Урок математики в 6-м классе по теме "Умножение"

Разделы: Математика


Цель урока:

  • Организовать повторение и обобщение умножения дробей, сокращение дробей;
  • Показать многообразие действий с дробями;
  • Развитие логического мышления, математической речи;
  • Создать ситуацию радости и успеха.

Форма проведения урока: пресс-конференция.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте. Математика открыла перед вами двери в лабораторный комплекс «Умножение». Я рада нашей встрече. Вы сотрудники этого комплекса. Давайте, ребята поработаем с операцией умножения рациональных чисел. К нам в лабораторию пришли корреспонденты, их интересуют некоторые вопросы по теме « «Умножение рациональных чисел». И нашу встречу мы проведем в форме пресс–конференции.

Разминка. Устные упражнения

1.Назовите число, обратное числу:

2. Будут ли взаимно обратными числа:

 и 3;    17 и ;   0,2 и 5;  0,125 и 8;  0 и 1.

3. Назовите в виде неправильной дроби числа:

4  1  5  7

4. Выполните умножение:

-   (- )   -2

5. Скорость поезда 60 км/ч. Сколько километров поезд пройдет за 3 ч;  за за 2,5 ч?

Учитель: Впрочем, я вижу, корреспонденты готовы задавать нам вопросы, а вы готовы на них отвечать? Тогда  слово корреспондентам.

Вопросы

Корреспондент журнала «Вокруг света». Читатели нашего журнала спрашивают, правда ли, что вы смогли помочь Иван–царевичу разделить отцово наследство среди его сыновей, которые занимались этим наследством вот уже три года.

За горами, за лесами
За широкими морями
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе,
У крестьянина три сына.
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.

Поделил отец наследство
Старшему  оставил батюшка   всего состоянья, среднему а младшему   Да позабыл сказать, как его наказ выполнять. Как же вы это сделали?

(Ответ: используя основное свойство дроби, получили, что каждый из сыновей получил в наследство отцовского состояния.)

Представители юных биологов из клуба «Третья планета от солнца». Помогите нам решить задачу: «Береза живет 250 лет, сосна - 2 раза дольше, липа – в 1  дольше, чем сосна, а ель – в 1  раза дольше липы. Сколько лет живет сосна, липа, ель?». (Ответ: сосна – 600 лет, липа – 840 лет, ель – 1008 лет).

Корреспондент журнала «Знание - сила». Читатели хотят знать верно ли , что вы открыли разные пути узнавания равенства дробей.

(Ответ: Предлагаю вам дроби  и узнаем, равны ли они.

Первый способ: Коли знать желаешь, равны ли две дроби или нет, помни:

а) Если у двух дробей равны и числители и знаменатели, то эти дроби заведомо равны;

б) Если знаменатели равны, а числители нет, то дроби ясное дело не равны;

в) Если равны меж собой числители , а знаменатели отличаются, то дроби опять же равными никак не будут.

У предложенных дробей ни числители , ни знаменатели не равны, то : умножь числитель первой дроби на знаменатель второй, а после числитель второй дроби на знаменатель первой. Если  результаты меж собой равны, то и дроби равны.

  3. По другому, этот путь, мы называем путем перекрестных произведений).

Второй способ: Найдем НОК обоих знаменателей, после умножь числитель и знаменатель каждой дроби на такое число, чтобы в знаменателях дробей это НОК появилось. Если и числители окажутся равными, значит и дроби равны.

то

НОК (24, 18) =72

Третий способ: Сократи каждую дробь до той дроби, когда дальше уже сокращать нельзя будет. Коли в этом случае и числители и знаменатели равными окажутся, то и дроби, понятное дело , равны будут.

, то )

Корреспондент журнала «Серьёзные картинки». В редакцию пришло два письма от Вити Верхоглядкина и Степы Смекалкина, помогите ответить на них.

Вопрос 1.Витя Верхоглядкин пишет, что он весь вечер пытался отыскать две правильные дроби, которые были бы взаимно обратными, но безуспешно. Почему? Помогите Вите разобраться в этом вопросе.

(Ответ: Таких дробей не существует. Если дана правильная дробь, то обратная дробь будет неправильной. У правильной дроби числитель меньше знаменателя, тогда у обратной дроби числитель больше знаменателя.)

Вопрос 2. Степа Смекалкин спрашивает, сможете ли вы помочь ему ответить на вопрос . Что больше:     или

(Ответ: Так как   то  а значит )

Корреспондент журнала «Человек и закон». Читатели нашего журнала хорошо знают правовые законы нашего государства. Они хотели бы знать, выполняются ли в математике переместительный закон умножения для рациональных чисел и закон умножения нуля.

(Ответ:  От перемены мест множителей произведение не меняется. Рассмотрим пример:  Произведения в левой и в правой части равенств равны  Закон справедлив для  произведения рациональных чисел.)

Внимай! Кому? Ты в удивленье?
Доступен слуху я – не зренью.
Я бестелесен, невесом.
А кто я, я скажу потом.
Меня кружочком очертили, 
Нулем кружочек окрестили,  
Понять же людям мудрено
То, что во мне воплощено
Они запомнили названье
И видят только начертанья - 
Для них  всего лишь  цифра я;  
Подвергли действиям меня.
И всем прямым , и всем обратным…
Мне умноженье лишь приятно,
Ведь при сложении, вычитании
Меня оставят без внимания (а +0 = 0 + а = а , а – 0 = а.)
О том же , чтоб на нуль делить,
Не стоит даже говорить ….. (а : 0 –нельзя.)
А то , что ты на нуль помножишь,
В одно мгновенье уничтожишь.
Так берегись же ты нуля,
Чтоб он к нулю не свел тебя!

Учитель. Ребята, а чему равно произведение чисел 17

Корреспондент газеты «Школьные новости». От учащихся 6 «Б» класса пришло письмо в  школьную газету, где они просят помочь им разобраться в следующей задаче «Дележ». Помогите нам ответить им. 

« Араб, умирая, оставил в наследство трем своим сыновьям 17 верблюдов. Старший по закону должен получить наследства, второй  наследства. Не разделив верблюдов, сыновья обратились к судье. Тот , чтобы примирить их между собой, привел еще одного верблюда, так что верблюдов стало 18, затем он отдал старшему половину всех верблюдов (девять верблюдов) , второму сыну  наследства (шесть верблюдов) и третьему  то есть (два верблюда ), а оставшегося своего верблюда судья уводит с собой. Объясните, за счет чего каждый из сыновей получил своё наследство». Эту задачу предлагаем решить учащимся дома.

Итог урока

Учитель. Подошла к концу наша пресс- конференция. Корреспонденты журналов, получив ответы на вопросы читателей, оформят их в виде заметок и опубликуют на страницах своих изданий. Обсуждается участие каждого ученика в работе и оценивается.