Урок 1. Тема: “Океан, которого нет на карте и глобусе”
Задачи урока:
- формирование знаний учащихся о воздушном океане Земли – атмосфере, с помощью опытов показать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и в воде;
- развитие познавательного интереса с помощью поиска дополнительной информации в литературных источниках и справочниках.
- формирование умения работать в паре и группе, соблюдать правила поведения при проведении опытов
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, мелкие кусочки бумаги, стаканы с водой, комочки почвы, сухари, мел.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Работа с содержанием учебника.
- Назовите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока
“Океан, которого нет на карте и глобусе”
(Учитель на доске записывает тему урока)
3. Актуализация знаний
- Вспомните и расскажите, как выглядит Земля на фотоснимках, сделанных из космоса.
- Земля выглядит как шар голубого цвета. Этот цвет дает не только вода пяти океанов Земли, но и облака в ее атмосфере.
- Рассмотрите рисунок на странице 96. Предположите, о каком океане пойдет речь на уроке.
- Это воздух, окружающий планету Земля.
- Урок, действительно, посвящен необычному океану, которого нет на карте и глобусе. Атмосфера- это “шестой голубой океан” планеты. Дном этого воздушного океана является сама Земля.
- Какое значение для нашей планеты имеет атмосфера?
(Дети высказывают предположения из своего жизненного опыта и полученных ранее знаний).
- Атмосфера защищает планету от губительного излучения Солнца и холода космического пространства.
Значение атмосферы для дыхания живых организмов.
4. Работа с учебником. Работа в паре.
- Изучите самостоятельно страницы 96-97 и обсудите с соседом по парте.
- Зачем нам и всем живым организмам нужна атмосфера?
Выводы учащихся:
1. Атмосфера защищает Землю от метеоритов, губительного излучения и холода космического пространства.
Обобщение учителя:
На пути Земли в космическом пространстве встречается немало мелких камней и огромных каменных глыб, которые движутся вокруг Солнца. Избежать столкновения невозможно. Когда метеориты пролетают вблизи Земли, некоторые из них влетают в земную атмосферу со скоростью 30- 200 тысяч километров в час.
- А, сейчас, потрите рука об руку. Что вы чувствуете?
Если потереть сильно ладони рук друг о друга, то они разогреются. Это результат трения. То же происходит камнями во время полета в атмосфере.
Они так сольно разогреваются, что сгорают в атмосфере, не достигнув поверхности Земли. Однако некоторые наиболее крупные из небесных камней удается пробить “броню” Земли и достичь ее поверхности. Камни, упавшие на Землю, называются метеоритами. Если бы не было, воздушной оболочки, небесные камни сыпались бы сплошным дождем.
Вывод учащихся:
2. Слой воздуха, нагретый у поверхности Земли, как одеяло удерживает тепло. Он не дает Земле нагреваться или охлаждаться до той температуры, при которой все живое гибнет.
Обобщение учителя.
Давайте, сравним такие научные факты:
- У Меркурия и Луны нет атмосферы, оттого там резкие перепады жары и холода.
- Днем на Меркурии поверхность раскаляется до +420 С, с приходом ночи охлаждается до – 180 С.
- Поверхность Луны, освещенная Солнцем, нагревается до +130 С, а ночью остывает до -180 С.
- Воздух относится к неживой природе Земли, но без него жизнь невозможна.
- Где можно обнаружить воздух?
- Воздух находится вокруг нас. Воздух содержится в почве, в живых организмах, в воде.
- Почему же мы не видим воздух?
- Воздух прозрачный и бесцветный.
- Если воздух прозрачен и бесцветен, то откуда мы знаем, что он существует?
-Воздух можно обнаружить, если быстро двигаться. Воздух можно почувствовать, когда подносишь руку к клапану надувного матраца, круга. Или если сдуть воздушный шарик.
5. Практическая работа. Работа в группе.
Для дальнейшей работы нам надо разделиться группы. Каждая группа выполняет все три опыта.
- Сейчас, выполнив следующие опыты, мы докажем присутствие опыта вокруг нас.
- Давайте вспомним правила поведения опытов.
(Дежурный раздает карточки, на которых разработаны “Правила поведения при проведении опытов”).
Учащиеся используют текст в учебнике в качестве инструкции, проводят опыты и записывают в “Тетради для самостоятельных работ” результаты. Представитель каждой группы рассказывает о проведении одного из трех опытов и зачитывает выводы из тетради.
