Цель: обращение к прочтению произведений А.С. Пушкина в контексте семейного восприятия.
Ход проекта
1. Вступительное слово учителя
Уважаемые гости, сегодня мы предлагаем вам стать участниками семейного проекта “Пушкин. Русский гений”, цель которого – обращение к прочтению произведений А.С. Пушкина в контексте семейного восприятия. Открывает наш праздник семья Логвиновых, чьё ярко выраженное творческое начало нашло воплощение в стихотворении собственного сочинения “А. С. Пушкину…”.
2. Чтение стихотворения “А.С. Пушкину…” Дмитрием Логвиновым и Людмилой Алексеевной Логвиновой, мамой Димы.Великий Пушкин, Богом данный нам поэт!
Сын дворянина знатного, легко вошедший в высший свет,
Имевший в воспитателях мадам, месье, в то время модных очень,
Но сохранивший для России душу чистой, непорочной...В нем русский дух навеки поселился от народа!
Ему красу и таинства открыла мать-природа,
Благодаря же бабушке Марии Ганнибал,
Он с детства очень много русских сказок знал!..Поклон ей низкий до земли за нужную науку,
За чувства добрые, что прививала сказкой внуку,
За то, что помним мы с тех пор до наших дней,
Царевну Лебедь, Черномора и его богатырей!На сказках Пушкина мы все произрастали,
Под их напевы сладко засыпали,
Всегда добро в них побеждало зло!
Как жаль, что в жизни пока что это не пришло!..Мир чудных сказок и народных песен
Был потому еще поэту интересен,
Что няня в детстве рядом с Пушкиным была
И кружево из них ему плела!Ей было суждено в кудрявом юном Саше
Огонь любви разжечь к поэзии народной нашей,
И слышим мы его слова признанья к ней:
“Ах! Умолчу ль о мамушке моей...”Арина Родионовна, крестьянка крепостная,
Шепча ему о подвигах Бовы, сама того не зная,
На почву благодатную роняла семена,
В историю входя за ним на вечные на времена!Игра с крестьянскими детьми была его обычным делом,
Народные гулянья посещал он смело,
И видел жизнь Руси со всех ее сторон –
И барское распутство, и народа стон!..С Никитой Тимофеичем Козловым крепостным,
Бродил по улицам московским он и площадям святым,
В кремле соприкасался с русской стариной,
Дух впитывая древней стороны родной!Он осень, зиму проводил за чтеньем книг,
От них почти не отрываясь ни на миг!
И быстро поднял знаний уровень, культуры,
Шедевры с детства зная мировой литературы!В гостях у Пушкиных – Жуковский, Карамзин,
Ни с чем общенья опыт с ними не сравним!
Читались новые стихи, произведенья,
Беседы слышал Саша, споры и сужденья...Все это стало его сердцу мило,
И к творчеству желанье пробудило,
Так, постепенно, с самых юных лет,
В нем зарождался гражданин и гениальный будущий поэт!..
3. Слово учителя
В шестом классе на уроках литературы предметом изучения стал роман А.С Пушкина “Дубровский”. Вспомним, как выглядели герои романа, проведя семейную викторину “Узнайте героя”.
- “Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени”. (Троекуров.)
- “Отставной поручик гвардии… владел семьюдесятью душами”. (Андрей Дубровский.)
- “Живописец представил её облокочённою на периллы, в белом утреннем платье с алой розою в волосах”. (Мать Владимира Дубровского)
- “Старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая”. (Няня Егоровна.)
- Ему “было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами”. (Князь Верейский.)
- Взоры мужчин и женщин обратились на неё; первые удивлялись её красоте, вторые со вниманием осмотрели её наряд”. (Маша Троекурова.)
- “Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости”. (Владимир Дубровский.)
4. Вручение семье памятного подарка
Вручение семье, ответившей на большее количество вопросов викторины, памятного подарка – книги с текстом романа А.С Пушкина “Дубровский”.
