Цель: расширить знания детей о тексте.
Задачи:
-
познакомить с понятием монолог, диалог;
-
развивать мышление, речь, умение оформлять предложения письменно;
-
воспитывать любовь к родному языку, родной природе, уважение друг к другу.
Оборудование: полоски с предложениями соединенными вместе, ножницы, наборное полотно с буквами, учебник русского языка 1 класс, автор А.В. Полякова, листочки с набранным текстом для д\з, карточки со словами монолог, диалог.
Ход урока
1.Учитель: Наш урок начнем с приветствия.
- Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Учитель: Хором поздороваемся с солнышком.
Дети (глядя в окно, улыбаясь): Здравствуй, солнышко!
Учитель: С небом!
Дети: Здравствуй, небо!
Учитель: С птицами!
Дети: Здравствуйте, птички!
Учитель: С друзьями!
Дети (повернувшись друг к другу, улыбаясь): Здравствуйте, друзья!
Учитель: С гостями!
Дети (повернувшись к гостям): Здравствуйте!
Учитель: Что вы можете сказать о своем настроении?
Дети: Очень хорошее настроение! - Мне весело! – А мне сначала было немножко страшно, потому что у нас много гостей, а сейчас я не боюсь, они все улыбаются нам.
Учитель: Замечательно, значит можно начинать! Запишите число, классная работа.
2. Учитель: Назовите одним словом то, что вы видите на наборном полотне - Е Т С К Т.
Дети: Это буквы! - Они все большие.
Учитель: Докажите, что это буквы.
Дети: Я их вижу и могу их назвать! – А я могу их написать.
Учитель: Писать их не нужно. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете тему нашего урока.
Дети: - Нельзя составить слово, они все согласные! – Нет, тут есть гласная. – Нельзя составить, нет такого слова! – Я знаю, это слово текст!
Учитель: Вам знакомо это слово?
Дети: Да! Мы его знаем. Текст – это рассказ.
Учитель: Действительно, это слово нам знакомо и для нас оно не ново. Расскажите, опираясь на рисунок учебника на с. 79, что вы знаете о тексте.
Дети: Текст состоит из нескольких предложений.- В предложении может быть два, или три, или больше слов. – Они связаны между собой.
Учитель: Как? Веревочкой?
Дети: Нет, они связаны по смыслу одно с другим.
Учитель: Молодцы, ваши глазки были внимательны, вы все увидели на рисунке, все рассказали правильно. Эти наблюдения нам сегодня очень помогут при выполнении заданий.
Задание 1. На столе у каждого лежит полоска
ДОЛГО ГОРЕЛ КОСТЕР САМОЛЕТ СДЕЛАЛ КРУГ НАД АЭРОДРОМОМ ВЧЕРА НА УРОКЕ БЫЛ ДИКТАНТ |
Разрезать полоску на части, чтобы каждая содержала предложение.
Проверка.
Учитель: Сколько получилось предложений?
Дети: - У меня 3. – И у меня 3.
Учитель: Прочитайте первое предложение.
Дети: Долго горел костер.
Учитель: Второе?
Дети: Самолет сделал круг над аэродромом.
Учитель: Третье?
Дети: вчера на уроке был диктант.
Учитель: Что нужно знать, чтобы правильно записать эти предложения?
Дети: Что начало пишется с большой буквы, а в конце ставится точка.
Учитель: Только ли точка?
Дети: - Нет, еще можно поставить вопросительный знак. – И восклицательный!
Учитель: Прочитайте эти предложения как вопросительные, восклицательные. (дети читают с разной интонацией и разным смысловым ударением).
Учитель: Эти знания нам сейчас понадобятся при выполнении следующего задания.
Задание 2. №134
Спишите. Поставьте, где надо точки и замените строчные буквы прописными.
У дома растут густые кусты серая птица села на ветку рыжий кот крадется к птичке Сережа и Павлик прогнали кота.
Проверка.
Учитель: Сколько предложений получилось?
Дети: - У меня получилось 3. – А у меня 4. – И у меня 4.
Учитель: Давайте разберемся, сколько же здесь предложений. Прочитайте 1-е, 2-е, 3-е, 4-е.
Дети: - Я же говорил, что 4!
Учитель: Молодцы, разобрались и исправили все ошибки.
Физминутка
Учитель: 1, 2, 3, 4, 5, будем мы сейчас играть.
Я вам буду рассказывать разные новости, если они радостные, то вы громко кричите «Ура!», а если грустные «У-у-у!».
Учитель: В нашем классе самые замечательные дети.
Дети: «Ура!»,
Учитель: Самые симпатичные девчонки.
Дети: «Ура!»,
Учитель: И самые чумазые мальчишки.
Дети: «У-у-у!».
Учитель: Извините, чудесные мальчишки.
Дети: «Ура!»,
Учитель: Каждый второй у нас двоечник.
Дети: «У-у-у!».
Учитель: А каждый первый отличник.
