В современной методике обучения русскому языку сложились определенные противоречия между новыми требованиями к орфографическим знаниям, умениям и навыкам и старыми подходами к решению проблемы.
Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения орфографическими навыками. Многие учителя стараются разнообразить процесс формирования орфографического навыка: подбирают стихи, предлагают записать слова в словарик и т.п. Но результаты не всегда соответствуют ожиданиям.
Существует метод, который поможет учителю справиться с этой проблемой – это моделирование. Он основан на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания. Принцип наглядности рассматривается как принцип специального использования знаковых моделей, отражающие в условной форме существенные свойства изучаемых явлений.
Изучив психологическую, педагогическую и методическую литературу таких авторов как Л.С. Выгодский, Г.К. Селевко, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик и многих других, пришла к выводам.
Одна из основных проблем заключается в том, что учащимся предлагается рассмотреть и усвоить достаточно обширный материал. Такой объем информации сложно усвоить без надлежащей систематизации.
Рисунок, особенно схематичный, доступен для ребенка, близок ему и понятен. Поэтому использование знаковых моделей учебного материала может помочь ребенку запомнить сложный материал, а участие в составлении модели позволит ученику прояснить свои знания, творческие способности и фантазию.
Опираясь на опыт учителей, которые занимались данной проблемой, были разработаны модели, позволяющие запомнить правописание орфограмм. Главное средство воспитания орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятий об орфограмме. Обучение умению находить «опасные» места рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию. В данной статье предлагаются вам знаковые модели для 1 класса.
1-2. Оформление начала и конца предложения
Человечек (Рисунок 1) по имени Пкчаг (пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно) при подведении итога урока напомнит детям о необходимости писать начало предложения с большой буквы; если предложение повествовательное, то в конце его ставить точку.
Рисунок 1
3. Заглавная буква в именах собственных
При изучении орфограммы « Заглавная буква в именах собственных» детям предлагается готовая модель (Рисунок 2).
На уроке детям предлагается составить из предложенных букв слова. Выслушиваются варианты ответов, среди которых есть слово «роза». «Как вы напишите слово «роза» и почему?»
Рисунок 2
4. Безударная гласная в корне слова
Работать над правописанием безударных гласных в корне, проверяемых ударением, помогает придуманный веселый человечек с «узелками на память» в ушах (Рисунок 3). Он оживит и конец урока при закреплении изученного: Какую тему изучали?», «Какие гласные требуют проверки при письме?», «Сколько их?», «Что надо помнить, чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне?».
Рисунок 3
5. Согласные на конце слова
Немного подкорректировав грамматического человечка, можно использовать при изучении написания согласных на конце слова. Этот портрет (Рисунок 4) смогут смоделировать сами учащиеся на этапе изучения нового материала при помощи наводящих вопросов учителя: «Назовите согласные на конце слова, которые мы выделили», «Какие они?», «Если они парные, расположим их по парам», «Как нам показать, что их надо проверить?».
Рисунок 4
Работа с применением знаковых моделей дает неизмеримо лучшие результаты, потому что по ходу обучения изучаемый материал многократно повторяется с привлечением многих видов памяти и осуществляется по следующему плану:
1. Объяснение;
2. Повторное сжатое изложение по моделям;
3. Выполнение моделей учащимися в классе;
4. Работа с текстом учебника дома;
5. Рассказ по моделям дома;
6. Выполнение моделей дома по памяти;
7. Рассказ по моделям у доски в классе или его письменное воспроизводство.
Итого не менее 7 раз. Русская пословица «Повторение – мать учения» здесь наглядно претворяется в жизнь. Учитывая, что периоды работы в классе, дома и вновь в классе отделены во времени, усвоение материала идет постепенно, глубоко.
Систематическое использование знаковых моделей при изучении учащимися русского языка является полезным. Это позволяет существенно изменить уровень осознанности, повысить грамотность, и, что самое важное, усилить интерес к изучению языка.