Урок по развитию речи на тему "Учимся составлять текст по сюжетным картинкам"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Учиться составлять текст по сюжетным картинкам.
  2. Развивать речь и воображение учащихся.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент

(проверка всех принадлежностей к уроку, порядок на парте)

II. Подготовительная работа

1) На доске:

[ т`] [ к ] [ c ]

- Посмотрите. Чем похожи эти звуки?

(согласные, глухие, парные)

- Есть ли среди них лишний, по какому признаку?

([т `] - мягкий, остальные твердые)

- Предлагаю поставить еще два звука, догадались о каком слове идет речь?

([э] ,[т ]  [т`экст]- текст.)

- Дайте характеристику этим звукам.

2) Объявление темы урока:

- Сегодня на уроке мы будем работать над текстом, учиться составлять текст по сюжетным картинкам.

- Какие знания о тексте нам сегодня пригодятся?

Приложение 1

(Текст – это устное или письменное высказывание, состоящее из нескольких предложений, которые связаны по смыслу и последовательно. В тексте есть заголовок,  абзацы, и он должен быть закончен).

III. Работа над текстом

а) Я сейчас даю вам возможность, воспользовавшись знаниями о тексте, подумать; будет ли текстом то, что написано на доске? Я читаю вслух, а вы про себя.

Приложение 2

«Конечно, тяжело, ведь им, чтобы банку до верха наполнить, надо очень потрудиться. Живут они среди цветов и солнечной благодати. И чего они только такие сердитые и кусачие? Мед им, что ли тяжело достается? Горек для них этот сладкий мед...»

- Есть ли у вас замечания?

(нет заголовка, нарушена последовательность предложений, не закончен, есть повторение)

- А какой признак текста сохранен?

(абзац)

- Догадались, о ком идет речь?

( о пчелах)

- Как вы догадались?

- Почему решили, что текст не закончен?

(… -многоточие)

б) Сейчас я предлагаю исправить все замечания по тексту. Будем работать по группам (у каждой группы листочек с текстом). Первое задание будет для всех групп одинаковое: Восстановить последовательность предложений в тексте.

-И для каждой группы дается дополнительное задание:

1 группа - подумает о пользе пчел.

2 группа - подберет антонимы к выделенным словам.

3 группа - подберет синонимы к выделенным словам.

4 группа - подумает о заголовке. Предлагайте несколько вариантов.

5 группа - откорректирует текст, заменив повторяющиеся слова в тексте.

с)  Проверку задания начинаем с 5 группы и далее в следующем порядке: 1гр., 2гр., 3гр.,4гр.

- Как вы понимаете смысл последнего предложения?

- Хотите я прочитаю продолжение этого текста?

Приложение 3

«Как биологический вид, пчела существует 50 млн. лет. По преданиям, богатырь Илья Муромец слез с печи, на которой просидел «сиднем» 33 года, только тогда, когда выпил лечебного питья медьянного. Для того, чтобы получить 100 грамм меда, это полстакана, пчелы должны облететь и посетить миллион цветков, преодолев расстояние в 450 тысяч км.»

- Что вы можете сказать о числах?

- Так как же достается пчелам мед?

- Правильно говорят, что горек для них этот сладкий мед?

IV. Составление текста по сюжетным картинкам

- Сейчас мы переходим к заключительной и важной части нашего урока. Будем составлять текст по сюжетным картинкам, где пчелы являются главными героями.

-Какие умения нам пригодятся при составлении текста?

(наблюдать, сравнивать, фантазировать, рассуждать, работать со словарем, думать)

1) Вывешиваю картинки (в произвольном порядке).

(авторы рисунков: Саша Суанка, Кристина Бережная, Таня Иванова, Тамара Березина)

- Вам понятно, о чем идет речь?

- Как вы думаете, я правильно расположила картинки?

Помогите восстановить последовательность событий.

Перевешиваем рисунки в правильном порядке.

- Кто герои данного сюжета?

- А еще кто не догадались?

- Что такое солнце, тучи?

- Как меняется их настроение?

- Почему?

- Что можете сказать о мальчике? Он был любопытный или любознательный?

- Как вы оцениваете его поступок?

- Да, не только живая природа возмущается, но и представители неживой природы показывают свое отношение к поступку мальчика.

- Какой же главный вывод мы можем сделать по этому сюжету?

- Мы все, представители живой природы должны существовать, не принося вреда друг другу. Мы должны заботиться даже о таких маленьких существах, как пчелы, беречь их, тем более они приносят нам большую пользу.

2) Самостоятельная работа по группам.

- Сейчас наступает самый ответственный момент, будем составлять текст, работать будем по группам.

- 1 гр. - по первой картинке.

- 2 гр. - по второй картинке.

- 3 гр. - по третьей картинке.

- 4гр. - по четвертой картинке.

- 5гр. - подумает о продолжении данного события.

- На доске пословицы, выберите любую, подходящую к тексту и объясните ее.

Приложение 4

«Сделал дело - гуляй смело»

«Сам себя губит, кто других не любит»

«За глупой головой и ногам плохо»

«Жизнь дана на добрые дела»

V. Заключительный этап. Итог урока

Чтение составленных текстов, обсуждение.

- Все молодцы, всем спасибо. Работали очень хорошо! Как кто? Как пчелки!

- На следующем уроке мы этот текст отредактируем и запишем.

Литература

1. Учебник русского языка 2класс. С.В.Иванов, М.И.Кузнецова.

2. Дидактический материал «Развитие речи» К.Н.Степанова.

3. Николай Сладков «Собрание сочинений в трех томах», том 1 «Пчелы»