Методические разработки по курсу "Окружающий мир" в 3-м классе по теме: "Воздух и его свойства"

Разделы: Начальная школа


Урок 1. Тема: “Океан, которого нет на карте и глобусе”

Задачи урока:

  • формирование знаний учащихся о воздушном океане Земли – атмосфере, с помощью опытов показать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и в воде;
  • развитие познавательного интереса с помощью поиска дополнительной информации в литературных источниках и справочниках.
  • формирование умения работать в паре и группе, соблюдать правила поведения при проведении опытов

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, мелкие кусочки бумаги, стаканы с водой, комочки почвы, сухари, мел.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Работа с содержанием учебника.

- Назовите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока

“Океан, которого нет на карте и глобусе”

(Учитель на доске записывает тему урока)

3. Актуализация знаний

- Вспомните и расскажите, как выглядит Земля на фотоснимках, сделанных из космоса.

- Земля выглядит как шар голубого цвета. Этот цвет дает не только вода пяти океанов Земли, но и облака в ее атмосфере.

- Рассмотрите рисунок на странице 96. Предположите, о каком океане пойдет речь на уроке.

- Это воздух, окружающий планету Земля.

- Урок, действительно, посвящен необычному океану, которого нет на карте и глобусе. Атмосфера- это “шестой голубой океан” планеты. Дном этого воздушного океана является сама Земля.

- Какое значение для нашей планеты имеет атмосфера?

(Дети высказывают предположения из своего жизненного опыта и полученных ранее знаний).

- Атмосфера защищает планету от губительного излучения Солнца и холода космического пространства.

Значение атмосферы для дыхания живых организмов.

4. Работа с учебником. Работа в паре.

- Изучите самостоятельно страницы 96-97 и обсудите с соседом по парте.

- Зачем нам и всем живым организмам нужна атмосфера?

Выводы учащихся:

1. Атмосфера защищает Землю от метеоритов, губительного излучения и холода космического пространства.

Обобщение учителя:

На пути Земли в космическом пространстве встречается немало мелких камней и огромных каменных глыб, которые движутся вокруг Солнца. Избежать столкновения невозможно. Когда метеориты пролетают вблизи Земли, некоторые из них влетают в земную атмосферу со скоростью 30- 200 тысяч километров в час.

- А, сейчас, потрите рука об руку. Что вы чувствуете?

Если потереть сильно ладони рук друг о друга, то они разогреются. Это результат трения. То же происходит камнями во время полета в атмосфере.

Они так сольно разогреваются, что сгорают в атмосфере, не достигнув поверхности Земли. Однако некоторые наиболее крупные из небесных камней удается пробить “броню” Земли и достичь ее поверхности. Камни, упавшие на Землю, называются метеоритами. Если бы не было, воздушной оболочки, небесные камни сыпались бы сплошным дождем.

Вывод учащихся:

2. Слой воздуха, нагретый у поверхности Земли, как одеяло удерживает тепло. Он не дает Земле нагреваться или охлаждаться до той температуры, при которой все живое гибнет.

Обобщение учителя.

Давайте, сравним такие научные факты:

  • У Меркурия и Луны нет атмосферы, оттого там резкие перепады жары и холода.
  • Днем на Меркурии поверхность раскаляется до +420 С, с приходом ночи охлаждается до – 180 С.
  • Поверхность Луны, освещенная Солнцем, нагревается до +130 С, а ночью остывает до -180 С.
  • Воздух относится к неживой природе Земли, но без него жизнь невозможна.

- Где можно обнаружить воздух?

- Воздух находится вокруг нас. Воздух содержится в почве, в живых организмах, в воде.

- Почему же мы не видим воздух?

- Воздух прозрачный и бесцветный.

- Если воздух прозрачен и бесцветен, то откуда мы знаем, что он существует?

-Воздух можно обнаружить, если быстро двигаться. Воздух можно почувствовать, когда подносишь руку к клапану надувного матраца, круга. Или если сдуть воздушный шарик.

5. Практическая работа. Работа в группе.

Для дальнейшей работы нам надо разделиться группы. Каждая группа выполняет все три опыта.

- Сейчас, выполнив следующие опыты, мы докажем присутствие опыта вокруг нас.

- Давайте вспомним правила поведения опытов.

(Дежурный раздает карточки, на которых разработаны “Правила поведения при проведении опытов”).

Учащиеся используют текст в учебнике в качестве инструкции, проводят опыты и записывают в “Тетради для самостоятельных работ” результаты. Представитель каждой группы рассказывает о проведении одного из трех опытов и зачитывает выводы из тетради.

