составляют традиционно поставленные задания от общего количества заданий 1 части (16 заданий).

№ 1, 3, 5, 8, 10
5 заданий

16 – 100%
5 – Х%
Х = 31,25

№ 2, 4, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16
11 заданий

100% – 31,25 % = 68,75 %
нетрадиционно звучащих заданий

Ученики подводят итоги и делают вывод: мы видим, что для получения положительной оценки необходимо уметь читать, понимать, перекладывать ситуации заданий с русского языка на язык математики.

Учитель. Подобная смена модели экзамена направлена главным образом на формирование у вас способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; на овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных образовательных учреждениях, для применения в повседневной жизни.

4. Решение заданий

1 группа
№ 1, 3, 5, 8 решают на месте, либо у доски
2 группа
№ 4, 6, 9

Решают у доски разные ученики. Затем проверка и анализ решений. При затруднении можно воспользоваться готовым решением из бланка решённого варианта.

5. Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

Как в ЕГЭ, так и в экзаменационные работы за курс основной школы включены задания, проверяющие умения использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Из проекта примерной программы по математике в требованиях к результатам обучения и освоению курса: “Умение видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни”

Учитель. Найдите в варианте экзаменационной работы задания, связанные с нашей повседневной жизнью.

№ 2, 7.

Ученики решают эти задания на месте и у доски. Далее следует защита своих решений.

6. Построение и исследование математической модели

Выполняем № 11

Учитель. Закрываем представленные уравнения и составляем математическую модель задачи. Далее отвечаем на вопрос задания.

7. Готовимся к жизни в новых условиях. Видим математическую задачу в окружающей нас жизни.

Группы по 2 человека получают карточки с задачами.

Видим математическую задачу в окружающей нас жизни

  1. При покупке стиральной машины стоимостью 6500 р. покупатель предъявил вырезанную из газеты рекламу, дающую право на 5 % скидки. Сколько он заплатит за машину?
  2. Уровень воды в реке находился на отметке 2,4м. В первые часы наводнения он повысился на 5 %. Какой отметки при этом достигла вода в реке?
  3. Из объявления фирмы, проводящей обучающие семинары: “Стоимость участия в семинаре – 2000 р с человека. Группам от организаций предоставляются скидки: от 2 до 5 человек – 3%; более 5 человек – 5%”. Сколько должна заплатить организация, направившая на семинар группу из 8 человек?
  4. Некоторый товар поступил в продажу по цене 500 рублей. В соответствии с принятыми в магазине правилами, цена товара в течение недели остаётся неизменной, а в первый день каждой следующей недели снижается на 20% от текущей цены. По какой цене будет продаваться товар в течение третьей недели?
  5. Билет на автобус стоит 15 рублей. Какое максимальное число билетов можно будет купить на 100 рублей после повышения цены билета на 20% ?
  6. Магазин открывается в 10 часов утра, а закрывается в 10 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 15 до 16 часов. Сколько часов в день открыт магазин?
  7. Для приготовления маринованных огурцов на 1л требуется 12г лимонной кислоты. Хозяйка готовит две трёхлитровые банки маринада. В магазине продаются пачки лимонной кислоты по 10г. Какое наименьшее число пачек достаточно купить хозяйке для приготовления маринада?

Один из учащихся группы является руководителем.
По окончании решения задачи руководитель выступает перед коллективом (все остальные ученики класса), представляет работу группы.

7. Домашнее задание

Решение оставшихся заданий данного варианта, включая вторую часть.

8. Подведение итогов

Учитель: Сегодня мы готовились к жизни в новых условиях. “Я смогу”, “Я сумею”, “У меня всё получится”. Вы должны учиться отвечать за своё здоровье, за своё умственное, интеллектуальное развитие.

Думаю, что вы почувствовали особенность экзаменационной работы, также как и то, что при работе по математике не должно быть пробелов, любое незнание, отсутствие умений и навыков, приводит к фатальной невозможности дальнейшего обучения предмету.