Цель:
- Учиться составлять текст по сюжетным картинкам.
- Развивать речь и воображение учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент
(проверка всех принадлежностей к уроку, порядок на парте)
II. Подготовительная работа
1) На доске:
[ т`] [ к ] [ c ]
- Посмотрите. Чем похожи эти звуки?
(согласные, глухие, парные)
- Есть ли среди них лишний, по какому признаку?
([т `] - мягкий, остальные твердые)
- Предлагаю поставить еще два звука, догадались о каком слове идет речь?
([э] ,[т ] [т`экст]- текст.)
- Дайте характеристику этим звукам.
2) Объявление темы урока:
- Сегодня на уроке мы будем работать над текстом, учиться составлять текст по сюжетным картинкам.
- Какие знания о тексте нам сегодня пригодятся?
(Текст – это устное или письменное высказывание, состоящее из нескольких предложений, которые связаны по смыслу и последовательно. В тексте есть заголовок, абзацы, и он должен быть закончен).
III. Работа над текстом
а) Я сейчас даю вам возможность, воспользовавшись знаниями о тексте, подумать; будет ли текстом то, что написано на доске? Я читаю вслух, а вы про себя.
«Конечно, тяжело, ведь им, чтобы банку до верха наполнить, надо очень потрудиться. Живут они среди цветов и солнечной благодати. И чего они только такие сердитые и кусачие? Мед им, что ли тяжело достается? Горек для них этот сладкий мед...»
- Есть ли у вас замечания?
(нет заголовка, нарушена последовательность предложений, не закончен, есть повторение)
- А какой признак текста сохранен?
(абзац)
- Догадались, о ком идет речь?
( о пчелах)
- Как вы догадались?
- Почему решили, что текст не закончен?
(… -многоточие)
б) Сейчас я предлагаю исправить все замечания по тексту. Будем работать по группам (у каждой группы листочек с текстом). Первое задание будет для всех групп одинаковое: Восстановить последовательность предложений в тексте.
-И для каждой группы дается дополнительное задание:
1 группа - подумает о пользе пчел.
2 группа - подберет антонимы к выделенным словам.
3 группа - подберет синонимы к выделенным словам.
4 группа - подумает о заголовке. Предлагайте несколько вариантов.
5 группа - откорректирует текст, заменив повторяющиеся слова в тексте.
с) Проверку задания начинаем с 5 группы и далее в следующем порядке: 1гр., 2гр., 3гр.,4гр.
- Как вы понимаете смысл последнего предложения?
- Хотите я прочитаю продолжение этого текста?
«Как биологический вид, пчела существует 50 млн. лет. По преданиям, богатырь Илья Муромец слез с печи, на которой просидел «сиднем» 33 года, только тогда, когда выпил лечебного питья медьянного. Для того, чтобы получить 100 грамм меда, это полстакана, пчелы должны облететь и посетить миллион цветков, преодолев расстояние в 450 тысяч км.»
- Что вы можете сказать о числах?
- Так как же достается пчелам мед?
- Правильно говорят, что горек для них этот сладкий мед?
IV. Составление текста по сюжетным картинкам
- Сейчас мы переходим к заключительной и важной части нашего урока. Будем составлять текст по сюжетным картинкам, где пчелы являются главными героями.
-Какие умения нам пригодятся при составлении текста?
(наблюдать, сравнивать, фантазировать, рассуждать, работать со словарем, думать)
1) Вывешиваю картинки (в произвольном порядке).
(авторы рисунков: Саша Суанка, Кристина Бережная, Таня Иванова, Тамара Березина)
- Вам понятно, о чем идет речь?
- Как вы думаете, я правильно расположила картинки?
Помогите восстановить последовательность событий.
Перевешиваем рисунки в правильном порядке.
- Кто герои данного сюжета?
- А еще кто не догадались?
- Что такое солнце, тучи?
- Как меняется их настроение?
- Почему?
- Что можете сказать о мальчике? Он был любопытный или любознательный?
- Как вы оцениваете его поступок?
- Да, не только живая природа возмущается, но и представители неживой природы показывают свое отношение к поступку мальчика.
- Какой же главный вывод мы можем сделать по этому сюжету?
- Мы все, представители живой природы должны существовать, не принося вреда друг другу. Мы должны заботиться даже о таких маленьких существах, как пчелы, беречь их, тем более они приносят нам большую пользу.
2) Самостоятельная работа по группам.
- Сейчас наступает самый ответственный момент, будем составлять текст, работать будем по группам.
- 1 гр. - по первой картинке.
- 2 гр. - по второй картинке.
- 3 гр. - по третьей картинке.
- 4гр. - по четвертой картинке.
- 5гр. - подумает о продолжении данного события.
- На доске пословицы, выберите любую, подходящую к тексту и объясните ее.
«Сделал дело - гуляй смело»
«Сам себя губит, кто других не любит»
«За глупой головой и ногам плохо»
«Жизнь дана на добрые дела»
V. Заключительный этап. Итог урока
Чтение составленных текстов, обсуждение.
- Все молодцы, всем спасибо. Работали очень хорошо! Как кто? Как пчелки!
- На следующем уроке мы этот текст отредактируем и запишем.
Литература
1. Учебник русского языка 2класс. С.В.Иванов, М.И.Кузнецова.
2. Дидактический материал «Развитие речи» К.Н.Степанова.
3. Николай Сладков «Собрание сочинений в трех томах», том 1 «Пчелы»