Классный час по теме "И ещё раз о дружбе…"

Разделы: Математика, Химия


Цель: создание условий для воспитания будущего профессионала, обладающего непреходящими общечеловеческими ценностями, которые становятся духовными ориентирами, нормой жизни учащихся.

Задачи:

  • раскрыть явление "дружбы" как формы межличностных отношений;
  • обсудить роль дружбы в жизни человека;
  • вырабатывать дискуссионные навыки.

Подготовка к уроку: работа с литературой, составление творческих заданий, предварительная работа с двумя учащимися (раздача стихотворений), нарезка геометрических фигур из цветной бумаги, составление электронной презентации, музыкальное оформление, подборка выставочных материалов.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, ватман, бейджики с именами ребят, маркеры цветные, литература.

Форма проведения классного часа: беседа.

Ход мероприятия

Заранее расставить стулья по кругу и пригласить ребят занять места, каждый участник должен иметь бейджик с именем. Тема классного часа выведена на экран через проектор. Выходят два ведущих.

Ведущий 1:

Приветствуем вас, уважаемые ребята!

Сегодня мы проводим классный час, тема которого ":И еще раз о дружбе:".

(оформление доски)

Одно из проявлений прогресса общества состоит в том, что каждое новое поколение, вступающее в жизнь, должно подниматься на более высокий уровень образованности, общей культуры, профессиональной квалификации, социальной активности. Наиболее интенсивный период развития человека как личности совпадает с периодом молодости. Вы пришли к нам в лицей именно в такой период. Расширился ваш круг общения, появились возможности для того, чтобы обрести здесь новых друзей. И мы постараемся раскрыть явление дружбы, обсудить роль друга и дружбы в жизни каждого из вас. А начнем мы сегодняшний разговор с истории возникновения слова "дружба". Впервые понятие слова "дружба" ввел Аристотель. Вот его слова:

: Самая прочная, верная и прекрасная дружба - это взаимная любовь людей достойных, в основе которой, естественно лежит добродетель и благо. Аристотель.

(слайд 1)

Пусть они будут сегодня нашим эпиграфом.

Ведущий 2:

А вот что о дружбе можно прочитать в толковом словаре Даля:

"Дружба - взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении".

(слайд 2)

Мы дружим с людьми, которые не всегда являются родственниками, но мы называем их "родственные души". И жить без них бывает просто невозможно. Эти люди становятся частью нашей с вами жизнью. Для человека - дружба одно из необходимых условий комфортного существования.

А какое определение можете дать вы, ребята? - Ребят отвечают.

Мы выслушали ваше мнение, ребята, узнали определение дружбы по Далю, высказывание Аристотеля, значит, дружба характеризуется:

Вывести на экран словосочетания и прочитать их вслух:

  • эмоциональная привязанность
  • то, чем дорожат иногда больше, чем любовью
  • нравственная ценность
  • контакт с другим человеком
  • защита в жизни
  • поддержка и опора в трудных ситуациях

(слайд 3)

А кто необходим для дружбы? - Ребята отвечают - друг.

Мы предлагаем послушать стихотворение "Друг" автора Р. Рождественского, которое прочтет один из участников мероприятия:

Мы цапаемся жестко, мы яростно молчим.
Порою - из пижонства, порою - без причин.
На клятвы в дружбе крупные глядим, как на чуму.
Завидуем друг другу мы, не знаю почему:
Взираем незнакомо с придуманных высот,
Считая, что другому отчаянно везет.
Ошибок не прощаем, себя во всем виним.
Звонить не обещаем. И все ж таки звоним!
Бывает: в полдень хрупкий мне злость моя нужна.
Я поднимаю трубку: "Ты дома, старина?.."
Он отвечает: "Дома:Спасибо - рад бы: Но:"
И продолжает томно и вяло, и темно:
"Дела:прости:жму руку:" А я молчу, взбешен.
Потом швыряю трубку и говорю: "Пижон!"
:Но будоражит в полночь звонок из темноты:
А я обиду помню. Я спрашиваю: "Ты?"
И отвечаю вяло. Уныло, свысока.
И тут же оловянно бубню ему: "Пока:"
Так мы живем и можем, ругаемся зазря.
И лоб в раздумьях морщим, тоскуя и остря.
Пусть это все мальчишество иные назовут:
Листы бумаги чистыми четвертый день живут, -
Боюсь я слов истертых, как в булочной ножи:
Я знаю: он прочтет их и не простит мне лжи!

Ведущий 1:

Выражения: " у меня полно друзей", "мой настоящий друг:" мы слышим с детства от окружающих нас людей, а потом и сами начинаем так говорить. Так ли это на самом деле? Давайте представим, каким должен быть друг. Поднимите руку те, кто считает, что у него есть настоящий друг. Какие основные качества характерны для ваших друзей, ребята?

Давайте посмотрим на экран, где выведены важные качества, присущие другу:

- Делится новостями о своих успехах

- Добровольно помогает в случае нужды

- Защищает своего друга

- Хранит доверенные ему тайны

- Не надоедает, не бывает назойливым

- Не предает в трудную минуту

- Доверяет свои сокровенные мысли

- Уважает внутренний мир друга

- Искренен в общении

- Радуется успехам друга

- Не завидует другу

- Прощает ошибки друга

(слайд 4)

Какие из представленных качеств характерны для вас? - Ребята отвечают.

Нам кажется, что очень точно и проникновенно охарактеризовал друга в своем стихотворении Владимир Высоцкий "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль":

(слайд 5)

Ведущий 2:

Возвращаемся опять к истории. Не только в художественном, но и фольклорном варианте отражено понятие "дружба", "друг". Какие пословицы о дружбе вы знаете? Ребята говорят (в кабинете оформлена выставка стихов, пословиц).

