Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания о согласных звуках и соответствующих им буквах.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать полученные знания о согласных звуках и соответствующих им буквах.
- формировать умение выделять звуки в слове и давать им характеристику (проводить фонетический разбор);
- формировать навык слогового вдумчивого чтения;
- обогащать словарный запас учащихся и развивать устную речь.
2. Формировать умение ставить цель деятельности, проводить самооценку и контроль, проводить рефлексию, ставить задачи.
3. Воспитывать у детей уважение к каждому человеку и его мнению, доброжелательность и благодарность.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию.
Сегодня особенный урок мы с вами заканчиваем первую часть “Букваря”.
Сегодня на уроке мы будем повторять изученные звуки и буквы, которые их обозначают.
- Прочитайте тему нашего урока. (На доске вывешена тема урока с пропуском слова)
Повторение _____________ звуков
- Какие звуки бывают? (Глас. и согл.)
- А вот какие звуки будем повторять вы определите сами.
(На доске вывешены ряды букв. Необходимо найти лишнюю букву)
- Какая буква здесь лишняя?
М Л а Р Н В (а – буква гласного звука, маленькая)
Т К П УС (У – буква гласного звука)
Какие у нас остались буквы? Давайте их назовем.
Какие звуки обозначают эти буквы? (Согласные)
- Кто назовет тему урока?
Значит, какие звуки мы будем повторять? (Согласные звуки)
III. Работа по теме урока.
1. Повторение изученного.
Что мы уже знаем о согласных звуках? (Тв. и мяг., зв. и гл.)
На какие две группы (:)-ы буквы согласных звуков на доске? (Зв.тв., зв. мяг. и гл. тв., гл. мяг.)
Какими ещё они могут быть? (Тв. и мяг.)
Кто может расставить значки? (Один уч-ся – зв., другой уч-ся – гл.)
Давайте проверим все ли изученные буквы согласных звуков мы назвали. Открываем учебник с.90, рамка.
- Ещё раз прочитаем эти буквы.
- Какая буква согласного звука не встретилась в наших столбиках? (-Ш-)
Уч-ся дается карточка с буквой.
- В какую группу ты её определишь?
Никакую. Почему? (Буква обозначает только тв. согл. зв.) Уч-ся у доски создает группу для -ш-.
Мы многое вспомнили о звуках, а теперь поиграем в игру “Поймай звук”
2. Игра “Поймай звук” (на доске обозначение звуков, которые ловят).
- Ловим мягкий звук (карточка на доске).
- Ловим звонкий звук (карточка на доске).
а) Называю звуки: [м]; [р]; [н]; [с]; [с]; [п]; [т]; [т]; [п];
б) [в]; [к]; [т]; [р]; [ш]; [л]; [м]; [с];
3. Отгадывание загадки (составление звуковой схемы слова).
а) Мохнатенький, усатенький,
Сядет – песенки поет. (Котик)
Часто умывается,
А с водой не знается. (Котик)
На доске картинка.
- Коллективная работа.
- Сейчас мы с вами будем составлять звуковую схему слова – котик- к доске идет уч-ся, остальные у себя в тетради (в схеме - деление на слоги, ударение, безударная гласная).
- Работа в тетради.
б) Самостоятельная работа.
Маленький шарик
Под лавкой шарит. (Мышь)
- Сейчас вы будете составлять зв. схему слова – мышь - самостоятельно в тетрадях.
- Но прежде, чем приступить к работе попробуйте себя оценить.
- На полях поставьте (+), если уверены ,что задание выполните верно, (-), если не сумеешь выполнить задание, (?) - если сомневаешься.
(Двум уч-ся раздается лист, это задание они выполняют индивидуально)
- Сделали, а теперь с соседом обсудите свои схемы, если кто-то не согласен со схемой соседа, объясните в чем его ошибка.
- Те ребята у кого получились одинаковые схемы зажгите “Огонек дружбы”.
- Теперь проверьте, у кого такая же схема – встаньте, а у кого другая сядьте на корточки.
- Рядом с тем знаком который вы поставили перед выполнение задания, если вы задание выполнили верно – (+), если неверно или хотя бы одна ошибка (-).
У кого совпали знаки поднимите руку.
- Молодцы! Вы умеете оценивать свои знания.
4. Чтение слогов с доски.
Теперь потренируемся в чтении (на доске вывешены слоги).
