Цель: создание условий для воспитания будущего профессионала, обладающего непреходящими общечеловеческими ценностями, которые становятся духовными ориентирами, нормой жизни учащихся.
Задачи:
- раскрыть явление "дружбы" как формы межличностных отношений;
- обсудить роль дружбы в жизни человека;
- вырабатывать дискуссионные навыки.
Подготовка к уроку: работа с литературой, составление творческих заданий, предварительная работа с двумя учащимися (раздача стихотворений), нарезка геометрических фигур из цветной бумаги, составление электронной презентации, музыкальное оформление, подборка выставочных материалов.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, ватман, бейджики с именами ребят, маркеры цветные, литература.
Форма проведения классного часа: беседа.
Ход мероприятия
Заранее расставить стулья по кругу и пригласить ребят занять места, каждый участник должен иметь бейджик с именем. Тема классного часа выведена на экран через проектор. Выходят два ведущих.
Ведущий 1:
Приветствуем вас, уважаемые ребята!
Сегодня мы проводим классный час, тема которого ":И еще раз о дружбе:".
(оформление доски)
Одно из проявлений прогресса общества состоит в том, что каждое новое поколение, вступающее в жизнь, должно подниматься на более высокий уровень образованности, общей культуры, профессиональной квалификации, социальной активности. Наиболее интенсивный период развития человека как личности совпадает с периодом молодости. Вы пришли к нам в лицей именно в такой период. Расширился ваш круг общения, появились возможности для того, чтобы обрести здесь новых друзей. И мы постараемся раскрыть явление дружбы, обсудить роль друга и дружбы в жизни каждого из вас. А начнем мы сегодняшний разговор с истории возникновения слова "дружба". Впервые понятие слова "дружба" ввел Аристотель. Вот его слова:
: Самая прочная, верная и прекрасная дружба - это взаимная любовь людей достойных, в основе которой, естественно лежит добродетель и благо. Аристотель.
(слайд 1)
Пусть они будут сегодня нашим эпиграфом.
Ведущий 2:
А вот что о дружбе можно прочитать в толковом словаре Даля:
"Дружба - взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении".
(слайд 2)
Мы дружим с людьми, которые не всегда являются родственниками, но мы называем их "родственные души". И жить без них бывает просто невозможно. Эти люди становятся частью нашей с вами жизнью. Для человека - дружба одно из необходимых условий комфортного существования.
А какое определение можете дать вы, ребята? - Ребят отвечают.
Мы выслушали ваше мнение, ребята, узнали определение дружбы по Далю, высказывание Аристотеля, значит, дружба характеризуется:
Вывести на экран словосочетания и прочитать их вслух:
- эмоциональная привязанность
- то, чем дорожат иногда больше, чем любовью
- нравственная ценность
- контакт с другим человеком
- защита в жизни
- поддержка и опора в трудных ситуациях
(слайд 3)
А кто необходим для дружбы? - Ребята отвечают - друг.
Мы предлагаем послушать стихотворение "Друг" автора Р. Рождественского, которое прочтет один из участников мероприятия:
Мы цапаемся жестко, мы яростно молчим.
Порою - из пижонства, порою - без причин.
На клятвы в дружбе крупные глядим, как на чуму.
Завидуем друг другу мы, не знаю почему:
Взираем незнакомо с придуманных высот,
Считая, что другому отчаянно везет.
Ошибок не прощаем, себя во всем виним.
Звонить не обещаем. И все ж таки звоним!
Бывает: в полдень хрупкий мне злость моя нужна.
Я поднимаю трубку: "Ты дома, старина?.."
Он отвечает: "Дома:Спасибо - рад бы: Но:"
И продолжает томно и вяло, и темно:
"Дела:прости:жму руку:" А я молчу, взбешен.
Потом швыряю трубку и говорю: "Пижон!"
:Но будоражит в полночь звонок из темноты:
А я обиду помню. Я спрашиваю: "Ты?"
И отвечаю вяло. Уныло, свысока.
И тут же оловянно бубню ему: "Пока:"
Так мы живем и можем, ругаемся зазря.
И лоб в раздумьях морщим, тоскуя и остря.
Пусть это все мальчишество иные назовут:
Листы бумаги чистыми четвертый день живут, -
Боюсь я слов истертых, как в булочной ножи:
Я знаю: он прочтет их и не простит мне лжи!
Ведущий 1:
Выражения: " у меня полно друзей", "мой настоящий друг:" мы слышим с детства от окружающих нас людей, а потом и сами начинаем так говорить. Так ли это на самом деле? Давайте представим, каким должен быть друг. Поднимите руку те, кто считает, что у него есть настоящий друг. Какие основные качества характерны для ваших друзей, ребята?
Давайте посмотрим на экран, где выведены важные качества, присущие другу:
- Делится новостями о своих успехах
- Добровольно помогает в случае нужды
- Защищает своего друга
- Хранит доверенные ему тайны
- Не надоедает, не бывает назойливым
- Не предает в трудную минуту
- Доверяет свои сокровенные мысли
- Уважает внутренний мир друга
- Искренен в общении
- Радуется успехам друга
- Не завидует другу
- Прощает ошибки друга
(слайд 4)
Какие из представленных качеств характерны для вас? - Ребята отвечают.
Нам кажется, что очень точно и проникновенно охарактеризовал друга в своем стихотворении Владимир Высоцкий "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль":
(слайд 5)
Ведущий 2:
Возвращаемся опять к истории. Не только в художественном, но и фольклорном варианте отражено понятие "дружба", "друг". Какие пословицы о дружбе вы знаете? Ребята говорят (в кабинете оформлена выставка стихов, пословиц).