1 опыт. Необходимо положить на столе несколько мелких кусочков бумаги и взмахнуть над ними газетой.
- Что произойдет?
- Они перелетят на другое место.
- Почему?
- Воздух пришел в движение и “подхватил” на своем пути бумагу.
2 опыт. Опустить в стакан с водой комочек почвы, сухаря, мела.
- Что ты наблюдаешь?
- К поверхности воды начинают подниматься мелкие пузырьки.
- Откуда они появились?
- Когда тело опускают в воду. Она вытесняет воздух из всех щелей и отверстий, которые он занимал. В форме пузырьков воздух стремится к поверхности воды.
3 опыт. Надо налить в стакан холодную воду, поставить его в теплое место и дать воде нагреться.
- Что вы наблюдаете?
- Через некоторое время в воде и на стенках стакана появятся пузырьки воздуха.
- Откуда они взялись?
- Воздух есть в воде. Он растворен в ней.
6. Закрепление
- Давайте ответим на вопрос на странице 99.
Маша попросила Мишу убрать пустой стакан. Миша сказал, что на столе нет пустых стаканов. Один заполнен водой, второй- молоком, а третий воздухом.
Как вы думаете, прав ли Миша?
- Миша прав в своих рассуждениях. Сосуды, которые нам кажутся пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
- Какой снег лучше предохраняет почву от замерзания: рыхлый или плотный? Почему?
- Рыхлый снег лучше предохраняет почву от замерзания. В рыхлом снеге между снежинками больше воздуха, чем в плотном снеге. А воздух плохо проводит тепло.
7. Задание на дом
Выполните опыты вместе с родителями и сделайте соответствующие выводы.
Урок 2. Тема: “Воздух - смесь газов”
Задачи урока:
- расширить знания о том, что воздух смесь газов, содержащая примеси
- познакомить со свойствами кислорода и углекислого газа;
- развивать умение применять, полученные знания, анализировать, выполненную работу;
- формировать умение работать в группе и паре.
Оборудование и наглядные пособия: мультимедийный комплекс для сопровождения урока, учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, спички свечка на подставке, бутылочка с известковой водой, стеклянная трубочка или соломинка.
Ход урока.
1.Организационный момент
2. Работа с содержанием и определение темы урока
- Посмотрите в содержание учебника и назовите тему сегодняшнего урока.
(Учитель на доске записывает тему урока).
- “Воздух - смесь газов”
3. Изучение нового материала
- Воздух - это смесь газов. А из каких веществ состоит воздух?
(Дети высказывают свои предположения).Слайд 2
4. Работа с учебником
(Комментированное чтение помогает уточнить знания)
- В состав воздуха входят азот, кислород, углекислый газ и некоторые другие газы.
- Кислород, углекислый газ и азот – постоянные составные газы воздуха.
- Кроме постоянных газов в воздухе могут находиться примеси, содержание которых непостоянно. Это водяные пары, частицы дыма и пыли. Частички соли и микробы.
- Рассмотрите диаграмму “Состав воздуха” (слайд 3), чтобы лучше представить количественный состав воздуха представьте, в 100 литрах воздуха содержится :
- 78 литров – азота,
- 20 литров - кислорода
- 1 литр - углекислого газа
- и другие примеси
5. Самостоятельная работа в “Тетради для самостоятельных работ”.
- Выполните в тетради на странице 37 задание 51. Сравните свои ответы с ответом соседа.
Беседа о роли кислорода
Ученики вслух по цепочки читают в учебнике на странице 100-101.
- Один из необходимых газов, входящих в состав воздуха является кислород. Для чего необходим кислород?
На доске записываются выводы:
- Для дыхания человека, животных и растений.
- Растворенный в воде кислород расходуется при дыхании обитателями водоемов.
- В хозяйственной деятельности. При сжигании топлива в двигателях.
- Кислород поддерживает горение
6.Практическая работа Инструктаж по технике безопасности, слайд 4.
Опыт 1. Слайд 5
Учитель проделывает опыт. Дети наблюдают.
Горящую свечу накрываем стеклянной банкой. Свеча некоторое время горит, а потом гаснет.
- Почему?
- В банке кончился воздух.
- Нет, воздуха в банке достаточно. Ученые установили, что в воздухе нет кислорода, но много углекислого газа. Кислород в банке израсходовала горящая свеча.
Вывод. Слайд 6.
Кислород поддерживает горение. Углекислый газ выделяется при любом горении - дров, угля, нефти, табака, и других горючих веществ, и горения не поддерживает.
