Современная школа всех ее уровней обращается к личностно - ориентированному обучению, как одной из возможных основ ее преобразований. Личностно-ориентированное обучение рассматривается сегодня как специфическая педагогическая деятельность по созданию учащимся оптимальных условий для развития их потенциальных возможностей, духовного начала; формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации.
Личностно-ориентированное обучение понимается как совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых дисциплин.
В основе личностно-ориентированной парадигмы обучения — признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории.
Личностно-ориентированный смысл образования может быть заложен в любом типе обучения. Например, программированное или дистанционное обучение могут иметь в своей основе личностную ориентацию, а могут и не иметь ее. Личностная ориентация — один из критериальных признаков обучения любого типа или вида.
Все используемые в дидактике приемы можно разделить на две группы:
- приемы первого типа непосредственно входят в содержание усваиваемых знаний. Обеспечивающие фактическое их усвоение, они описываются в виде правил, предписаний наряду с изложением предметного содержания знаний. На их основе складываются специфические предметные способы проработки учебного материала;
- приемы второго типа не вытекают непосредственно из содержания знаний по предмету. Это приемы умственной деятельности, направленные на организацию восприятия учебного материала, наблюдения, запоминания, создания образов. Они составляют основное содержание учения, как индивидуальной деятельности, поскольку в них отражаются особенности проявления личностных характеристик, обеспечивающих познание.
На их базе формируются индивидуальные способы проработки учебного материала, которые, закрепляясь, превращаются в познавательные способности. Постоянная активизация этих способов в ходе учения - основной путь развития познавательных способностей, условие их проявления.
Ученик нередко сам является носителем этих способов; он может находить и использовать их самостоятельно, по собственной инициативе. Однако на данный момент отсутствуют методические пособия и рекомендации для педагогов и организаторов образования, отвечающие новым тенденциям и достижениям психологической и педагогической науки в данной области. Актуальность технологизации процесса проектирования значительно повысилась, поскольку в современных условиях, когда государственное проектирование в виде планов, программ, общих требований и т.д. сводится к минимуму, когда широко развертываются системы альтернативного, вариативного обучения субъектом этой деятельности становится каждый педагог, которому нужны четкие ориентиры ее осуществления.
Нами был создан урок "Механическая обработка древесины" с использованием информационных технологий, который, на наш взгляд, должен обеспечить личностно-ориентированное обучение школьников по теме “Механическая обработка древесины”.
В данной статье мы хотим познакомить учителей технологии с методикой создания данного урока, который позволяет ученикам самостоятельно получить знания об устройстве токарного станка по дереву и приемах работы на нем. С содержанием урока Вы можете познакомиться в Приложении. Создание урока сводится к сбору материала и воплощения его в наглядную форму (в виде набора страниц в формате *.html, при помощи любого HTML-редактора, в нашем случае это продукт Macromedia - Dreamweaver 8).
Процесс создания (алгоритм применённый в данном случае является на наш взгляд оптимальным):
- создаём временный каталог, в котором будет находиться главная страница под именем “Механическая обработка древесины. html”
- во временном каталоге создаётся каталог “Механическая обработка древесины_files” в котором будут находиться html-страницы с информацией, а также медиа файлы, использованные при создании урока и разбитые для удобства по категориям
- в каталоге “Механическая обработка древесины _files” создаются html-страницы с информацией о ходе урока, задании, фотографии изделий. (File→New в открывшемся диалоге выбираем Basic page→HTML и нажимаем Create, дальнейшие операции схожи с редактированием в любом текстовом редакторе, например Microsoft WORD)
- на головную страницу мы выносим краткую информацию о содержании и предназначении урока, а также ссылки на последующие несущие информацию страницы.
- все страницы для наилучшего визуального восприятия оформляется при помощи изображений, несущих определённую смысловую нагрузку
- сохраняем полученный результат на жёсткий диск компьютера. Наш урок готов.
В ходе работы над содержанием урока нами соблюдались следующие методические требования:
- изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;
- в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решений, задач;
- необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, то есть необходима разработка и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское (поисковое) мышление;
- конструирование предметного знания для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся.
Создав эти условия, учитель фиксирует индивидуальное поведение ученика, накапливает своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося, изучение и описание “познавательного профиля” ученика (своеобразный тип мышления, склонность к определённым предметам).