1 опыт. Необходимо положить на столе несколько мелких кусочков бумаги и взмахнуть над ними газетой.

- Что произойдет?

- Они перелетят на другое место.

- Почему?

- Воздух пришел в движение и “подхватил” на своем пути бумагу.

2 опыт. Опустить в стакан с водой комочек почвы, сухаря, мела.

- Что ты наблюдаешь?

- К поверхности воды начинают подниматься мелкие пузырьки.

- Откуда они появились?

- Когда тело опускают в воду. Она вытесняет воздух из всех щелей и отверстий, которые он занимал. В форме пузырьков воздух стремится к поверхности воды.

3 опыт. Надо налить в стакан холодную воду, поставить его в теплое место и дать воде нагреться.

- Что вы наблюдаете?

- Через некоторое время в воде и на стенках стакана появятся пузырьки воздуха.

- Откуда они взялись?

- Воздух есть в воде. Он растворен в ней.

6. Закрепление

- Давайте ответим на вопрос на странице 99.

Маша попросила Мишу убрать пустой стакан. Миша сказал, что на столе нет пустых стаканов. Один заполнен водой, второй- молоком, а третий воздухом.

Как вы думаете, прав ли Миша?

- Миша прав в своих рассуждениях. Сосуды, которые нам кажутся пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

- Какой снег лучше предохраняет почву от замерзания: рыхлый или плотный? Почему?

- Рыхлый снег лучше предохраняет почву от замерзания. В рыхлом снеге между снежинками больше воздуха, чем в плотном снеге. А воздух плохо проводит тепло.

7. Задание на дом

Выполните опыты вместе с родителями и сделайте соответствующие выводы.

Урок 2. Тема: “Воздух - смесь газов”

Задачи урока:

  • расширить знания о том, что воздух смесь газов, содержащая примеси
  • познакомить со свойствами кислорода и углекислого газа;
  • развивать умение применять, полученные знания, анализировать, выполненную работу;
  • формировать умение работать в группе и паре.

Оборудование и наглядные пособия: мультимедийный комплекс для сопровождения урока, учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, спички свечка на подставке, бутылочка с известковой водой, стеклянная трубочка или соломинка.

Ход урока.

1.Организационный момент

2. Работа с содержанием и определение темы урока

- Посмотрите в содержание учебника и назовите тему сегодняшнего урока.

(Учитель на доске записывает тему урока).

- “Воздух - смесь газов”

3. Изучение нового материала

- Воздух - это смесь газов. А из каких веществ состоит воздух?

(Дети высказывают свои предположения).Слайд 2

4. Работа с учебником

(Комментированное чтение помогает уточнить знания)

- В состав воздуха входят азот, кислород, углекислый газ и некоторые другие газы.

- Кислород, углекислый газ и азот – постоянные составные газы воздуха.

- Кроме постоянных газов в воздухе могут находиться примеси, содержание которых непостоянно. Это водяные пары, частицы дыма и пыли. Частички соли и микробы.

- Рассмотрите диаграмму “Состав воздуха” (слайд 3), чтобы лучше представить количественный состав воздуха представьте, в 100 литрах воздуха содержится :

  • 78 литров – азота,
  • 20 литров - кислорода
  • 1 литр - углекислого газа
  • и другие примеси

5. Самостоятельная работа в “Тетради для самостоятельных работ”.

- Выполните в тетради на странице 37 задание 51. Сравните свои ответы с ответом соседа.

Беседа о роли кислорода

Ученики вслух по цепочки читают в учебнике на странице 100-101.

- Один из необходимых газов, входящих в состав воздуха является кислород. Для чего необходим кислород?

На доске записываются выводы:

  1. Для дыхания человека, животных и растений.
  2. Растворенный в воде кислород расходуется при дыхании обитателями водоемов.
  3. В хозяйственной деятельности. При сжигании топлива в двигателях.
  4. Кислород поддерживает горение

6.Практическая работа Инструктаж по технике безопасности, слайд 4.

Опыт 1. Слайд 5

Учитель проделывает опыт. Дети наблюдают.

Горящую свечу накрываем стеклянной банкой. Свеча некоторое время горит, а потом гаснет.

- Почему?

- В банке кончился воздух.

- Нет, воздуха в банке достаточно. Ученые установили, что в воздухе нет кислорода, но много углекислого газа. Кислород в банке израсходовала горящая свеча.

Вывод. Слайд 6.