5. Слово учителя
Вопрос о взаимоотношениях главных героев романа “Дубровский” Маши Троекуровой и Владимира Дубровского заинтересовал одну из присутствующих здесь семей. В результате семейного прочтения романа Маша Козырева и её мама Ирина Анатольевна написали очень интересный доклад на тему “Жизнь как сон в романе А.С. Пушкина “Дубровский”. Послушаем его.
6. Выступление семьи Козыревых
(см. Приложение 1)
7. Слово учителя
Несколько дней назад, когда в доме, где я живу, вдруг во всех квартирах перестали показывать телевизоры и жильцы забили тревогу, мне подумалось, насколько мы с развитием научно-технического прогресса стали бедны духовно: нас лишили просмотра любимых телепередач, и мы уже не можем найти себе применения. Я с грустью предвижу, что вряд ли кого из жильцов дома посетила мысль семьёй собраться вокруг стола и, взяв в руки книгу, окунуться в мир художественного слова.
Но в то же время мне радостно сознавать, что собравшиеся здесь, в нашей уютной гостиной, семьи являются исключением из данного правила. Пример тому – семьи Майоровых и Лазаревых, которые несколько недель занимались изучением повести А.С. Пушкина “Пиковая дама”. Что из этого вышло, судите сами.
8. Инсценирование отрывков из повести А.С. Пушкина “Пиковая дама”
Сцена 1
Роли исполняют:
Лиза – Олеся Майорова;
Автор; камердинер – Наталья Дмитриевна, мама Олеси;
Графиня – Светлана Терентьевна, бабушка Олеси.
Автор. Лизавета Ивановна осталась одна: она оставила работу и стала глядеть в окно. Вскоре на одной стороне улицы из-за угольного дома показался молодой офицер. Румянец покрыл её щёки: она принялась опять за работу и наклонила голову над самой канвою. В это время вошла графиня, совсем одетая.
Графиня. Прикажи, Лизанька, карету закладывать, и поедем прогуляться.
Автор. Лизанька встала из-за пяльцев и стала убирать свою работу.
Графиня. Что ты, мать моя! Глуха, что ли! Вели скорей закладывать карету.
Лизавета Ивановна. Сейчас.
Камердинер. Книги от князя Павла Александровича.
Графиня. Хорошо! Благодарить. Лизанька, Лизанька! Да куда ж ты бежишь?
Лизавета Ивановна. Одеваться.
Графиня. Успеешь, матушка. Сиди здесь. Раскрой-ка первый том; читай вслух…
Автор. Барышня взяла книгу и прочла несколько строк.
Графиня. Громче! Что с тобою, мать моя? С голосу спала, что ли?.. Погоди: подвинь мне скамеечку, ближе…ну!
Автор. Лизавета Ивановна прочла ещё две страницы. Графиня зевнула.
Графиня. Брось эту книгу, что за вздор! Отошли это князю Павлу и вели благодарить… Да что ж карета?
Лизавета Ивановна. Карета готова.
Графиня. Что ж ты не одета? Всегда надобно тебя ждать! Это, матушка, несносно.
Автор. Не прошло двух минут, графиня начала звонить изо всей мочи.
Графиня (обращаясь к камердинеру). Что это вас не докличешься? Сказать Лизавете Ивановне, что я её жду.
Автор. Лизавета Ивановна вошла в капоте и в шляпке.
Графиня. Наконец, мать моя! Что за наряды! Зачем это?.. кого прельщать?.. (Обращаясь к камердинеру) А какова погода? Кажется ветер.
Камердинер. Никак нет-с, ваше сиятельство! Очень тихо-с!
Графиня. Вы всегда говорите наобум! Отворите форточку. Так и есть: ветер! И прехолодный! Отложить карету! Лизанька, мы не поедем: нечего было наряжаться.
Лизавета Ивановна (в сторону). И вот моя жизнь!
Сцена 2
Роли исполняют:
Автор – Каштан Денис;
Германн – Константин Лазарев;
Графиня – Анна Александровна, бабушка Кости.
