Цель урока:
Познакомить учащихся пятых классов с искусством Древней Греции и научить элементам вазописи.
Учебно-воспитательные задачи:
- Образовательная цель: Научить учеников строить древнегреческий орнамент из повторяющиеся элементов и расписывать вазы по греческим мотивам.
- Воспитательная цель: воспитание чувства ритма, и любви к истории искусства.
- Развивающая цель: развитие творчества и аккуратности.
Этапы и содержание урока:
1. Проверка знаний
2. Объяснение нового материала
3. Практическая работа
по заданиям
4. Деятельность учителя
и учащихся
5. Завершение работы
6. Выставка работ
1. Проверка знаний:
На предыдущем уроке мы знакомились с различными видами орнамента:
- Что такое орнамент?
- Какие виды орнамента вы знаетею
2. Объяснение нового материала:
Греция! Маленькая страна, занимающая южную часть балканского полуострова, страна высоких гор, зелёных долин, с трех сторон окружающих морем. В этой стране издревле жил высокоодаренный народ, создавший богатую разностороннюю культуру, замечательные памятники искусства и архитектуры. Остановимся на одной из ярких проявлений античного искусства — искусства вазописи, появившемся в период греческой архаики 6-7век до н.э.
Теперь мы рассмотрим вазопись. Античным искусством (от латинского “антиквус” — древний) принято называть искусство Древней Греции и Древнего Рима. Вазопись — роспись керамических (от греческого “керамос” - глина) сосудов. Ваза - сосуд, посуда - бытовой художественный сосуд имеющий не только повседневно- бытовое(утилитарное), но и декоративное значение.
Декоративные сосуды - ритуальные, парадные - были известны еще в первобытном искусстве. Этот вид искусства широко распространен и, в отличие от памятников скульптуры, его произведения сохранились в большом количестве до наших дней.
Древнейшим видом изобразительного искусства в Древней Греции была роспись на вазах - вазопись. Вазописью обычно называют античную - греческую живопись на вазах.
Расцвету греческой вазописи предшествовали критские вазы камарес с изысканным стилизованным криволинейным узором, изящными изображениями растений и морских животных, а также с мелким растительным орнаментом - (Демонстрация учащимся иллюстраций на доске).
Искусство вазописи дает представление о несохранившейся монументальной живописи, форма сосудов в зависимости от предназначения (Демонстрация учащимся иллюстраций на доске).
Изготовленные из глины греческие сосуды и вазы — амфоры, кратеры, перед обжигом покрывались лаком и краской, а потом представали перед людьми с диковинными картинками из жизни и быта древних греков.
Роспись по вазам была краснофигурной и черно фигурной.
Черно фигурный стиль - черные силуэты, наносившиеся на желтый или красный фон глины, на белые или пурпурные детали вазы черным лаком перед обжигом сосуда. Красно фигурный стиль - изображения цвета глины на черном фоне, наносились на уже покрытую черным лаком поверхность вазы красной краской тоже перед обжигом сосуда. Силуэт и линия — первоэлементы греческой живописи, с этого все начиналось. Легенда рассказывает, что первой художницей была девушка, очертившая на стене тень, отбрасываемую фигурой его возлюбленного.
Изображения на вазах были насыщены яркой образной и сюжетной композицией - сценками из жизни древних греков, по своему содержанию лирическими или драматическими. (Демонстрация учащимся иллюстраций).
Рисунки на вазах изображали жизнь древних греков и могли поведать о славных военных подвигах греческих героев, о несчастной и безответной любви, о суде богов, о погребении старцев и мудрецов. (Демонстрация учащимся иллюстраций и натуральных ваз и амфор малой формы). Самой рапространеной и, пожалуй, самой красивой формой греческих формой греческих сосудов была двуручная амфора с яйцевидным туловищем и сужающей горловиной, предназначенная для хранения вина. Существовали и многие другие: килик – плоская чаща на подставке, из которой пили вино; узкий кувшин - лекиф, в который наливали масло и благовония. Большие широкие кратеры служили для смешивания вина с водой, их форма давала просмотр для росписей. Знаменитый кратер, так называемая ваза “ваза Франсуса”, покрыт росписью, расположенной в несколько поясов, где изображено более 200 фигур, рассказана вся история подвигов Ахилла – героя Троянской войны. По качеству глины, формы ваз, характеру росписи ученые могут определить, где и когда была изготовлена. Есть вазы, на которых сохранились имена художников – вазописцев: Евфорния, Дириса, мастера Брига и других. К сожалению время не пощадило античную вазопись — многие из ваз разбились. Но благодаря труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас совершенными блесками черного лака. Самая большая коллекция Греческих ваз в России находится в Эрмитаже, а так же в русском художественном музее имени А.С. Пушкина
.
Античные вазы.
Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему- то не сразу.
“Подумаешь вазы!” подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала мы на них взглянули ,скучая,
Потом мы с одной пригляделись случайно,
Потом загляделись…
И может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.…
То вазы – гиганты, то карлики-вазы,
и каждая ваза – с рисунком – рассказом!
… герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает медузу горгона.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – одиссей, падающий советы.
А это – кентавры…
А это…
А это…
Но мы описать не попробуем враз,
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Сюжеты отличались широким разнообразием, поэтому Мы с Вами, дети, можем подобно древним грекам немного почувствовать себя художниками - гончарами и расписать вазы.
3. Практическая работа по заданиям:
Выполнить эскиз вазы в традициях греческих мастеров и расписать её.
4. Деятельность учителя и учащихся:
Учитель раздает ученикам листы с изображением сюжетов рисунков древнегреческих ваз и трафарет силуэта одного из видов греческих ваз (по выбору ученика)
На заключительном этапе выполнения задания у страивается выставка лучших работ. Подводятся итоги.