Кислород поддерживает горение. Углекислый газ выделяется при любом горении - дров, угля, нефти, табака, и других горючих веществ, и горения не поддерживает.

- Как можно помочь человеку, если у него загорелась одежда?

- Укрыть плотной тканью, чтобы не поступал кислород.

Опыт 2.

- А когда еще выделяется углекислый газ?

- Углекислый газ выделяется при дыхании.

Учитель выполняет. Дети наблюдают.

- Выявить наличие углекислого газа помогает известковая вода. Этот раствор в присутствии углекислого газа мутнеет. Мы убедимся, что при дыхании выделяется углекислый газ. Учитель берет в одну руку пробирку с известковой водой. А в другую - стеклянную трубочку или соломинку. Он делает вдох и выдыхает воздух через соломинку в прозрачную известковую воду. Вода на глазах мутнеет.

Вывод: при дыхании выделяется углекислый газ. Слайд 7

7. Работа с учебником (выборочное чтение)

- Какое важное условие жизни на Земле?

- Постоянный состав воздуха.

- Но во всех странах мира ежегодно сжигаются миллиарды тонн топлива. Поэтому возрастает расход кислорода и увеличивается поступление углекислого газа в атмосферу. Люди, животные, растения и даже микробы дышат и также поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

- Почему в целом на планете состав воздуха остается постоянным?

- Зеленые растения - это главный источник пополнения запасов кислорода на Земле. В растениях под воздействием солнечного света из углекислого газа и воды образуются питательные вещества и кислород.

8. Закрепление и расширение знаний

Работа с хрестоматией. Статья “Воздух, которым мы дышим”.

- Нужен ли кислород зеленым растениям?

- Да. Кислород необходим для дыхания.

- Как зеленые растения поддерживают равновесие в газовом составе атмосферы? (хрестоматия).

8.Обобщение изученного материала Игра “Круг”.

Учащиеся встают в круг и по очереди одним предложением рассказывают, что нового узнали при изучении новой темы.

9. Задание на дом

В тетради для самостоятельных работ выполнить задание 52 на странице 38

- Дополни предложение.

Урок 3. Тема урока: Свойства воздуха”

Заседание клуба “ Мы и окружающий мир”

Задачи урока:

  • с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а охлаждении - сжимается, что теплый воздух легче холодного;
  • формировать умения в проведении опытов, формулировки выводов;
  • воспитывать чувство коллективизма и умение работать в группе.

Оборудование и наглядные пособия: мультимедийный комплекс для сопровождения урока, учебники, тетради для самостоятельной работы, хрестоматии, широкие сосуды с водой, стеклянные стаканы, велосипедный насос, петельные пружины, весы для определения веса воздуха, колбы со вставленной стеклянной трубкой, стаканы с водой, бумажные змейки для определения движения теплого воздуха, проволока или вязальная спица, карточки с правилами проведения опытов.

Ход урока.

- Сегодня, мы открываем заседание клуба “Мы и окружающий мир”. Председателем нашего заседания будет ученик 3 “Б” класса_________________.

(Учитель занимает место ученика, а председатель – специально отведенное место перед доской).

Председатель дает задание члену клуба.

- Записать на классной доске тему заседания “Свойства воздуха”.

- Всем членам клуба дома подготовить доклад “Свойства воздуха”.

- Предположите, что мог рассказать Миша о свойствах воздуха.

- Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло

(Специально подготовленный ученик рассказывает о том, как прошло заседание клуба в школе села Мирное). Слайд 8.

- Давайте прочтем второй и третий абзацы параграфа (стр.103)

- Какие вопросы задает Миша на заседании клуба?

- Как доказать, что в стакане воздух, если его не видно?

- Как взвесить воздух, тяжести которого не ощущаем?

Учитель.

- Какой выход предлагает Костя Погодин?

- Костя Погодин предлагает Мише вместе с членами клуба провести опыты с воздухом, которые помогут ему найти ответы на вопросы.

Практическая часть заседания клуба

Порядок работы в группе. Слайд 9.

  1. Председатель назначает руководителей групп. Руководители групп берут со стола учителя приборы для проведения 1 и 2 опытов: широкий стеклянный сосуд, стеклянный стакан и насос.
  2. Руководители групп напоминают членам группы правила поведения во время проведения опытов.
  3. Цель и план первых опытов читаем в учебнике. Коллективно в группе обсуждают план проведения опытов
  4. Результаты опыта учащиеся обсуждают в группе. Записывают в тетради для самостоятельных работ результаты обсуждения.

Опыт 1. Слайд 10.

Цель: доказать, что воздух занимает место (пространство).

