Цели и задачи:
- Закрепление знания обучающихся о холодной гамме цвета в живописи.
- Обучающая – понимание языка различных видов искусства, их взаимосвязи. Учиться понимать язык живописи, определять и работать холодными цветами.
- Развивающая – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их наблюдений, переживаний, раздумий.
- Воспитательная – воспитание в ребёнке мыслящего художника.
Методы и приёмы:
- словесный
- наглядный
- практический (рисование)
Оснащение кабинета ИЗО:
- Компьютер
- Магнитофон
- Наглядные пособия,
- Задание для работы по изобразительному искусству,
- Репродукции картин художников.
Материалы:
- Акварель,
- Гуашь,
- Кисти,
- фломастеры
Зрительный ряд:
- Отрывок из мультфильма “Снежная королева”,
- Репродукции В. В. Васнецова, М.А.Врубеля.
Литературный ряд: сказка про тёплые и холодные Красочки
Музыкальный ряд: детские песни о зиме, В. Вивальди “Времена года”.
Репродукции:
- В.В.Васнецов “Три царевны подземного царства”,
- Иван Билибин “Красный Всадник”.
- М.А. Врубель “Царевна-Лебедь”,
- Л. Золотарёв “Снежная королева”
План занятия:
- Организационный момент.
- Художественный образ в литературе и музыке.
- Работа с текстом.
- Работа с репродукциями.
- Прослушивание музыкальных фрагментов.
- Практическое задание.
- Подведение итогов.
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! В начале занятия обучающимся предлагаю взять свои стулья и сесть, организовав из них круг. Так мы сможем плодотворнее работать. В “тесном кругу”.
Педагог: Давайте мы вместе с вами на занятии по изобразительному искусству придумаем сказку, о красках тёплых и холодных. А потом с героями нашей сказки выполним задание. Помогайте мне.
В некотором царстве, красочном государстве живут- поживают разноцветные краски. На одном берегу извилистой речки устроились тёплые краски – на другом, …какие?
(Дети включаются в работу и помогают придумывать сказку.)
Дети (перечисляют): красная, оранжевая, жёлтая, зелень травяная и т.д. По цвету, они напоминают солнце и огонь. Поэтому их и прозвали “тёплыми”. И рисуют этими цветами апельсины, подсолнухи, землянику, цыплят, солнце, огонь и т.д.
Педагог: А на другом берегу живут другие краски – голубая, синяя, фиолетовая. И похожи они на цвет льда, цвет морозного утра, моря и грозовой тучи, а потому и называют их холодными красками.
Дети: Этими красками рисуют небо, море, васильки, колокольчики. Да разве всё перечислишь!
Педагог: Но вот однажды тёплые и холодные краски поспорили друг с другом – кто из них красивее и главнее для Художника. Поспорили так, что перестали не только работать вместе, но и здороваться перестали.
Извилистая речка разнесла молву об этих спорах по всему свету. Услышали про то Солнышко и Тучка. Стали думать, как объяснить неразумным краскам, что все они красивы и нужны Художнику.
И вот, что придумали…
Солнышко предложило холодным краскам нарисовать картину жаркой Африки. Как ни старались голубые, синие и фиолетовые цвета, от картины так и не повеяло африканским зноем.
Дети (придумывают продолжение сюжета). А Тучка попросила тёплые краски изобразить холодное Северное море, узоры на стекле, снег и т.д.
Ничего хорошего из этого, конечно же, не получилось.
Только так удалось убедить спорящих, что все краски хороши!
Подумали – подумали тёплые краски, и холодные с ними сразу согласились, что нужно помириться. И помирились.
Засияло от радости Солнышко, а Тучка даже слегка прослезилась, и над речкой появилась радуга. А если внимательно в нее всмотреться, то можно заметить, что радуга- это дружба тёплых и холодных красок.
Педагог: Давайте рассмотрим репродукции художников: В.В.Васнецова “Три царевны подземного царства”, иллюстрацию Ивана Билибина “Красный Всадник”. Л. Золотарёва иллюстрацию к сказке “Снежная королева”, М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь” и сравним их. Все они написаны в разных цветовых гаммах.
Обсуждаем их, обучающиеся пытаются объяснить, почему в работах цветовая гармония. В сюжетах художника Л. Золотарёва и Михаила Врубеля героини нарисованы в холодной гамме (Приложение 1), а в работах В. Васнецова и Ивана Билибина персонажи нарисованы в тёплом колорите (Приложение 2)
Педагог: Что же такое колорит?
Колорит – система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства. Колорит: служит средством эмоциональной выразительности в живописи, в цветной графике, во многих произведениях декоративного искусства; является важным средством создания художественного образа, вызывающим ответные эмоции зрителей. Может быть: теплым или холодным, спокойным или напряженным, ярким или блёклым.
Смотрим небольшой отрывок из мультфильма “Снежная королева”. Обсуждаем его с обучающимися.
– Какая изображена зима?
– Как художники передают образ “Снежной
королевы”?
– Какой и почему используется колорит?
– Как он помогает нам узнать характер героини
произведения?
Педагог: Давайте сейчас разделимся на 2 команды. Подойдите и возьмите на столе заготовленные для вас прямоугольники. Одни красные, а другие синие. Теперь встанем в команды по цветам.
Задание 1 (Приложение 3)
Каждой команде даётся таблица. Там есть название цвета, а вот самого цвета нет. Вам нужно под каждым названием поставить цветовой элемент. Не торопитесь, подумайте, обсудите. ( Работа с профессиональной терминологией, дети вспоминают название цветов).
Обучающиеся начинают работу. В таблицу вставляют цветовые пятна.
Вот теперь вы все цвета нарисовали. Теперь вам надо из этой таблицы вырезать только цвета относящиеся к холодной гамме. /это задание закрепляет знания/
(Во время выполнения практического задания не забывайте о технике безопасности при работе с ножницами и кисточками).
Перед тем как вы начнёте выполнять 2 задание, выполним гимнастику для глаз.
Проветрим кабинет.
Задание 2 (Приложение 4 и Приложение 5)
Педагог: Ваши команды вырезали холодные цвета из таблиц. Используя их, раскрасьте вот таких весёлых пингвинят. Раздаются командам заготовки рисунков на формате А 3. Вешаем задания на мольберты. Раскрашивая свои картины, внимательно подбирайте цвета. Они должны относится к холодной гамме. Дети работают с заданием.
Включается музыкальный ряд с зимней тематикой детских песен.
Пока команды работают, прохожу и смотрю за работой ребят.
По окончанию работы предлагается командам выставить работы на мольберты.
Идёт обсуждение: правильно ли все команды выбрали цвета? Находим ошибки, исправляем их вместе. Можно ли объединить эти рисунки?
Обучающиеся: выводы делаются самими обучающимися. Проверяем, правильно ли выбраны цвета? Эти работы можно объединить по композиции, пингвины катятся навстречу друг к другу. По цветовому колориту тоже можно их объединить, рисунки выполнены в холодной гамме. Пингвины получились весёлые и озорные.
Педагог: Вы правильно выполнили задание. Понравилось вам занятие? Дети ведут обсуждение, говорят, что понравилось, а что надо сделать по-другому.
– Спасибо всем за работу. Я думаю, вам занятие понравилось!