Дети: «Ура!»,
Учитель: Скоро будет праздник.
Дети: «Ура!»,
Учитель: И всем дадут подарок.
Дети: «Ура!»,
Учитель: Целую банку горчицы.
Дети: «У-у-у!».
Учитель: Наш урок подходит к концу.
Дети: «У-у-у!».
Ошиблась, не урок, а игра.
Дети: «У-у-у!».
Учитель: Но если она вам понравилась, мы будем в нее еще играть.
Дети: «Ура!»
3. Учитель: Итак, мы выполнили с вами 2 задания. В каком из них предложения составляют текст? Докажите.
Дети: - Я считаю, что в первом. – Нет, я не согласен, там предложения не связаны между собой. А вот во втором связаны, поэтому второй это текст.
Учитель: Сделайте вывод, что такое текст.
Дети: Текст, это когда предложения между собой связаны по смыслу.
Учитель: Сравните наш вывод с выводом в учебнике с 79 (дети хором читают правило).
Учитель: Все ли вы сказали о тексте?
Дети: Нет, еще текст можно озаглавить.
Учитель: Как можно озаглавить записанный у вас в тетрадях текст?
Дети: - «Как мальчики спасли птичку».- «Дети и птичка». – «Кот и птичка».
Учитель: Какое из предложенных названий больше всего подходит и почему?
Дети: Я думаю, что все названия подходят. - И я. - Мне кажется, «Как мальчики спасли птичку». – А я считаю, что «Кот и птичка».
Учитель: Давайте посмотрим еще раз в учебник, что говорится о заглавии, и поймем, кто из детей прав. (дети еще раз читают правило в учебнике)
Дети: Больше подходит первое, оно хорошо показывает, о чем говорится в тексте.
Учитель: Молодцы, умеете думать!
4. Учитель: Прочитайте текст в № 139.
Кто наказал его?
Я обидел товарища. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
- Кто наказал его? – спросила соседка.
- Он сам наказал себя, - ответила мама.
Учитель: О ком рассказал мальчик? Докажите.
Дети: он рассказал о себе, потому что везде говорит, я обидел, я ударил
Учитель: Прочитайте еще раз слова мальчика.
Когда говорит один человек – это монолог. (на доске появляется карточка со словом «монолог»)
Учитель: С кем разговаривает мама?
Дети: - С соседкой.
Разговор двух или нескольких человек называется диалогом. (на доске появляется карточка со словом «диалог»)
Учитель: Как бы вы ответили на вопрос соседки?
Дети: Как мама, он сам наказал себя, с такими детьми никто не хочет дружить. – Не надо никого обижать.
Учитель: Что вы можете сказать о мальчиках из № 134 и 139?
Дети: Мальчики, которые спасли птичку – добрые, а этот мальчик злой. – А мне его жалко, он один. Чтобы не остаться одному, надо хорошо к другим относиться.
Учитель: Спишите выделенные слова в № 139, разделяя их на слоги.
Проверка.
5. Учитель: Сейчас я кое-что прочитаю вам, а вы внимательно послушайте и скажите, можно ли это назвать текстом и почему.
Олег и Юра живут в Москве. Летом они поедут на дачу. Едет и приговаривает: «Битый небитого везет». Там живет дедушка Семен. Дед плачет, баба плачет. Рядом с деревней лес и река. Ребята любят ходить в лес. «Ау, ау, подруженьки!» Мальчики будут удить рыбу. - Опустишь хвост в прорубь и приговаривай: «Ловись, рыбка большая и маленькая!»
Учитель: Это текст?
Дети: Нет, это не текст. – Тут ничего не понятно. – здесь смешались разные сказки.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы получился текст?
Дети: Убрать лишнее, то что не связано. – Сказки убрать, они разные.
Учитель: Выполните это задание дома, данный текст перед вами на листочках.
6. Учитель: Предлагаю поиграть еще в одну игру «Доскажи словечко-антоним»
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь - … (низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь - … (близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты - …(храбрец).
Теперь «начало» я скажу,
Ты скажешь мне - … (конец).
7. Учитель: Наш урок подошел к концу. Чему научились на уроке?
Дети: - Мы учились еще раз правильно записывать предложения. - Я научилась делить текст на предложения. – Я понял, что нельзя никого обижать
Учитель: Что нового вы узнали?
Дети: Я узнала, что текст можно озаглавить. – А я узнала, что такое монолог и что такое диалог.
Учитель: При выполнении каких заданий не испытывали затруднений?
Дети: Мне легко было разделить текст на предложения, у меня все было правильно. – Я сначала неправильно записала начало предложения, но потом исправила.
Учитель: Что было интересным?
Дети: Мне все было интересно. – Все понравилось. – Я еще хочу поиграть.
Учитель: И мне было интересно с вами работать, слушать ваши рассуждения, видеть, как вы думаете, приобретаете новые знания. Спасибо за работу.