Составление плана проведения опыта.

- Перевернутый вверх дном стакан опусти в широкий сосуд, наполненный водой.

- Удалось ли тебе почувствовать легкое сопротивление?

- Увидели вы, что вода не может заполнить стакан?

Вывод: воздух, находящийся в стакане, не “уступает” своего места воде.

- Не вынимая стакана из воды, слегка наклони его.

Что вы заметили?

- Из стакана выйдет воздушный пузырь, и часть воды войдет в стакан

Вода при таком положении стакана не может заполнить его полностью.

Вывод: воздух, как и любое другое тело, занимает пространство в окружающем мире. Слайд 11.

Вывод оформляется в тетради для самостоятельных работ.

Опыт 2.

Цель: проверить, можно ли сжать воздух?

Составление плана проведения опыта.

- Плотно прикрой пальцем левой руки отверстие велосипедного насоса, а правой рукой нажми на поршень.

Потом, не убирая пальца от отверстия, отпускай поршень.

- Что вы почувствовали?

- Палец, которым закрыто отверстие, чувствует, что воздух на него очень сильно давит. Но поршень с трудом, но сдвинется.

- Что это значит?

Вывод: воздух можно сжать.

-Почему? Когда ты отпускаешь поршень, он сам возвращается в первоначальное положение.

Вывод: Воздух обладает упругостью.

Примечание учителя: упругими называют тела, которые после прекращения сжатия принимают первоначальную форму. Сжатый воздух тоже упруг, он стремится расшириться и занять прежнее место. Вывод оформляется в тетради для самостоятельных работ.

Опыт 3. Слайд12.

Цель: доказать, что воздух имеет массу.

Оборудование: весы для определения веса воздуха (две одинаковые баночки из - под напитков, скотч, воздушные шарики, две палочки).

Ход опыта.

- Прикрепи сдутые воздушные шарики к концам палочки с помощью скотча.

- Положи длинную палочку на середину короткой, так чтобы концы уравновешивали друг друга.

- Соедини их ниткой.

- Прикрепи скотчем короткую палочку к двум банкам.

- Надуй один шарик и снова прикрепи его к палочке тем же кусочком скотча.

- Установи на прежнее место.

- Что изменилось?

- Палочка наклоняется в сторону надутого шарика.

Воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее.

Вывод: воздух имеет массу и его можно взвесить. Слайд 13.

Опыт 4. Слайд 14.

Цель: исследовать, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении.

Составление плана проведения опыта.

Ход опыта.

- Нагреть колбу со вставленной в нее стеклянной трубкой теплом своих рук.

-Что вы наблюдаете?

- Из трубки в воду выходят пузырьки воздуха.

- Что это значить?

Вывод: это происходит потому, что воздух в колбе при нагревании расширяется. Слайд 15.

- Накрыть колбу смоченной в холодной воде салфеткой.

Что вы наблюдаете?

-Вода из стакана по трубке поднимается вверх.

Почему?

Вывод: при охлаждении воздух сжимается.

Вывод оформляется в тетради для самостоятельных работ.

Опыт 5. Слайд 16.

Цель: определить, куда движется теплый и холодный воздух.

- Используя змейку, которую изготовили на уроках технологии, сначала поместили над теплой батареей, потом - под открытой форточкой.

Составление плана проведения опыта

Проведение опыта

- Куда движется теплый воздух от батареи, а куда холодный воздух из открытой форточки?

Вывод: теплый воздух легче холодного и он стремится вверх. Слайд 17.

Вывод оформляется в тетради для самостоятельных работ.

Учитель предлагает группам выяснить практическое применение знаний о свойствах воздуха.

- Давайте выясним, где в жизни используются свойства воздуха. Для этого:

1 группа в хрестоматии изучает и обсуждает рассказ “Колокол, который никогда не звонил”;
2 группа – “А воздух совсем ничего не весит?”
3 группа – “Можно ли нарисовать невидимку?”

Представители каждой группы рассказывают о прочитанном

Обобщение и подведение итогов выполняет учитель

- Давайте вернемся к самому началу урока и вспомним задание.

- Подготовить доклад “Свойства воздуха”.

Работа в группах

Обсуждение плана доклада по этой теме

  1. Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло
  2. Воздух, как и любое другое тело, занимает пространство в окружающем мире.
  3. Воздух можно сжать. Воздух обладает упругостью.
  4. Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении воздух сжимается.
  5. Теплый воздух легче холодного и он стремится вверх.

Задание на дом

Подготовить по составленному плану доклад.