Урок-исследование по химии в 8-м классе по теме "Физические и химические явления"

Разделы: Химия


Цели урока: способствовать формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях;

обучающие: содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями; о признаках и условиях протекания химических реакций;

развивающие: развитие  умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по ТБ. Установление межпредметных связей.

воспитательные: содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету, гордости за отечественную науку.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний.

Форма урока: беседа с демонстрационными и лабораторными опытами.

Оборудование: компьютер, экран, наборы для лабораторной работы, демонстрационные опыты, мультимедийная презентация, учебник «Химия 9» О.С. Габриелян, (Приложение 1)

Ход урока

Здравствуйте ребята и гости нашего урока. Сегодня мы проведем урок- исследование.

Эпиграф: (СЛАЙД № 2)

Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой
практики и не принимаясь за химические операции.
М.В. Ломоносов

- Как вы понимаете эти слова?

Для того чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо  взять.

- Какие классы неорганических веществ вы знаете?

- Назовите их.  (СЛАЙД № 3)

- Молодцы!

Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но наши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними.

- Какие явления могут происходить с веществом парафин, мы назовем, после того как понаблюдаем за горящей свечой.  (СЛАЙД № 4)

  • плавление парафина
  • затвердевание парафина
  • горение парафина.

Изменение агрегатного состояния- это признак какого явления?

- Физического явления.

- Как будет называться явление, связанное с горением?

- Химическое явление.

Сформулируйте тему урока.

Физические и химические явления (СЛАЙД № 5) 

Что хотели бы узнать и чему научиться на уроке:

  • определить-
  • познакомиться-
  • выявить-
  • отметить-

(СЛАЙД № 6)

Учащиеся самостоятельно называют,  что они хотят получить для себя с урока.

Учитель предлагает названные  пункты включить в план урока.

ПЛАН УРОКА

1.

  • определить- сущность физических и хим. явлений
  • познакомиться-с  видами хим. реакций
  • выявить- признаки хим. реакций
  • отметить- условия протекания реакций

(СЛАЙД № 7)

2. Д/ з

3. Рефлексия

Знакомство с новой темой:

Начнем знакомство с физическими явлениями

С ними вы знакомились на уроках физики. Назовите признаки физических явлений.

Дети называют, учитель показывает демонстрационные опыты  некоторых  из них.

Сформулируйте определение физического явления.

Физическое явление- явление, которое не сопровождается образованием новых веществ, оно проявляется в изменении формы тела или агрегатного состояния.  (СЛАЙД № 8)

Назовите признаки химических явлений. Сейчас мы это еще раз проверим

Знакомство с химическими явлениями (Реакциями).

ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ

Работа в группах

У вас на столе лежат конверты с заданиями, вам необходимо их выполнить, соблюдая ТБ

И полученные результаты занести в таблицу

1 вариант

Опыт 1. «Взаимодействие мыльного раствора с раствором уксусной кислоты»

В пробирку налить 2 мл мыльного раствора, а затем к нему добавить несколько капель уксусной кислоты, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

Опыт 2. «Взаимодействие раствора уксусной кислоты с кусочком мела»

В пробирку налить 2 мл раствора уксусной кислоты, а затем опустить в нее кусочек мела. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.

Опыт 3. «Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода»

На свежий срез картофеля капнуть капельку раствора йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.

2 вариант

Опыт 1. «Взаимодействие молока с раствором лимонной кислоты»

В пробирку налить 2 мл молока, а затем добавить несколько капель лимонной кислоты и перемешать стеклянной палочкой, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

Опыт 2. «Взаимодействие пищевой соды с раствором уксусной кислоты»

В пробирку насыпать немного пищевой соды, а затем добавить несколько капель раствора уксусной кислоты, результат наблюдения занести в таблицу.

Опыт 3. «Взаимодействие картофельного крахмала с раствором йода»

В пробирку налить 2 мл раствора крахмала, а затем добавить несколько капель йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.

Полученные результаты, произошедшие  с веществами, занесите в таблицу.

название опыта

Результат

Взаимодействие мыльного раствора с раствором уксусной кислоты

 

Взаимодействие раствора уксусной кислоты с кусочком мела

 

Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода

 

 

Название опыта

результат

Взаимодействие молока с раствором лимонной кислоты

 

Взаимодействие пищевой соды с раствором уксусной кислоты

 

Взаимодействие картофельного крахмала с раствором йода

 

Проверка полученных результатов

Формулируют определение химической реакции (явления)

Химическое явление - явление, в результате которого происходит образование нового вещества.

(СЛАЙД №9)

Физкультпауза

Таблички с текстом развешаны на стенах, нужно сгруппировать их в 2  группы- физические явления и химические явления. (Дети встают и расходятся по классу, выбирая табличку)

Приложение 5

Закрепление (СЛАЙД № 10)

1. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса.
(А.С.Пушкин)

2. И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко.
Освящая тьму ночную
Далеко и жарко!
(И Суриков.)

3. В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз…
(С.Я.Маршак)

4. А если медь в печи нагреть.
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте…
(Е. Ефимовский)

5. Что за звездочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
(Е. Благинина)

6. На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело смотреть.
(А Ахматова)

7. Световых частиц поток
Падает на зеленый листок,
Листок кислород выделяет,
Углекислый газ поглощает.
(Из ответа ученика )

8. Когда металл в крутые формы льем,
Мне верится, что оживут в металле
Горячие полдневные поля.
Кипит металл и ждут его поля.
(А. Кравцов)

(Правильные ответы:  Х Х Ф Х Ф Х Х Ф.)

Обратимся к схеме химических явлений, какой из признаков мы не наблюдали?

- Появление или поглощение теплоты.

Для его подтверждения  мы просмотрим видеофрагмент «Вулкан».  (СЛАЙД № 11),

Приложение 2

- Что мы наблюдали в ходе видеофрагмента?

- Дым, пламя огня, раскаленная лава.

Как называются эти реакции в химии,  вы узнаете из учебника.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ  (О.С. Габриелян. § 26 с.90-91)

Записать определение эндотермической и экзотермической реакции в тетрадь.  (СЛАЙД № 12)

- Какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?

Просмотр видеофрагмента «Восстановление оксида меди водородом» (СЛАЙД № 13)

Приложение 3

Условия протекания химической реакции

1. Соприкосновение веществ

2. Нагревание  (СЛАЙД  № 14)

3. Присутствие катализатора

4. Поверхность соприкосновения

Закрепление (карточка)

Приложение 4

Домашнее задание

(СЛАЙД № 15)

26, термины записать в тетрадь.(задание для всех)

По выбору учащихся 2. Привести примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве.

3. Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.

Рефлексия

(СЛАЙД № 16)

В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались.

Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило …

5. Я попробую …

6. Мне захотелось…