- Как можно помочь человеку, если у него загорелась одежда?
- Укрыть плотной тканью, чтобы не поступал кислород.
Опыт 2.
- А когда еще выделяется углекислый газ?
- Углекислый газ выделяется при дыхании.
Учитель выполняет. Дети наблюдают.
- Выявить наличие углекислого газа помогает известковая вода. Этот раствор в присутствии углекислого газа мутнеет. Мы убедимся, что при дыхании выделяется углекислый газ. Учитель берет в одну руку пробирку с известковой водой. А в другую - стеклянную трубочку или соломинку. Он делает вдох и выдыхает воздух через соломинку в прозрачную известковую воду. Вода на глазах мутнеет.
Вывод: при дыхании выделяется углекислый газ. Слайд 7
7. Работа с учебником (выборочное чтение)
- Какое важное условие жизни на Земле?
- Постоянный состав воздуха.
- Но во всех странах мира ежегодно сжигаются миллиарды тонн топлива. Поэтому возрастает расход кислорода и увеличивается поступление углекислого газа в атмосферу. Люди, животные, растения и даже микробы дышат и также поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
- Почему в целом на планете состав воздуха остается постоянным?
- Зеленые растения - это главный источник пополнения запасов кислорода на Земле. В растениях под воздействием солнечного света из углекислого газа и воды образуются питательные вещества и кислород.
8. Закрепление и расширение знаний
Работа с хрестоматией. Статья “Воздух, которым мы дышим”.
- Нужен ли кислород зеленым растениям?
- Да. Кислород необходим для дыхания.
- Как зеленые растения поддерживают равновесие в газовом составе атмосферы? (хрестоматия).
8.Обобщение изученного материала Игра “Круг”.
Учащиеся встают в круг и по очереди одним предложением рассказывают, что нового узнали при изучении новой темы.
9. Задание на дом
В тетради для самостоятельных работ выполнить задание 52 на странице 38
- Дополни предложение.
Урок 3. Тема урока: Свойства воздуха”
Заседание клуба “ Мы и окружающий мир”
Задачи урока:
- с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а охлаждении - сжимается, что теплый воздух легче холодного;
- формировать умения в проведении опытов, формулировки выводов;
- воспитывать чувство коллективизма и умение работать в группе.
Оборудование и наглядные пособия: мультимедийный комплекс для сопровождения урока, учебники, тетради для самостоятельной работы, хрестоматии, широкие сосуды с водой, стеклянные стаканы, велосипедный насос, петельные пружины, весы для определения веса воздуха, колбы со вставленной стеклянной трубкой, стаканы с водой, бумажные змейки для определения движения теплого воздуха, проволока или вязальная спица, карточки с правилами проведения опытов.
Ход урока.
- Сегодня, мы открываем заседание клуба “Мы и окружающий мир”. Председателем нашего заседания будет ученик 3 “Б” класса_________________.
(Учитель занимает место ученика, а председатель – специально отведенное место перед доской).
Председатель дает задание члену клуба.
- Записать на классной доске тему заседания “Свойства воздуха”.
- Всем членам клуба дома подготовить доклад “Свойства воздуха”.
- Предположите, что мог рассказать Миша о свойствах воздуха.
- Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло
(Специально подготовленный ученик рассказывает о том, как прошло заседание клуба в школе села Мирное). Слайд 8.
- Давайте прочтем второй и третий абзацы параграфа (стр.103)
- Какие вопросы задает Миша на заседании клуба?
- Как доказать, что в стакане воздух, если его не видно?
- Как взвесить воздух, тяжести которого не ощущаем?
Учитель.
- Какой выход предлагает Костя Погодин?
- Костя Погодин предлагает Мише вместе с членами клуба провести опыты с воздухом, которые помогут ему найти ответы на вопросы.
Практическая часть заседания клуба
Порядок работы в группе. Слайд 9.
- Председатель назначает руководителей групп. Руководители групп берут со стола учителя приборы для проведения 1 и 2 опытов: широкий стеклянный сосуд, стеклянный стакан и насос.
- Руководители групп напоминают членам группы правила поведения во время проведения опытов.
- Цель и план первых опытов читаем в учебнике. Коллективно в группе обсуждают план проведения опытов
- Результаты опыта учащиеся обсуждают в группе. Записывают в тетради для самостоятельных работ результаты обсуждения.
Опыт 1. Слайд 10.
Цель: доказать, что воздух занимает место (пространство).
Составление плана проведения опыта.