Автор. Графиня сидела вся жёлтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево. В мутных глазах её изображалось совершенное отсутствие мысли; смотря на неё, можно было бы подумать, что качание страшной старухи происходило не от её воли, но по действию скрытого гальванизма. Вдруг это мёртвое лицо изменилось неизъяснимо. Губы перестали шевелиться, глаза оживились: перед графинею стоял незнакомый мужчина.
Германн. Не пугайтесь, ради бога, не пугайтесь! Я не имею намерения вредить вам: я пришёл умолять вас об одной милости.
Автор. Старуха молча смотрела на него и, казалось, его не слыхала. Германн вообразил, что она глуха, и, наклонясь над самым её ухом, повторил ей то же самое. Старуха молчала по-прежнему.
Германн. Вы можете составить счастье моей жизни, и оно ничего не будет вам стоить: я знаю, что вы можете угадать три карты сряду… Автор. Графиня, казалось, поняла, чего от неё требовали; казалось, она искала слов для своего ответа.
Графиня. Это была шутка, клянусь вам! Это была шутка!
Германн. Этим нечего шутить. Вспомните Чаплицкого, которому помогли вы отыграться.
Автор. Графиня видимо смутилась. Черты её изобразили сильное движение души, но она скоро впала в прежнюю бесчувственность.
Германн. Можете ли вы назначить мне эти верные карты? Для кого вам беречь вашу тайну? Для внуков? Они богаты и без того, они же не знают цены деньгам. Моту не помогут ваши три карты. Кто не умеет беречь отцовское наследство, тот всё-таки умрёт в нищете, несмотря ни на какие демонские усилия. Я не мот; я знаю цену деньгам. Ваши три карты для меня не пропадут. Ну!..
Автор. Он остановился и с трепетом ожидал её ответа. Графиня молчала; Герман стал на колени.
Германн. Если когда-нибудь сердце ваше знало чувство любви, если вы помните её восторги, если вы хоть раз улыбнулись при плаче новорождённого сына, если что-нибудь человеческое билось в груди вашей, то умоляю вас чувствами супруги, любовницы, матери, – всем, что ни есть святого в жизни, – не откажите мне в моей просьбе! – откройте мне вашу тайну! – что вам в ней?.. Может быть, она сопряжена с ужасным грехом, с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором… Подумайте: вы стары; жить вам уж недолго, – я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну. Подумайте, что счастие человека находится в ваших руках; что не только я, но и дети мои, внуки и правнуки благословят вашу память и будут её чтить, как святыню…
Автор. Старуха не отвечала ни слова.
Германн. Старая ведьма! Так я ж заставлю тебя отвечать…
Автор. С этим словом он вынул из кармана пистолет. При виде пистолета графиня во второй раз оказала сильное чувство. Она закивала головою и подняла руку, как бы заслоняясь от выстрела… Потом покатилась навзничь… и осталась недвижима.
Германн. Перестаньте ребячиться. Спрашиваю в последний раз: хотите ли назначить мне ваши три карты? – да или нет?
Автор. Графиня не отвечала. Германн увидел, что она умерла.
9. Слово учителя
Диме Шурыгину и его бабушке Валентине Константиновне в плане подготовки к нынешнему уроку показалось интересным обращение к прозаическому произведению А.С. Пушкина “Путешествие в Арзрум”. Более того, эта замечательная семья представила маршрут следования А.С. Пушкина из Москвы на Кавказ в виде карты, с опорой на которую Дима и выстроил своё выступление.
10. Доклад Шурыгина Дмитрия
(см. Приложение 2)
11. Слово учителя
Предлагаю собравшимся в гостиной семьям вспомнить, к какой из своих повестей А.С. Пушкин взял эпиграфом следующие слова: “Во всех ты, душечка, нарядах хороша”?
Правильно, к повести “Барышня-крестьянка”. Мне кажется, вам будет не безынтересно увидеть инсценировку эпизода из этой повести.