МА; НУ; РИ; КО; ВИ; ЛУ; ЛЫ; МАЛ; МИ; ШИЛ; ЛУК; ША; ТИК; РУ; КА; СУ; НОК,
- Прочитайте слоги в которых все согласный твердый.
- Прочитайте слоги в которых все согласный мягкий.
- Среди записей найдите слова. Из скольких слогов состоят эти слова? (Каждое слово имеет один слог)
- Как вы это определили? (По количеству гласных в слове)
5. Работа по учебнику.
А теперь посмотрите в учебник.
У девочки Маши рассыпались слова. Помогите ей их собрать.
- Уч-ся составляют слова: крошка, крышка, пушка, мишка, сушка, мушка, мышка, вышка, кошка, мошка, шишка.
- Значение всех ли слов вам понятно! (Мушка, мошка, крошка, вышка)
(Показать картинки)
Почему в слове шишка выделили первый слог? (Сочетание -ши-)
Какое вы уже знаете правило правописания -ши -? (Под ударением всегда пиши -ши- с буквой -и-).
На доске вывешивается таблица с правилом.
ФИЗМИНУТКА (музыкальная)
6. Работа в парах. Отработка правильного и быстрого чтения.
(На доске появляется значок будильника)
Что это за знак? (Читай правильно и быстро)
Найдите в учебнике задание с таким значком. (Задание в красной рамочке)
- Чтение класса с учителем (карандашом выделяют слоги для чтения).
- Индивидуальное чтение.
- Чтение в парах.
- Проверка чтения.
- А кто-нибудь из вас заметил слово на изученное правило? Что это за слово? (Шишка)
Какое правило здесь используется?
- Какое слово “лишнее”?
7. Работа с текстом учебника с. 91.
1. На доске вывешивается заголовок, вместо слова сорока – картинка сороки.
а) Сегодня мы познакомимся с маленьким рассказом. Его название на доске (вместо слова сорока – картинка).
у ____________ новости
- Попробуйте догадаться о чем будет этот рассказ. (Уч-ся высказывают свои предположения)
- Прочитайте текст и узнаете, какие для вас новости приготовила сорока.
1. Чтение про себя “птичий базар”.
- Правильны ли были ваши предположения?
- Что же нам “Сорока на хвосте” принесла? (Новости)
(О каких новостях сообщает нам сорока?)
2. Чтение текста уч-ся по “цепочке” по вызову.
- Какой значок вы поместили бы рядом с текстом на страничке “Букваря”? (На доску вывешены 2 значка – ученый и художник слова.)
- Этот текст написан ученым или художником слова? (Художником слова)
- Почему вы так решили?
3. Ответы на вопросы
- Как звали мышонка?
- Что делает мышонок? (Зачитай)
-Что делает малыш? (Зачитай)
- Кто спит? (Зачитай)
- А кто шумит? (Зачитай)
Прочитайте предложение, которое относится к левой картинке в нижнем углу; в верхнем углу.
- В какое время суток сорока собирала новости? (Днем - сова хищная птица, которая днем спит, а ночью охотится)
8. Выполнение задания к тексту.
- Какое есть задание к тексту, кто обратил внимание? (Опасные места)
Отмечают “опасные места” в первом предложении.
9. Самостоятельное выполнение (“опасные места”).
10. Проверка.
ФИЗМИНУТКА (изображение лесных жителей)
IV. Закрепление Подведение итогов.
Давайте вернемся к тесту. Посмотрите ещё раз внимательно на текст и скажите, с какого звука начинаются слова в тексте. (Cогласного)
- Кто вспомнит, какую мы ставили цель урока? (Повторить согласные звуки и буквы которые их обозначают)
- Давайте назовем их.
Теперь я буду вам называть слово, а вы будете показывать с какого звука оно начинается. (Уч-ся руками показывают обозначения)
- С каких звуков начинались слова?
V. Подведение итогов.
Давайте повторим все, что вы знаете о согласных звуках.
(На доске вывеиваются обозначения в схеме)
Молодцы ! Вы все очень хорошо работали.
- А кто сегодня ещё лучше стал разбираться в согласных зв. и их буквах, поднимите руку.
- Как вы думаете, мы познакомились со всеми согл. зв. и их буквами? (Нет)
- Значит, какая у нас цель на будущее? Нам есть к чему ещё стремиться.
- Давайте, скажем спасибо I части “Букваря” за помощь в изучении звуков и букв.
- И вот “Сорока на хвосте” вам принесла II часть “Букваря”.