-Без друга на сердце вьюга.

-В недруге стрела - что во пне, а в друге - что во мне.

-Дерево живет корнями, а человек друзьями.

-Для дружбы нет расстояний.

-Друзья познаются в беде.

-Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

-Недруг поддакивает, а друг спорит.

-Живешь не с тем, с кем родишься, а с тем, с кем сдружишься.

-Судьба послала дружбу - служи ей верну службу.

-Другом надо быть - не слыть.

-Всякий избирает друга по своему нраву.

-Скажи кто твои друзья, и я скажу, кто ты.

(слайд 6)

Как я понимаю, все мы готовы к тому, чтобы сохранять и поддерживать дружеские отношения. Для этого нужно самому быть искренними и уметь дорожить своими друзьями!

Ведущий 1:

В силу сложившихся жизненных обстоятельств мы общаемся с разными людьми (соседи, родственники, сослуживцы, продавцы, врачи, учителя и т.д.). Иногда такое общение приятно, а иногда нет. Мы надеемся получить от общения положительный результат, стараемся найти с ними общий язык. Когда человек находит в другом человеке что-то хорошее, он и сам становится милым, внимательным и приятным в общении, так возникает симпатия. Это может привести и к развитию дружеских чувств.

Итак, дружба - это форма человеческих отношений. А значит, существуют свои правила, подчиняясь которым и соблюдая их, каждый из нас может сохранить дружбу. Только через общение и постоянное взаимодействие можно обрести друзей. При этом большое значение имеют общие интересы и увлечения. Вот, что советуют психологи для поддержания дружеских отношений:

  • не осуждайте
  • не льстите
  • будьте искренними
  • интересуйтесь проблемами и чувствами (слайд 7)

Вы придерживаетесь этих ответов? Ребята отвечают.

А сейчас вновь вернемся к поэзии - послушаем стихотворение о дружбе Расула Гамзатова:

Ты счастлив тем, что многие года
Живешь спокойно, с бурями не споря.
Друзей не знаешь. То есть никогда
Ни с кем не делишь радости и горя.
Но если даже прожил ты сто лет
И голова, как мудрость поседела,
Тебе при людях говорю я смело,
Что не родился ты еще на свет.

Ведущий 2:

В завершении нашего мероприятия давайте попробуем сделать вывод: почему люди дорожат дружбой и бережно относятся к своим друзьям?

Ответ на этот вопрос вы найдете, выполнив задание. Для этого необходимо объединиться в группы, которые формируются по цвету и форме фигуры, полученных каждым участником в начале мероприятия.

Задания для групп:

жбаДру - мост это , шенныйперебро одиночеством между и ньюжиз .

жбаДру - счастье это , тороеко лаетпосы нам басудь.

жбаДру делает ньжиз интересной , смысла полной.

жбаДру делает стьесча ярким более , боль а такой не острой.

жбаДру - враг это , лечит который от нас невзгод потрясений и .

жбаДру растерянность превращает уверенность в , в - отчаяние надежду , в успех неудачу.

жбаДру - моеса шоеболь тствобога.

жбаДру - чувство это щенностизащи низжи .

Ведущий 1:

Ваша задача: расшифровать и записать на ватман маркерами получившиеся фразы, прочитать их вслух. А мы все вместе понаблюдаем за вашей дружной и слаженной работой.

Фоном к работе - отрывки из детских песен о дружбе.

Фразы о дружбе

Дружба - это мост, переброшенный между одиночеством и жизнью.

Дружба - это счастье, которое посылает нам судьба.

Дружба делает жизнь интересной, полной смысла.

Дружба делает счастье более ярким, а боль не такой острой.

Дружба - это враг, который лечит нас от невзгод и потрясений.

Дружба превращает растерянность в уверенность, отчаяние - в надежду, неудачу в успех.

Дружба - самое большое богатство.

Дружба - это чувство защищенности в жизни.

Прочтите полученные фразы.

Предлагаем всем вместе произнести ключевое слово - ДРУЖБА.

Пожелание ведущих: Мы искренне желаем вам, ребята, найти верных друзей. А если они у вас уже есть - дорожите отношениями с ними. Настоящая дружба проверяется временем и поступками!

Список литературы:

  1. Байль Б., Нитч К., Шеллинг К. Без паники: переходный возраст/Пер. с нем. О. Кутуминой. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.-352 с.
  2. Высоцкий В. Спасите наши души. , г. Барнаул; МЦ "Палитра", 1991 г.
  3. Гамзатов Р. Четки лет: лирика: Пер. с авар. - М.: Худож. лит., 1986. -399 с.
  4. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. - м.: ООО "Издательство Астрель", ООО "Издательство АСТ" , 2001. - 992 с.
  5. Евтушенко Е. А. Всемирная библиотека поэзии. - Ростов -на - Дону; Изд - во "Феникс", 1996 - 512 с.
  6. Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. - м.: ВАКО, 2007. - 224с.
  7. Селевко Г. К. Социально - воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 176 с.
  8. Сенько, Ю. В. Педагогика понимания: учеб. Пособие/ Ю. В. Сенько, М. н. Фроловская. - М.: дрофа, 2007. - 189с.
  9. Современный мужской педагогический лицей: Теория и практика воспитания и обучения .-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС , 2000 .- 208с. - (Педагогическая мастерская).
  10. Харчев А. Г. Социология воспитания: (О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности). - М.: Политиздат, 1990. - 222 с.