- Перевернутый вверх дном стакан опусти в широкий сосуд, наполненный водой.
- Удалось ли тебе почувствовать легкое сопротивление?
- Увидели вы, что вода не может заполнить стакан?
Вывод: воздух, находящийся в стакане, не “уступает” своего места воде.
- Не вынимая стакана из воды, слегка наклони его.
Что вы заметили?
- Из стакана выйдет воздушный пузырь, и часть воды войдет в стакан
Вода при таком положении стакана не может заполнить его полностью.
Вывод: воздух, как и любое другое тело, занимает пространство в окружающем мире. Слайд 11.
Вывод оформляется в тетради для самостоятельных работ.
Опыт 2.
Цель: проверить, можно ли сжать воздух?
Составление плана проведения опыта.
- Плотно прикрой пальцем левой руки отверстие велосипедного насоса, а правой рукой нажми на поршень.
Потом, не убирая пальца от отверстия, отпускай поршень.
- Что вы почувствовали?
- Палец, которым закрыто отверстие, чувствует, что воздух на него очень сильно давит. Но поршень с трудом, но сдвинется.
- Что это значит?
Вывод: воздух можно сжать.
-Почему? Когда ты отпускаешь поршень, он сам возвращается в первоначальное положение.
Вывод: Воздух обладает упругостью.
Примечание учителя: упругими называют тела, которые после прекращения сжатия принимают первоначальную форму. Сжатый воздух тоже упруг, он стремится расшириться и занять прежнее место. Вывод оформляется в тетради для самостоятельных работ.
Опыт 3. Слайд12.
Цель: доказать, что воздух имеет массу.
Оборудование: весы для определения веса воздуха (две одинаковые баночки из - под напитков, скотч, воздушные шарики, две палочки).
Ход опыта.
- Прикрепи сдутые воздушные шарики к концам палочки с помощью скотча.
- Положи длинную палочку на середину короткой, так чтобы концы уравновешивали друг друга.
- Соедини их ниткой.
- Прикрепи скотчем короткую палочку к двум банкам.
- Надуй один шарик и снова прикрепи его к палочке тем же кусочком скотча.
- Установи на прежнее место.
- Что изменилось?
- Палочка наклоняется в сторону надутого шарика.
Воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее.
Вывод: воздух имеет массу и его можно взвесить. Слайд 13.
Опыт 4. Слайд 14.
Цель: исследовать, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении.
Составление плана проведения опыта.
Ход опыта.
- Нагреть колбу со вставленной в нее стеклянной трубкой теплом своих рук.
-Что вы наблюдаете?
- Из трубки в воду выходят пузырьки воздуха.
- Что это значить?
Вывод: это происходит потому, что воздух в колбе при нагревании расширяется. Слайд 15.
- Накрыть колбу смоченной в холодной воде салфеткой.
Что вы наблюдаете?
-Вода из стакана по трубке поднимается вверх.
Почему?
Вывод: при охлаждении воздух сжимается.
Вывод оформляется в тетради для самостоятельных работ.
Опыт 5. Слайд 16.
Цель: определить, куда движется теплый и холодный воздух.
- Используя змейку, которую изготовили на уроках технологии, сначала поместили над теплой батареей, потом - под открытой форточкой.
Составление плана проведения опыта
Проведение опыта
- Куда движется теплый воздух от батареи, а куда холодный воздух из открытой форточки?
Вывод: теплый воздух легче холодного и он стремится вверх. Слайд 17.
Вывод оформляется в тетради для самостоятельных работ.
Учитель предлагает группам выяснить практическое применение знаний о свойствах воздуха.
- Давайте выясним, где в жизни используются свойства воздуха. Для этого:
1 группа в хрестоматии изучает и
обсуждает рассказ “Колокол, который
никогда не звонил”;
2 группа – “А воздух совсем ничего не
весит?”
3 группа – “Можно ли нарисовать невидимку?”
Представители каждой группы рассказывают о прочитанном
Обобщение и подведение итогов выполняет учитель
- Давайте вернемся к самому началу урока и вспомним задание.
- Подготовить доклад “Свойства воздуха”.
Работа в группах
Обсуждение плана доклада по этой теме
- Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло
- Воздух, как и любое другое тело, занимает пространство в окружающем мире.
- Воздух можно сжать. Воздух обладает упругостью.
- Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении воздух сжимается.
- Теплый воздух легче холодного и он стремится вверх.
Задание на дом
Подготовить по составленному плану доклад.