План-конспект урока по обучению грамоте на тему «Буква Ф и её работа»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающая: формирование представления о букве “Ф” как значке для обозначения звуков [ф] и [ф`]; сформировать в памяти учащихся чётко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной и заглавной буквы “Ф”, совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове.
  • Развивающая: Совершенствовать действие моделирования; учить планировать; учить оценивать другие работы и свою работу; формирование умения наблюдать.
  • Воспитательная: Учить доказывать и отстаивать своё мнение, свою позицию; учить слушать друг друга в групповой, парной и коллективной работе.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная;
  • фронтальная.

Средства обучения:

  1. В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин. Букварь. 1 класс, ч.2.(2009 г.)
  2. Раздаточный материал для учеников.
  3. Дидактический материал на доске.
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Маркеры для работы в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.Составление плана урока

(Приложение 1. Слайд 2)

2. Актуализация знаний. Создание “ситуации успеха”

– С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (С согласной буквой “ В”, которая служит для обозначения согласных звуков [в] и [в`]).

Составьте и запишите слова. (Слайд 3)

Проверьте (Слайд 4).Какое слово лишнее и почему? (Слово “воля”, т.к. все остальные слова – имена собственные)

3. Постановка учебной задачи

Дядюшка Ус приготовил для нас скороговорку. Попробуйте её прочитать.(Слайд 5) А можем ли мы записать первые слова каждой строчки?

Мы не можем записать эти слова, потому что не знаем букву “ф”.

Итак, какая задача стоит перед нами? (Знакомство с буквой “ф”)

4. Решение учебной задачи

– Отгадайте загадки и составьте звуковые модели слов (работа в тетрадях по моделированию) (Слайды 6, 7)

– Какой первый звук в слове “филин”? А кто знает какой буквой обозначается этот звук? Давайте её напишим.

– Какой первый звук в слове “форма”? А какой буквой его обозначим? А она гласная или согласная? Почему?

– Итак, какую же работу выполняет буква “Ф”?(Слайд 8) А в каком домике будет жить эта буква? Почему?

– Чтение слоговых таблиц. (Работа в парах)

5. Физкультминутка

– Вставайте, если услышите звук [ф], [ф`] в словах: кофта, ваза, шарф, Вася, ширма, ферма, вагон, фазан, вилка.

Игра “Поймай слово”(по первому звуку): мягкий звук – ловим(хлопаем), твёрдый звук – гоним(топаем):фабрика, Федя,фуфайка, шофёр, фикус, светофор, филин, фонари.

1. Формирование зрительно-двигательного образа строчной буквы “ф” в памяти учащихся.

– Хотели бы вы научиться писать эту букву?

Учитель демонстрирует таблицу четырёх форм буквы “ф”: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы “ф”.Что значить сравнить? (найти общее и отличие)

Назовите элементы, из которых состоит строчная буква “ф”.

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква “ф”.

  1. Учитель даёт сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания строчной буквы “ф” на доске мелом.
  2. Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы “ф” под счёт.
  3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счёт сначала “в воздухе”, а затем под счёт по тетради.
  4. Упражнение в письме соединений.
  5. Анализ и запись слов.

2. Работа в группах

– Прочитайте слова (Букварь часть 2 с.17) и подберите слова к схемам.

(Слайд9)

К какой схеме сложнее было подобрать слова? Почему?

3. Работа с текстом

  1. Первичное знакомство с текстом. Словарная работа.(Слайды 10–12)
  2. Жужжащее чтение.
  3. Чтение текста в парах. Составление вопросов по тексту.

– Задайте свои вопросы товарищам.( Что доверили Феде? Кто Федя? Где флаг?...)

4. Формирование зрительно-двигательного образа заглавной буквы “Ф” в памяти учащихся.

– Прочитайте слова. Какое слово лишнее и почему?
– Можем ли мы написать это слово? Почему?

Далее проводится работа аналогичная п.1.

6. Итоговая рефлексия

– Чем занимались на уроке?
– Давайте вернёмся к плану урока. Всё ли удалось нам выполнить?
– Что было трудно? А интересно?