-Без друга на сердце вьюга.
-В недруге стрела - что во пне, а в друге - что во мне.
-Дерево живет корнями, а человек друзьями.
-Для дружбы нет расстояний.
-Друзья познаются в беде.
-Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-Недруг поддакивает, а друг спорит.
-Живешь не с тем, с кем родишься, а с тем, с кем сдружишься.
-Судьба послала дружбу - служи ей верну службу.
-Другом надо быть - не слыть.
-Всякий избирает друга по своему нраву.
-Скажи кто твои друзья, и я скажу, кто ты.
(слайд 6)
Как я понимаю, все мы готовы к тому, чтобы сохранять и поддерживать дружеские отношения. Для этого нужно самому быть искренними и уметь дорожить своими друзьями!
Ведущий 1:
В силу сложившихся жизненных обстоятельств мы общаемся с разными людьми (соседи, родственники, сослуживцы, продавцы, врачи, учителя и т.д.). Иногда такое общение приятно, а иногда нет. Мы надеемся получить от общения положительный результат, стараемся найти с ними общий язык. Когда человек находит в другом человеке что-то хорошее, он и сам становится милым, внимательным и приятным в общении, так возникает симпатия. Это может привести и к развитию дружеских чувств.
Итак, дружба - это форма человеческих отношений. А значит, существуют свои правила, подчиняясь которым и соблюдая их, каждый из нас может сохранить дружбу. Только через общение и постоянное взаимодействие можно обрести друзей. При этом большое значение имеют общие интересы и увлечения. Вот, что советуют психологи для поддержания дружеских отношений:
- не осуждайте
- не льстите
- будьте искренними
- интересуйтесь проблемами и чувствами (слайд 7)
Вы придерживаетесь этих ответов? Ребята отвечают.
А сейчас вновь вернемся к поэзии - послушаем стихотворение о дружбе Расула Гамзатова:
Ты счастлив тем, что многие года
Живешь спокойно, с бурями не споря.
Друзей не знаешь. То есть никогда
Ни с кем не делишь радости и горя.
Но если даже прожил ты сто лет
И голова, как мудрость поседела,
Тебе при людях говорю я смело,
Что не родился ты еще на свет.
Ведущий 2:
В завершении нашего мероприятия давайте попробуем сделать вывод: почему люди дорожат дружбой и бережно относятся к своим друзьям?
Ответ на этот вопрос вы найдете, выполнив задание. Для этого необходимо объединиться в группы, которые формируются по цвету и форме фигуры, полученных каждым участником в начале мероприятия.
Задания для групп:
жбаДру - мост это , шенныйперебро одиночеством между и ньюжиз .
жбаДру - счастье это , тороеко лаетпосы нам басудь.
жбаДру делает ньжиз интересной , смысла полной.
жбаДру делает стьесча ярким более , боль а такой не острой.
жбаДру - враг это , лечит который от нас невзгод потрясений и .
жбаДру растерянность превращает уверенность в , в - отчаяние надежду , в успех неудачу.
жбаДру - моеса шоеболь тствобога.
жбаДру - чувство это щенностизащи низжи .
Ведущий 1:
Ваша задача: расшифровать и записать на ватман маркерами получившиеся фразы, прочитать их вслух. А мы все вместе понаблюдаем за вашей дружной и слаженной работой.
Фоном к работе - отрывки из детских песен о дружбе.
Фразы о дружбе
Дружба - это мост, переброшенный между одиночеством и жизнью.
Дружба - это счастье, которое посылает нам судьба.
Дружба делает жизнь интересной, полной смысла.
Дружба делает счастье более ярким, а боль не такой острой.
Дружба - это враг, который лечит нас от невзгод и потрясений.
Дружба превращает растерянность в уверенность, отчаяние - в надежду, неудачу в успех.
Дружба - самое большое богатство.
Дружба - это чувство защищенности в жизни.
Прочтите полученные фразы.
Предлагаем всем вместе произнести ключевое слово - ДРУЖБА.
Пожелание ведущих: Мы искренне желаем вам, ребята, найти верных друзей. А если они у вас уже есть - дорожите отношениями с ними. Настоящая дружба проверяется временем и поступками!
Список литературы:
- Байль Б., Нитч К., Шеллинг К. Без паники: переходный возраст/Пер. с нем. О. Кутуминой. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.-352 с.
- Высоцкий В. Спасите наши души. , г. Барнаул; МЦ "Палитра", 1991 г.
- Гамзатов Р. Четки лет: лирика: Пер. с авар. - М.: Худож. лит., 1986. -399 с.
- Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. - м.: ООО "Издательство Астрель", ООО "Издательство АСТ" , 2001. - 992 с.
- Евтушенко Е. А. Всемирная библиотека поэзии. - Ростов -на - Дону; Изд - во "Феникс", 1996 - 512 с.
- Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. - м.: ВАКО, 2007. - 224с.
- Селевко Г. К. Социально - воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 176 с.
- Сенько, Ю. В. Педагогика понимания: учеб. Пособие/ Ю. В. Сенько, М. н. Фроловская. - М.: дрофа, 2007. - 189с.
- Современный мужской педагогический лицей: Теория и практика воспитания и обучения .-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС , 2000 .- 208с. - (Педагогическая мастерская).
- Харчев А. Г. Социология воспитания: (О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности). - М.: Политиздат, 1990. - 222 с.