Цели:
- Обучающая: формирование представления о букве “Ф” как значке для обозначения звуков [ф] и [ф`]; сформировать в памяти учащихся чётко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной и заглавной буквы “Ф”, совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове.
- Развивающая: Совершенствовать действие моделирования; учить планировать; учить оценивать другие работы и свою работу; формирование умения наблюдать.
- Воспитательная: Учить доказывать и отстаивать своё мнение, свою позицию; учить слушать друг друга в групповой, парной и коллективной работе.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- групповая;
- парная;
- индивидуальная;
- фронтальная.
Средства обучения:
- В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин. Букварь. 1 класс, ч.2.(2009 г.)
- Раздаточный материал для учеников.
- Дидактический материал на доске.
- Мультимедийный проектор.
- Маркеры для работы в группах.
Ход урока
1. Организационный момент.Составление плана урока
(Приложение 1. Слайд 2)
2. Актуализация знаний. Создание “ситуации успеха”
– С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (С согласной буквой “ В”, которая служит для обозначения согласных звуков [в] и [в`]).
– Составьте и запишите слова. (Слайд 3)
Проверьте (Слайд 4).Какое слово лишнее и почему? (Слово “воля”, т.к. все остальные слова – имена собственные)
3. Постановка учебной задачи
Дядюшка Ус приготовил для нас скороговорку. Попробуйте её прочитать.(Слайд 5) А можем ли мы записать первые слова каждой строчки?
Мы не можем записать эти слова, потому что не знаем букву “ф”.
Итак, какая задача стоит перед нами? (Знакомство с буквой “ф”)
4. Решение учебной задачи
– Отгадайте загадки и составьте звуковые модели слов (работа в тетрадях по моделированию) (Слайды 6, 7)
– Какой первый звук в слове “филин”? А кто знает какой буквой обозначается этот звук? Давайте её напишим.
– Какой первый звук в слове “форма”? А какой буквой его обозначим? А она гласная или согласная? Почему?
– Итак, какую же работу выполняет буква “Ф”?(Слайд 8) А в каком домике будет жить эта буква? Почему?
– Чтение слоговых таблиц. (Работа в парах)
5. Физкультминутка
– Вставайте, если услышите звук [ф], [ф`] в словах: кофта, ваза, шарф, Вася, ширма, ферма, вагон, фазан, вилка.
– Игра “Поймай слово”(по первому звуку): мягкий звук – ловим(хлопаем), твёрдый звук – гоним(топаем):фабрика, Федя,фуфайка, шофёр, фикус, светофор, филин, фонари.
1. Формирование зрительно-двигательного образа строчной буквы “ф” в памяти учащихся.
– Хотели бы вы научиться писать эту букву?
Учитель демонстрирует таблицу четырёх форм буквы “ф”: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы “ф”.Что значить сравнить? (найти общее и отличие)
– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква “ф”.
– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква “ф”.
- Учитель даёт сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания строчной буквы “ф” на доске мелом.
- Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы “ф” под счёт.
- Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счёт сначала “в воздухе”, а затем под счёт по тетради.
- Упражнение в письме соединений.
- Анализ и запись слов.
2. Работа в группах
– Прочитайте слова (Букварь часть 2 с.17) и подберите слова к схемам.
(Слайд9)
– К какой схеме сложнее было подобрать слова? Почему?
3. Работа с текстом
- Первичное знакомство с текстом. Словарная работа.(Слайды 10–12)
- Жужжащее чтение.
- Чтение текста в парах. Составление вопросов по тексту.
– Задайте свои вопросы товарищам.( Что доверили Феде? Кто Федя? Где флаг?...)
4. Формирование зрительно-двигательного образа заглавной буквы “Ф” в памяти учащихся.
– Прочитайте слова. Какое слово лишнее и
почему?
– Можем ли мы написать это слово? Почему?
Далее проводится работа аналогичная п.1.
6. Итоговая рефлексия
– Чем занимались на уроке?
– Давайте вернёмся к плану урока. Всё ли удалось
нам выполнить?
– Что было трудно? А интересно?