Роли исполняют:
Лиза – Юлия Барбашова
Настя – Ольга Васильевна, мама Юли
Лиза. За Лизою ходила Настя; она была постарше, но столь же ветрена, как и её барышня.
Настя. Позвольте мне сегодня пойти в гости.
Лиза. Изволь; а куда?
Настя. В Тугилово, к Берестовым. Поварова жена у них именинница и вчера приходила звать нас отобедать.
Лиза. Вот! Господа в ссоре, а слуги друг друга угощают.
Настя. А нам какое дело до господ! К тому же я ваша, а не папенькина. Вы ведь не бранились ещё с молодым Берестовым; а старики пускай себе дерутся, коли им это весело.
Лиза. Постарайся, Настя, увидеть Алексея Берестова, да расскажи мне хорошенько, каков он собою и что он за человек.
(Настя обещалась, а Лиза с нетерпением ожидала целый день её возвращения. Вечером Настя явилась)
Настя. Ну, Лизавета Григорьевна, видела молодого Берестова; нагляделась довольно: целый день были вместе.
Лиза. Как это? Расскажи, расскажи по порядку.
Настя. Извольте-с: пошли мы, я, Анисья Егоровна, Ненила, Дунька…
Лиза. Хорошо, знаю. Ну потом?
Настя. Позвольте-с, расскажу всё по порядку. Вот пришли мы к самому обеду. Комната полна была народу. Были колбинскте, захарьевские, приказчица с дочерьми, хлупинские…
Лиза .Ну! А Берестов?
Настя. Погодите-с. Вот мы сели за стол, приказчица на первом месте, я подле неё…а дочери и надулись, да мне наплевать на них…
Лиза. Ах, Настя, как ты скучна с вечными своими подробностями!
Настя. Да как же вы нетерпеливы! Ну вот вышли мы из-за стола…а сидели мы часа три, и обед был славный; пирожное бланманже синее, красное и полосатое… Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился.
Лиза. Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?
Настя. Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щёку…
Лиза. Право? А я так думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?
Настя. Что вы? Да этакого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.
Лиза. С вами в горелки бегать! Невозможно!
Настя. Очень возможно! Да что ещё выдумал! Поймает, и ну целовать!
Лиза. Воля твоя, Настя, ты врёшь.
Настя. Воля ваша, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день с нами так и провозился.
Лиза. Да как же говорят, он влюблён и ни на кого не смотрит?
Настя. Не знаю-с, а на меня так уж слишком смотрел, да и на Таню, приказчикову дочь, тоже; да и на Пашу колбинскую, да грех сказать, никого не обидел, такой баловник!
Лиза. Это удивительно! А что в доме про него слышно?
Настя. Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой весёлый. Одно не хорошо: за девушками слишком любит гоняться .Да, по мне, это ещё не беда: со временем остепенится.
Лиза. Как бы мне хотелось его видеть!
Настя. Да что же тут мудрёного? Тугилово от нас недалёко, всего три версты: подите гулять в ту сторону или поезжайте верхом; вы верно встретите его. Он же всякий день, рано поутру, ходит с ружьём на охоту.
Лиза. Да нет, нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же отцы наши в ссоре, так и мне всё же нельзя будет с ним познакомиться… Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь я крестьянкою!
Настя. И в самом деле; наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте смело в Тугилово; ручаюсь вам, что Берестов уж вас не прозевает.
Лиза. А по-здешнему я говорить умею прекрасно. Ах, Настя, милая Настя! Какая славная выдумка!
11. Слово учителя
Друзья мои! Каждый из вас, участвуя в семейном проекте, ещё раз убедился, что обращение вновь и вновь к творчеству А.С Пушкина, к, казалось бы, столь знакомым и дорогим сердцу произведениям гения, непременно даёт пищу для размышлений, помогает найти ответы на волнующие вопросы, способствует объединению семей. Вследствие этого позвольте закончить нашу встречу столь знакомыми сердцу пушкинскими словами: